Экскурсия "На родине Виктора Петровича Астафьева"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Современная литература богата любимыми именами, но для тех, кто имеет отношение к Сибири, имя Виктора Петровича Астафьева особенно дорого. Каждое его произведение - общественное событие. Трудно найти язык, на  который   не были бы переведены   его творения.

Презентация.

В.П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой "вредительство". Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. С той  поры река   отметиной пройдёт по всем произведениям Виктора Петровича, он проведёт на реке свои лучшие дни, часы,   о которых напишет   книги, поминая в них свою мать. Мать оставалась в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением, и он не стал отягощать тот образ бытовыми подробностями. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей - Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных.

О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, В. Астафьев рассказал в первой части автобиографии "Последний поклон". Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за "северной дикой деньгой", Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями - Виктором и новорождённым Николаем - отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца - Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбозаводом и взял сына на промысловую рыбалку. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом. "Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки", - напишет впоследствии В.П. Астафьев. Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позже в рассказ "Васюткино озеро".

Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на хлеб в станке Курейка. "Детство мое осталось в далеком Заполярье, - напишет спустя годы В. П. Астафьев. - Дитя, по выражению деда Павла, "не рожено, не прошено, папой с мамой брошено", тоже куда-то девалось, точнее - откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры". Собрав денег на билет, Виктор уезжает в Красноярск, поступает в ФЗО. "Группу и профессию в ФЗО я не выбирал - они сами меня выбрали", - расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.

В 1942 году В.П. Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года направлен в действующую армию.(слайд 8) Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и "За освобождение Польши". Несколько раз он был тяжело ранен. В 1944 году в Польше был контужен.

После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Пермской области.

В1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей. В марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. В начале сентября девочка Лидия умерла - время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда. В 1948 родилась дочь Ирина (умерла в 1987) и в 1950 - сын Андрей. В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.

В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете "Чусовской рабочий", Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ "Гражданский человек"; впоследствии он назовет его "Сибиряк". С 1951 по 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты "Чусовской рабочий. В 1951 году в газете "Чусовской рабочий" опубликован первый рассказ Астафьева "Гражданский человек". С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга "До будущей весны" вышла в Перми в 1953 году. В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959-1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве. В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду.

60-е годы чрезвычайно плодотворны для писателя: написана повесть "Кража" (1961-1965), новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах "Последний поклон": "Зорькина песня" (1960), "Гуси в полынье" (1961), "Запах сена" (1963), "Деревья растут для всех" (1964), "Дядя Филипп - судовой механик" (1965), "Монах в новых штанах" (1966), "Осенние грусти и радости" (1966), "Ночь темная- темная" (1967), "Последний поклон" (1967), "Где-то гремит война" (1967), "Фотография, на которой меня нет" (1968), "Бабушкин праздник" (1968). В 1968 году повесть "Последний поклон" выходит в Перми отдельной книгой.

Еще в 1954 году Астафьев задумал повесть "Пастух и пастушка", а осуществил свой замысел почти через 15 лет - в три дня, "совершенно обалделый и счастливый", написав "черновик в сто двадцать страниц" и затем шлифуя текст. Написанная в 1967 году, повесть трудно проходила в печати и впервые была опубликована в журнале "Наш современник" в № 8, 1971 г. Писатель возвращался к тексту повести в 1971 и 1989 годах, восстановив снятое по соображениям цензуры.

В 1975 году за повести "Перевал", "Последний поклон", "Кража", "Пастух и пастушка" В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького.

В 60-е же годы B. П. Астафьевым были написаны рассказы: "Старая лошадь" (1960), "О чем ты плачешь, ель" (1961), "Руки жены" (1961), "Сашка Лебедев" (1961), "Тревожный сон" (1964), "Индия" (1965), "Митяй с землечерпалки" (1967), "Яшка-лось" (1967), "Синие сумерки" (1967), "Бери да помни" (1967), "Ясным ли днем" (1967), "Русский алмаз" (1968), "Без последнего" (1968).

К 1965 году начал складываться цикл затесей - лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они печатаются в центральных и периферийных журналах. В 1972 году "Затеси" выходят отдельной книгой в издательстве "Советский писатель". В 1972 году В. П. Астафьев пишет "Оду русскому огороду". С 1973 года в печати появляются рассказы, составившие впоследствии знаменитое повествование в рассказах "Царь-рыба": "Бойе", "Капля", "У золотой карги", "Рыбак Грохотало", "Царь-рыба", "Летит черное перо", "Уха на Боганиде", "Поминки", "Туруханская лилия", "Сон о белых горах", "Нет мне ответа". Публикация глав в журнале "Наш современник" шла с такими потерями в тексте, что автор от огорчений слег в больницу и с тех пор больше никогда не возвращался к повести, не восстанавливал и не делал новых редакций. Лишь много лет спустя, обнаружив в своем архиве пожелтевшие от времени страницы снятой цензурой главы "Норильцы", опубликовал ее в 1990 году в том же журнале под названием "Не хватает сердца".(слайд 13) Впервые "Царь-рыба" была опубликована в книге "Мальчик в белой рубахе", вышедшей в издательстве "Молодая гвардия" в 1977 году. В 1978 году за повествование в рассказах "Царь-рыба" В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.

В 70-е годы писатель вновь обращается к теме своего детства - рождаются новые главы к "Последнему поклону. Повесть о детстве - уже в двух книгах - выходит в 1978 году в издательстве "Современник".

С 1978 по 1982 год В. П. Астафьев работает над повестью "Зрячий посох", изданной только в 1988 году. В 1991 году за эту повесть писатель был удостоен Государственной премии СССР.

В 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск, в Овсянку. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества. Здесь им написаны роман "Печальный детектив" (1985) и рассказы "Медвежья кровь" (1984), "Жизнь прожить" (1985), "Вимба" (1985), "Светопреставление" (1986), "Слепой рыбак" (1986), "Ловля пескарей в Грузии" (1986), "Тельняшка с Тихого океана" (1986), "Голубое поле под голубыми небесами" (1987), "Улыбка волчицы" (1989), "Мною рожденный" (1989), "Людочка" (1989), "Разговор со старым ружьем" (1997).

В 1989 году В. П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

17 августа 1987 года скоропостижно умирает дочь Астафьевых Ирина. Ее хоронят на кладбище в Овсянке. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе маленьких внуков, Витю и Полю. Жизнь на родине всколыхнула воспоминания и подарила читателям новые рассказы о детстве - рождаются главы: "Предчувствие ледохода", "Заберега", "Стряпухина радость", "Пеструха", "Легенда о стеклянной кринке", "Кончина", и в 1989 году "Последний поклон" выходит в издательстве "Молодая гвардия" уже в трех книгах. В 1992 году появляются еще две главы: "Забубенная головушка" и "Вечерние раздумья". На родине В. П. Астафьевым создана и его главная книга о войне - роман "Прокляты и убиты": часть первая "Чертова яма" (1990-1992) и часть вторая "Плацдарм" (1992-1994), отнявшая у писателя немало сил и здоровья и вызвавшая бурную читательскую полемику.

В 1994 году "за выдающийся вклад в отечественную литературу" писателю была присуждена Российская независимая премия "Триумф". В 1995 году за роман "Прокляты и убиты" В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.

С сентября 1994-го по январь 1995-го мастер слова работает над новой повестью о войне "Так хочется жить", а в 1995-1996 годах пишет тоже "военную" повесть "Обертон", в 1997 году он завершает повесть "Веселый солдат", начатую в 1987 году, - война не оставляет писателя, тревожит память. Веселый солдат - это он, израненный молодой солдат Астафьев, возвращающийся с фронта и примеривающийся к мирной гражданской жизни.

В 1997-1998 годах в Красноярске осуществлено издание Собрания сочинений В. П. Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора.

В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда.

В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности. "Ни дня без строчки" - это девиз неутомимого труженика, истинно народного писателя.

С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР. В 1993 году подписал "Письмо 42-х". Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии "Триумф", Государственной премии России (1995, 2003 (посмертно), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997). С 1999 года Виктор Петрович Астафьев - почетный профессор КГПУ, а с 28 января 2004 года Красноярский государственный педагогический университет носит его имя.

29 ноября 2001 года не стало великого русского писателя. Согласно предсмертной воле писателя, гражданская панихида прошла в здании краевого музея. Проводить писателя в последний путь пришли губернатор Красноярского края А. Лебедь, полпред президента в Сибирском федеральном округе Л. Драчевский, мэр Красноярска Петр Пимашков, известные деятели российской культуры. Согласно завещанию, Виктор Петрович был похоронен в родном селе Овсянка, недалеко от Красноярска, на кладбище рядом с могилой дочери Ирины.

После ухода писателя нам остались его книги: "Пастух и пастушка", "Гусь пролетный", "Царь-рыба", "Прокляты и убиты", "Последний поклон". Землякам, жителям Овсянки останутся еще большая библиотека и церковь, построенные на средства Астафьева. Отпели автора "Царь-рыбы" в Овсянке, в церкви, построенной на его средства.

29 ноября 2006года состоялось торжественное открытие памятника В. П. Астафьеву.Церемония прошла при участии представителей краевой и городской администрации, родственников и друзей Астафьева, литературной и культурной общественности, жителей города. Автор проекта памятника - московский скульптор Игорь Линевич-Яворский. Архитектором проекта реконструкции площади перед Культурно-историческим центром является заслуженный архитектор России Арэг Демирханов. Увековеченный в бронзе, знаменитый земляк будет стоять во весь рост на площади у Культурно-исторического центра.

Смотровая площадка. Смотровая площадка находится на Слизневском утесе близ деревни Овсянка, родины прославленного писателя В.П. Астафьева, где родился, жил и работал автор повести "Царь-рыба". Расположена на 23 километре Дивногорской трассы, на отвесной скале, на высоте 300 метров. Она открывает захватывающий дух вид на могучий Енисей и окрестности. Смотровая площадка была создана в 70-х годах ХХ в. В 2004 году к 80-летию Астафьева здесь был установлен четырехметровый и трехсоткилограммовый енисейский осетр, отлитый из металла. Площадка пользуется огромной популярностью у жителей Красноярска и гостей города. Это один из символов Красноярска, "святое" место для молодоженов. Подержаться за усы "царь-рыбы" считается доброй приметой, неместные бросают монетку к подножию памятника и загадывают вернуться сюда ещё, вспомнить В.П. Астафьева - прикоснуться к великому и вечному. Памятник "Царь-рыбе" посвящен одному из знаковых произведений писателя о человеке и природе, их единстве и противоборстве. Но прежде всего, это памятник писателю.

Название повествованию дала глава "Царь-рыба", имеющая обобщенный символический смысл. Царь-рыба - огромный осетр. С ним борется человек - символ освоения и укрощения природы. Очень драматичен финал борьбы - рыба уходит от человека, чтобы умереть. Человек тесно связан с Природой, но  забывает об этом,  губит ее и себя. "Время жалкое, оголтелое плодит себе подобных - сделать всё похожим на себя стремится современный, убогий умом обыватель, и улучшает, улучшает, усовершенствует он дикую природу. Понакатали бетону на Слизнёвский утёс, сделав так называемую смотровую площадку, и довольны собой, не понимают, что улучшать такую природу - всё равно, что жемчуг глотать... И ещё, современный рвач, этот преобразователь природы, не хочет понять, что и Слизнёвский, и Манский утёсы, и вся вокруг благодать принадлежит всем людям, они Богом созданы не для услаждения вельможи иль ловкого проходимца...", - писал Астафьев в "Затесях".

"Некому теперь сказать людям горькую и жестокую правду о них самих. Астафьев говорил, не боялся. Он заслужил это право судить нас по делам нашим. Его правда была близка и понятна даже людям иных языков и наречий, поскольку все мы живем на одной планете и плывем в одной лодке", - так сказал М.Успенский о великом нашем земляке.