Внеклассное занятие "В царстве математики"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • активизация познавательной деятельности учащихся,установление взаимосвязи между учебной и внеурочной исследовательской работой, приобщение к самостоятельному добыванию знаний.
  • восстановление диалектической взаимосвязи между историей человечества и историей математики.
  • раскрытие причинно-следственных связей, закономерностей исторического процесса.

Оборудование: исследовательские работы детей, рукописный сборник задач (составлен учащимися), проектор,компьютер.

Ход занятия

I Организационный момент.

Игра "Телефон".(Действия по алгоритму). Приложение 1

Издавна люди называют математику царицей наук,потому что математика применяется в различных областях знания. Великий ученый Галилей сказал: "Математика есть алфавит, по средством которого Господь начертал Вселенную". И с самого начала своего существования на земле человечество пыталось расшифровать буквы этого алфавита.

Сегодня у нас встретятся две науки:математика и ...

- Разгадайте ребус: И 100 рия.

- Что изучает история?

История - совокупность наук,изучающих прошлое человеческого общества.

Мы сегодня поговорим о прошлом математической науки. А так как прошлое - категория временная,то начнем с рассказа о том, как люди научились измерять время.

Как люди научились измерять время

(Выступления учащихся)

На нашем необычном уроке мы узнаем некоторые факты из истории развития математической науки в мире и в России.

Отправимся во владения царицы Математики.

Числовая карусель (работа в парах)

Прочитайте,запомните числа,воспроизведите. Слайд 9

(Пишут на листах вместе)

801 841 861 851 831

- Какое число лишнее? Почему? Каким числом его можно заменить?

- Расставьте числа в порядке убывания.

- Дополните каждое число до 90 десятков.

Как много операций вы смогли проделать с числами.

А всегда ли люди умели считать?

Как люди научились считать. (Выступления учащихся)

Числовой коврик (Групповая работа.)

Узнать, является ли квадрат магическим. (Приложение 2)

Как люди научились считать.

Арифметика - наука о числах . Она имеет дело со значениями чисел, их символами и способами работы с ними.

Никто арифметику не "изобретал". Она возникла из человеческих потребностей.

Нумерация стала основой арифметики, а потом человек научился производить и четыре основных арифметических действия -складывать, вычитать, умножать,делить.

- Предлагаем вам посчитать. "Кто быстрее?"

Математическая эстафета. "Идем в гости" (карточки с примерами.)

II. Во владениях Математики.

Профессор:

Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлетать,
Надо многое знать, надо много уметь.
И при этом, и при этом, вы заметьте-ка,
Очень важная наука А-риф-ме -ти -ка!

Царица Математики:

- А ребята знакомы с владениями принцессы Арифметики?

Профессор:

- Мы это сейчас узнаем.

Принцесса Арифметика: покажите свои фокусы.

Принцесса Арифметика:

- Сейчас я заставлю вас всех получить Нужное мне число.

Числа моих владений, Ваше величество, исправно трудятся. Только Миллион зазнался. Он считает себя одним из самых больших чисел и с презрением смотрит на меньшие числа. Особенно достается от него маленькому Нолику.

Царица Математики:

- Позвать ко мне этого Зазнайку Миллиона!

(Цилиндр, тросточка. Поет)

Миллион:

- Я - одно из самых больших чисел! Меня должны уважать все, а особенно маленький Нулик,который Вообще ничего не значит. Тьфу! Пустое место,

Царица Математики:

- Миллион! Ты должен быть наказан.

Профессор, позовите ко мне Нолика.

 Профессор :

- Нолик, явись со своим братом к царице Математике!

(Рассказ о нуле) Слайд13 Презентация.

Царица Математики:

- Нолик, ты должен уничтожить Миллион с помощью одного из арифметических действий.

- Ребята, с помощью какого знака это можно сделать? Когда Миллион превратиться в ноль?

(Составляется пример. Карточки со знаками у детей. 1000000 *0=0)

Миллион, ты уничтожен.

Миллион:

- Простите меня! Я больше не буду хвастаться и зазнаваться. Да я и не самое большое число.

(Рассказ о бесконечности ряда натуральных чисел.) Слайд14

 1 Нолик:

Напрасно думают, что ноль играет маленькую роль.
Когда-то многие считали,что ноль не значит ничего,
и, ка ни странно, полагали, что он совсем не есть число.
Но о его особых свойствах мы поведем сейчас рассказ.

 Коль ноль к числу ты прибавляешь
иль отнимаешь от него,
в ответе тотчас получаешь
опять то самое число.

А+0=0

а-0=0

2 Нолик:

Попав, как множитель, средь чисел, он мигом сводит все на нет.
И потому в произведении один за всех несет ответ.

А*0=0 а*в*0=0

 А относительно деления
нам твердо помнить нужно то,
что уж давно в научном мире
делить на ноль запрещено. А:0
И впрямь: какое из известных
Число за частное нам взять,
когда с нолем в произведении
все числа ноль лишь могут дать?

Царица Математики:

А ребята знакомы с владениями принцессы Геометрии?

Профессор:

- Принцесса геометрия, явитесь с докладом к Ц.М.

Рассказ о линейке. Об измерении на Руси.

 III История знакомства с первыми цифирными школами.

Значительный шаг вперед в деле образования и просвещения россиян был сделан Петром I. Открытые им военно-технические школы являлись центром распространения математического образования.

В 1701г. Петр I учредил школу "Математических и навигационных наук" .Подготовка к обучению в школе осуществлялась в двух начальных классах:русская школа для обучения чтению и письму и цифирная школа для преподавания элементарной арифметики.

Чтение стихотворения.

- Все ли понятно вам в этом стихотворении?Не удивляйтесь, ведь эти слова написаны 300лет назад замечательным русским математиком, создателем первого учебника "Арифметика", по нему обучались дети в цифирных школах.

- Вы узнаете его имя, если решите математическую цепочку.

(100:2х5-70+220)х2+200 (Приложение3)

900 - Михаил Ломоносов

1000 - Леонтий Магницкий

(Рассказ о Леонтии Магницком)

Считание удобное

- Давайте совершим заочное путешествие по страницам "Арифметики" Леонтия Магницкого.

Раздел учебника, где дети изучали таблицы сложения и умножения, назывался "Считание удобное".Слайд 22.

Рассмотрим старинный способ умножения.

  • Во-первых, компоненты назывались не так, как в современной школе.
  • Во-вторых, при умножении использовали прием раздвоения при одновременном удвоении.

(Исследовательская работа в парах.)

80х4

150х4

- Выполните действия так, как это сделали бы ученики 200 лет назад.

Выполните умножение современным способом.

Сравните результат.

Сделайте вывод, как удобнее считать .

IV Решение задач.

(Арифметическая мозаика)

Итог.

- Что нового узнали?

- Что понравилось на уроке?