Л.В. Бетховен. "Звучанье струн души"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Оформление: портрет Л.В.Бетховена и даты жизни; на боковой стене зала рисунки учащихся художественного отделения, изображающие сцены из жизни композитора и Вены 18 века.

Музыкальное сопровождение: “К Элизе”; “Сурок”; Патетическая соната 2ч.(отрывок); Симфония №5 (фрагмент 1ч.); Симфония №3 (фрагмент); Симфония №6 (фрагмент); Симфония №9 (фрагмент Финала)

Участники: Ведущая – педагог; 1-й ученик; 2-й ученик – роль Г. Нефе; 3-й ученик – роль Бетховена; 4-й ученик – роль современника композитора.

ТСО: Рояль, музыкальный центр, телевизор с DVD-плеером (или проектор)

Ход мероприятия:

Вступление:

Ведущая: Сегодня наш вечер посвящен знаменательной дате. В декабре исполняется 240 лет со дня рождения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

Бетховен – это одно из замечательных явлений мировой культуры. Я думаю, что многие из вас знакомы с произведениями этого композитора.

1. Звучит Багатель “К Элизе” (исполняет учащийся на рояле).

Вы конечно же узнали это произведение.( Зрители называют название)

Бетховен говорил: “Душа подлинного музыканта – это арфа, струны которой звучат лишь тогда, когда их касаются человеческие судьбы, только тогда музыка не будет “пустым звоном”.

Давайте же сегодня вновь перелистаем страницы жизни этого великого человека и постараемся услышать струны его души…

2. Звучит отрывок из “патетической сонаты” (исполняет учащийся на рояле).

I. Детство

Характер человека и его отношение к жизни, мировоззрение, в основном формируется в детстве. Каким же оно было у Бетховена?

1-ый ученик: Л.Бетховен родился в 1770г. в немецком городке Бонн. Точная дата его рождения не известна, известно, что крестили его 17 декабря 1770г.

Семья жила в трех комнатах на чердаке небольшого домика

В одной из комнат с узким окном хлопотала его матушка, добрая и нежная, которую он обожал. Она умерла от чахотки, когда Людвигу было 16, ее смерть стала первым сильнейшим потрясением в его жизни.

Многие черты характера, такие как гордость и независимость нрава, настойчивость и неистовую работоспособность, Бетховен унаследовал от деда, который был по происхождению фламандцем, и приехав в Бонн своим упорством завоевал всеобщее уважение и был удостоен звания “господина придворного капельмейстера”.

Отец также был способным музыкантом (он обладал красивым голосом, играл на скрипке, клавесине), но опьяненный легким успехом вел весьма скандальную жизнь. Обнаружив у сына музыкальные способности, он хотел сделать из него виртуоза, наподобие Моцарта, чтобы решить материальные проблемы семьи. Он заставлял его по 5-6 часов в день повторять скучные упражнения, а иногда, придя домой пьяным, будил его ночью и сонного, плачущего усаживал за клавесин. Но, несмотря на все это, Людвиг очень любил своего отца и жалел его.

Ведущая: Одно из самых известных сочинений этого периода, это песенка “Сурок”

3. “Сурок” (исполняет учащийся на рояле)

II. Бетховен – ученик.

Ведущая: Огромное влияние на развитие человека оказывает не только семья, но и учителя. Это не только те люди, которые тебе дают какие-то знания, но они могут стать и духовными наставниками, людьми которые повлияют на мировоззрение человека, на его личностные качества и отношения к жизни.

Первая значимая и знаковая встреча для Бетховена произошла когда ему исполнилось 12 лет в , тогда когда в его родной город приезжает Христиан Готлиб Нефе.

2-ой ученик (В роли Г.Нефе): Христиан Готлиб Нефе приехал в 1782г. в Бонн. Благодаря его участию увидело свет первое сочинение 12-ти летнего Бетховена – “Фортепианные вариации на тему марша композитора Дресслера”.

Ведущая: Нефе писал о своем ученике

2-ой ученик: “Этот юный гений заслуживает поддержки… Если он будет продолжать в том же духе, как и начал, из него выйдет второй Вольфганг Амадей Моцарт”.

Ведущая: Нефе был незаурядный человек, один из самых передовых и образованных людей того времени. Он называл себя “врагом церемониала” и “ненавистником льстецов”, эти черты потом ярко проявились в характере Бетховена.

Во время частых прогулок мальчик жадно впитывал слова учителя и его идеи и мысли пронес через всю свою жизнь.

2-ой ученик: “Дарование – это еще не все, оно может погибнуть, если человек не обладает дьявольским упорством. Потерпишь неудачу, начни снова. Сто раз потерпишь неудачу, сто раз начни снова. Человек может одолеть любое препятствие. Дарования и щепотки достаточно, а упорства нужен океан. А кроме дарования и упорства нужна еще уверенность в себе, но не гордыня. Храни тебя Бог от нее”.

Ведущая: Спустя много лет Людвиг в письме поблагодарит Нефе за мудрые советы, но что тот скромно ответит.

2-ой ученик: “Учителем Людвига Бетховена был сам Людвиг Бетховен”

Ведущая: Людвиг не получил систематического образования. Общеобразовательную школу ему пришлось оставить в 11 лет, потому что он начал работать.

В 1789г. он поступил в Боннский университет на философский факультет, но бросил его после первого курса.

И не смотря на то, что в общем не получил образования, Бетховен был очень образован и развит, потому что всю свою жизнь занимался самообразованием.

Он знал несколько иностранных языков (французский, итальянский , латынь), увлекался философией, литературой. Читал греческих писателей Платона, Плутарха, Гомера; многое знал из творчества Шекспира.

Бетховен интересовался естествознанием и высоко оценивал роль науки в современной культуре. Когда он переехал из Бонна в Вену, то так как ему приходилось общаться в свете, он брал уроки верховой езды и танцев.

Следующая значимая встреча случилась в 1792г., когда Гайдн проезжал через Бонн на пути из Англии. Посмотрев “Траурную кантату” юного Бетховена Гайдн воскликнул: “Мой юный друг, ваше место в Вене!”

Вскоре Людвиг отправляется в музыкальную столицу мира брать уроки у маэстро.

Эти уроки продолжались недолго. Гайдн посвящал Бетховена в тайны классической композиции, строгого сочинения прошлых лет, а ученик старался, питая к своему учителю бесконечное уважение. Но…

Они принадлежали к разным эпохам, их взгляды на жизнь и искусство существенно отличались. Грозная, мятежная музыка ученика пугала Гайдна, он пытался усмирить его буйную фантазию.

Но несмотря на разногласия, отношения между ними оставались теплыми на протяжении всей их жизни.

После Гайдна учителем Бетховена стал Иоганн Альбрехтсбергер. Он был лучший теоретик, написал учебник по композиции. Однако Бетховен отказывался слепо следовать строгим правилам. Хотя став уже зрелым мастером он вновь обратился к учебнику Альбрехтсберга и изучал теорию музыки заново.

Последним венским наставником Бетховена был Антонио Сальери. Он пытался научить Людвига легкости вокального письма итальянцев. Но и это не прельщало Бетховена.

Верный своему чутью, полный решимости и надежд, он отправился в самостоятельный путь.

Он многому учился у И.С.Баха и Ф.Генделя, которых называл композиторами достигшими вершины музыкального искусства.

Но многому он учился и у природы. Еще в детстве он любил долгие прогулки по городу и его окрестностям. Выезжая каждый год из Вены в деревню он подолгу гулял и во время таких прогулок очень часто рождались идеи произведений.

Он много работал. Большую часть сознательной жизни Бетховен провел с карандашом в руках. Бесчисленное множество набросков записал он в книгах эскизов, карманных записных книжках; на отдельных нотных листах и между строк разговорных тетрадей; в календарях, на счетах кухарок; даже на подоконниках и на стенах

Он говорил друзьям:

3-й ученик: “ Я встаю даже ночью, если мне что-нибудь приходит в голову, иначе я могу позабыть свою мысль”.

4-й учащийся: “в его доме царит поистине удивительный беспорядок. Книги и ноты разбросаны по всем углам. Но Бетховен строго распределял свой день. Он вставал очень рано и от зари до обеда работал – вернее, записывал созданное накануне. Остальное время дня композитор обдумывал и упорядочивал свои идеи, что лучше всего удавалось ему при быстрой ходьбе. При любой погоде Бетховен в послеобеденное время гулял, дважды “обегая” весь город”.

3-й учащийся: “…Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи? Этого я не в состоянии вам сказать достоверно…я улавливаю их на лоне природы, в лесу, не прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбужденным настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, шумят, бушуют, пока не станут передо мной в виде нот…”

4-й учащийся: Он мог помногу раз переделывать несколько тактов; для написания 20-ти тактов он мог потратить 16 листов.

3-й учащийся: “Я переделываю многое, отбрасываю, пробую снова до тех пор, пока не бываю удовлетворен, и тогда в моей голове начинается переработка в ширину, в длину, в высоту и глубину. Так как я сознаю, чего хочу, то основная идея не покидает меня никогда; она поднимается, она вырастает, и я вижу и слышу образ во всем его объеме, стоящим перед моим внутренним взором как бы в отлитом виде”.

Ведущая: А вот еще одно из воспоминаний современников Бетховена. Доктор Ваврух говорил: “Бетховен зачастую целыми днями и неделями, с редкой выносливостью писал на склоне какого-нибудь лесистого холмика.

Иногда же, прервав работу, не обращая внимание на ненастье, выбегал из дому еще разгоряченный и обуреваемый своими мыслями и просиживал часами во время метели в самых неуютных местах”.

Можно сказать, что природа тоже было учителем и музой Бетховена, а услышать это можно например в “Пасторальной симфонии”.

4. Звучит отрывок из Пасторальной симфонии №6

III. “Один против судьбы”

Но самым суровым учителем была жизнь Бетховена. И сразу вспоминается уже знакомая нам тема из Симфонии №5, которую сам Людвиг Бетховен назвал “так судьба стучится в дверь”. Ему ли не знать этого стука…

5. Звучит отрывок из Симфонии №5 (1ч.) Л.Бетховена.

Первый раз “судьба постучалась”, когда он в 1786 г. приехал в Вену, когда только что прозвучали такие важные для него слова В.А. Моцарта, что о нем может заговорить мир, если он и дальше продолжит заниматься музыкой.

В это время приходит известие о том, что смертельно больна его мать. К этому времени отец уже совсем опустился и 17-летний Бетховен берет на себя заботу о своих младших братьях.

И в это тяжелое время “судьба протянула ему руку помощи”: у него появились друзья, у которых он нашел поддержку и утешение. Это была семья Брейнингов (Елена фон Брейнинг и ее дети Элеонора и Стефан). В их доме он научился ценить людей.

И вновь Вена… Слушатели рукоплещут ему. Хотя он творил не для денег и славы.

3-й ученик: “Что за бессмыслица. Я никогда не думал писать для известности или для славы. Нужно дать выход тому, что у меня накопилось на сердце, – вот почему я пишу”.

Ведущая: Он еще молод, и критерии собственной значимости для него являлось ощущение силы. Он не терпел слабости и невежества, относился свысока как к простому народу, так и к аристократии, даже к людям которые любили его и восхищались им.

Но в его сердце жила искренняя потребность быть нужным людям.

3-й ученик: “Мне не нужно ничего, кроме чувства довольства, которое сопровождает доброе дело”.

Ведущая: Он с щедростью помогал своим друзьям когда они нуждались в этом, но в гневе бывал к ним безжалостен. В нем сталкивались огромная сила любви и такой же силы презрение.

Говорят, юности свойственны подобные крайности. Но приходит время, когда человек стоит перед выбором своего пути…

Бетховену свой выбор вновь помогла сделать судьба, это был очень сильный и жестокий “удар судьбы”…

Болезнь подступала постепенно, в течении шести лет, и обрушилась на Людвига в возрасте 30-32 лет. Она поразила его в самое чувствительное место – в его слух!

Он старался скрывать свою глухоту от всех, и постепенно его глухота отрезает его от друзей, общества, любви и самое страшное – от искусства!

Но в этот же момент, может это вновь рука помощи судьбы, начинает рождаться новый Бетховен.

К физическим страданиям этого времени добавляются еще и душевные. Его друг Вегелер писал, что не помнил Бетховена иначе как в состоянии страстной влюбленности. Любовь для Бетховена была святыней. Он влюблялся до безумия, предавался мечтам о счастье, но постоянно в скоре наступало разочарование и он переживал горькие муки.

Так случилось и в 1801г. Он давал уроки графине Джульетте Гвичарди и писал своему другу Вегелеру:” Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня, и любима мной.”Но замуж Джульетта выйдет за другого.

Ей Бетховен посвятил свою Сонату №14, которую он назвал “В духе фантазии”, а в 1832г. уже после смерти Бетховена, немецкий поэт Людвиг Рельштаб дал ей название “Лунная” (Слайд №)

6. Звучит 1 часть Сонаты №14.

Итак в физических и душевных муках Бетховен в 1802 г. уезжает из Вены в поместье Гейлигенштадт.

Он в отчаянии и находясь между жизнью и смертью в октябре 1802г пишет своим братьям письмо, которое позже назовут “Гейлигенштадтским завещанием”.

3-й ученик: “О люди, вы, считающие меня бессердечным, упрямым, эгоистичным, – о, как вы несправедливы ко мне! … С самого раннего детства мое сердце было склонно к нежному чувству любви и доброжелательству… При моем горячем, живом темпераменте, при моей любви к общению с людьми, я должен был рано уединиться, проводить мою жизнь одиноко… Мысль покончить с собою нередко приходила в голову. Только искусство удержало меня от этого; мне казалось, что я не имею права умереть, пока не совершу всего, к чему я чувствую себя призванным… На 28-м году я должен был сделаться философом. Это не так легко, а для художника труднее, чем для кого-нибудь. О божество, ты видишь мою душу, ты знаешь ее, знаешь, сколько в ней любви к людям и стремления делать добро. О , люди, если вы когда-нибудь это прочтете, то вспомните, что были несправедливы ко мне; и пусть всякий, кто несчастен, утешиться тем, что есть подобный, который, вопреки всем препятствиям, сделал все, что только мог, чтобы быть принятым в число достойных художников и людей”.

Ведущая: И Бетховен не сдался! Он не успел дописать завещание, как судьба вновь стала благосклонна. Он принимается за написание новой, а затем и самой его любимой “Третьей симфонии”.

7. Звучит Симфония №3 (фрагмент).

Он хотел посвятить ее своему кумиру Наполеону Бонапарту. Он ценил его очень высоко, но узнав, что Наполеон провозгласил себя императором, порвал титульный лист с посвящение и в ярости воскликнул:

3-й ученик: “Этот – тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!”

Ведущая: Новое название 3-ей симфонии, которое она носит, гласило – “Героическая”.

После всего того, что произошло с Бетховеном, он понял и осознал самое главное: “Все, что есть жизнь, да будет посвящено великому и пусть будет святилищем искусства!”

После этих кризисных лет рождаются самые гениальные из его произведения: сонаты “Апоссионата”, “Аврора”, “Крейцерова соната”, Симфонии №5 и №6 “Пасторальная”. Выбрав свой жизненный путь, маэстро словно получил новые силы.

Шли годы. Постоянное беспокойство о племяннике, опеку над которым Бетховен взял после смерти брата, напряжение от работы, глухота, болезнь глаз, желудка и печени – все это сделало его стариком уже в 50-ти летнем возрасте…

Самым важным событием этих лет стало написание и премьера Девятой симфонии. Эта симфония считается вершиной мастерства, необычна она тем, что в финале звучит хор.

В декабре 1826г. Л. Бетховен поехал по делам своего племянники. Эта поездка оказалась для него роковой. Три месяца болезни тяжко мучили его, а он говорил о новых сочинениях. Он до последних минут не терял чувство юмора и сочинил канон: “Доктор, закройте ворота, чтобы не пришла смерть”. У него была водянка и при 4-ой операции, когда из его живота хлынула вода, то Бетховен сказал “ лучше вода из живота, чем из под пера”.

Умер он 26 марта 1827г. В час его смерти разразилась настоящая буря с линем, грозой и градом.

IV. Заключение

Бетховен говорил “Господи, помоги мне преодолеть себя”. Он хотел, чтобы его музыка “высекала огонь из сердец людей”

Он был учителем при жизни и остается им после смерти. Услышав его 9-ю Симфонию, Вагнер решил стать музыкантом, Ромэн Ролан, говорил, что благодаря музыке Бетховена в его “жилы вливалась свежая, новая кровь”.

Каждый человек стремится к счастью, преодолевает трудности, ищет смысл своей жизни. Никогда не останавливаясь на достигнутом, стремясь вперед, к новым открытиям Бетховен намного опередил свое время. Он хотел быть нужным людям. Так пусть пример его судьбы и музыка вдохновляют и помогают людям многие века.

Литература:

  1. Великие музыканты Западной Европы. Хрестоматия для учащихся/ составитель Григорович В.Б. – М.: Просвещение, 1982., 224 с.
  2. А.Маркина Бетховен. Один против судьбы. // Журнал “Человек без границ” №11, 2008г., с.4-19.