Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок обществознания в 9-м классе "Добро и зло. Долг и совесть"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цель урока: Сформировать преставление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

Задачи:

  1. Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
  2. Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
  3. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.

План урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Рефлексия деятельности.

Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Планируемые результаты:

знать:

– определение понятий “добро”, “зло”, “долг”, “совесть”;

– что человеческое поведение определяется моральными требованиями, конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь;

– что, благодаря пониманию своего долга перед окружающими, человек осознает свою ответственность перед людьми.

уметь:

– характеризовать критерии морального поведения;

– доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора4

– обосновать моральный выбор в ситуации неопределенности с позиций морально-этических категорий добра и зла;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки конкретных поступков людей и своих собственных;

– участвовать в моделировании ситуации в реальной жизни.

Ход урока

1 этап: актуализация

Слайд №1: изображение города с Мастером

Учитель начинает урок с притчи “Бабочка”:

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

Слайд №2: изображение бабочки на ладони

– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

Вопросы учащимся:

– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).

– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

– А сохранение ее жизни? (это добро)

Слайд №3: слова: “добро” и “зло”

– Это и будет темой нашего урока: “Добро и зло. Долг и совесть”.

Учитель открывает доску, на которой нарисованы человечки (добрый и злой). Дает задание ученикам: написать рядом характеристики, составляющие понятия “добра” и “зла”,озвучивая их всему классу. После этого предлагает следующее задание:

– Попробуем, исходя из этих характеристик, дать определение понятиям “добро” и “зло”.

Слайд №4: определение понятий “добро”, “зло”

Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека.

2 этап: постановка проблемы

Учитель:

– Итак, мы провели четкую границу между добром и злом. А в жизни всегда ли возможно провести эту границу? (ответы детей)

– Я предлагаю вам посмотреть эпизод фильма Алексея Германа “Проверка на дорогах”.

Слайд №5: сюжет фильма “Проверка на дорогах”.

На фоне сюжета без звука учитель комментирует:

– Партизаны получили задание взорвать мост вместе с немецким эшелоном с военной техникой и боеприпасами, направляющийся к линии фронта. Во время операции они столкнулись с непредвиденными обстоятельствами: под мостом проплывала баржа с русскими военнопленными. Что же делать? Взрывать или не взрывать?! Проблема выбора.

Вопросы учащимся:

Как вы думаете, как поступили партизаны? Взорвали они мост, под которым проплыла баржа с советскими военнопленными?

– Как бы вы поступили на их месте и почему?

– В данной ситуации можно провести четкую границу между добром и злом?

(Ответы детей)

Слайд №6: проблемный вопрос

– Итак, главный вопрос урока:

Как определить позицию добра в отсутствии четкой грани между добром и злом?

3 этап: решение проблемы

Учитель:

– Поиск ответа сложен, потому что вопрос труден. Универсального ответа на него нет. Предлагаю вам поработать сообща в режиме мозгового штурма.

Слайд №7: правила мозгового штурма

  • Предложения краткие
  • Критика запрещена
  • Все идеи фиксируются
  • Фантазия приветствуется
  • Идеи лишаются авторства

Учитель:

Я вам предлагаю посмотреть фрагмент фильма “Катынь” Анджея Вайды, который посвящен трагическим событиям 1940 года – расстрелу польских офицеров в смоленской деревеньке Катынь. Именно туда летел самолет польского президента Леха Качиньского. Эпизод фильма повествует о попытке жены одного из офицеров спасти своего мужа из плена. Снова ситуация выбора. Попробуйте понять и высказать свое мнение: почему офицер делает именно такой выбор?

Слайд №8: сюжет фильма “Катынь”

После просмотра сюжета начинают работать в режиме мозгового штурма. Два ученика фиксируют предлагаемые варианты. Затем учитель проводит анализ предлагаемых вариантов и из ответов учащихся выбирает ключевое слово “ совесть”.

4 этап: моделирование понятия “совесть”

Слайд №9: портреты мыслителей

Учитель:

Так что же такое “совесть”? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запиш