Резервные возможности "Игротеки" в работе педагога-психолога

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями ставится задача поиска внутренних источников развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг.

Создание специальных условий для развития игры – основного вида деятельностью ребенка дошкольного возраста помогает решать ряд вопросов, связанных как с оптимизацией организации воспитательно-образовательного процесса, так и с формированием и коррекцией различных социальных типов взаимоотношений в детско-взрослом коллективе.

В МБДОУ № 97 “Детский сад “Светлица” оборудовано отдельное помещение “Игротека”, в котором выделены специальные игровые зоны, оснащенные материалами для детей разного возраста – это позволило расширить жизненное, игровое пространство детей.

Посещать “Игротеку” имеют возможность все воспитанники детского сада, их родителя, будущие воспитанники ДОУ, педагоги.

В каждом возрасте существует проблема адаптации к новому. Для детей раннего возраста посещение “Игротеки” позволяет приобрести и развить определенные социальные, бытовые навыки и подготовиться к посещению детского сада.

Для детей при переходе от одного сообщества в другое (в период закрытия групп) посещение “Игротеки” и специально организованные игры также помогут более эффективно адаптироваться к новым условиям, развить определенные навыки социализации.

Иногда в группе детского сада нет возможностей для формирования различных типов взаимоотношений между взрослыми и детьми, развития процессов индивидуализации. Отдельное пространство со специально организованными зонами помогает ребенку реализоваться в соответствии с его интересами и наклонностями.

Игротека является дополнительным развивающим и образовательным пространством, местом для проведения коррекционных занятий и программ социализации с дошкольниками.

В “Игротеке” мною проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми и родителями.

Индивидуальные занятия проводятся в случаях необходимости оказать адресную поддержку и помощь ребенку, семье.

Цели индивидуальных занятий:

  • создание условий для выражения ребенком своих желаний, соображений, аффектов;
  • подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывающих его психологические особенности;
  • содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности, доброжелательного отношения к людям;
  • содействие гармонизации внутрисемейных отношений.

Цели групповых занятий:

  • обучение детей коммуникативным навыкам,
  • развитие эмоционально-личностной сферы,
  • развитие навыков саморегуляции и самоконтроля,
  • профилактика личностных расстройств,
  • содействие изменению и гармонизации позиции родителей, имеющих детей с “особыми потребностями”, оптимизация внутрисемейных контактов.

Формирование групп осуществляться в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Минимальное количество детей 3–4, максимальное 10 человек.

В работе реализую три основных модели групповой работы: педагогической группы, группы социализации, группы интеграции.

Целью педагогической группы является обучение детей различным навыкам (коммуникативным).

Целью группы социализации является оказание помощи детям в решении ситуаций, связанных с возрастными кризисами, социально-эмоциональными проблемами в развитии ребенка (нарушение поведения, трудности в общении, агрессия, тревожность, нарушенные взаимоотношения во взросло-детском сообществе).

Группа интеграции функционирует как любая из перечисленных моделей и помогает ребенку с особыми потребностями овладевать необходимыми ему навыками в среде обычно развивающихся сверстников.

На территории игротеки апробирую формирование временных разновозрастных групп (в рамках любой модели) дошкольников, это позволяет решать ряд существенных вопросов, связанных с развитием детей.

Разновозрастная группа расширяет возможности социализации ребенка и создает дополнительные условия для личностного роста.

Создание психолого-педагогических условий, способствующих адаптации ребенка к ДОУ и его дальнейшему разностороннему развитию через внедрение новых форм взаимодействия с детьми и родителями – основная цель работы “Игротеки для будущих воспитанников”.

Основные задачи:

  • подготовка ребенка к посещению группы раннего возраста и обеспечение легкой адаптации к новым условиям;
  • знакомство родителей с новыми способами взаимодействия с ребенком в процессе обучения и воспитания;
  • обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком в ходе общения и развивающей работы:
  • расширение знаний родителей о психофизических возрастных особенностях.

Опыт работы показал, что дети, чьи родители участвовали в совместной работе “Игротеки для будущих воспитанников” легче привыкают к детскому саду. Они уже знакомы с помещениями дошкольного учреждения, с взрослыми, которые будут с ними работать, легче привыкают к режиму

“Игротека – территория игры” об этом знают все взрослые и дети детского сада “Светлица”.

В практику моей работы прочно вошли игровые занятия для педагогов дошкольного учреждения с целью ознакомления их с новыми игровыми приемами и играми для детей определенного возраста.

Занятия в “Игротеке для педагогов” проводятся 1 раз в квартал.

С целью гармонизации детско-родительских отношений и в качестве консультации проводятся игровые занятия для родителей всех групп ДОУ.

Задача – продемонстрировать несколько вариантов игр, проконсультировать родителей по поводу игр и игрового материала в связи с той или иной ситуацией развития ребенка.

Игровые сеансы помогают выявлению качества взаимодействия членов семьи, поддержки активной позиции родителей, формированию партнерских отношений между детьми, родителями и педагогом-психологом.

Особое внимание уделяю детям с особенностями в развитии. Как правило, все воспитанники этих групп имеют нарушения эмоционально-личностной сферы, что является следствием родовых травм, родительских ошибок, связанных с непоследовательностью в воспитании, крайности в восприятии своего ребенка, неумение общаться и играть с ребенком, конфликтами в семье, разводами.

Эти дети часто “допекают” взрослых своей эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью, упрямством, агрессией, беспокойством и страхами.

На помощь таким детям и их родителям приходит игра под руководством педагога-психолога.

Функции игры в данном направлении работы:

  • Диагностическая – наблюдение за спонтанной игрой детей без вмешательства специалистов и педагогов. После наблюдения мною проводится серия направленных игр (игры с мячом, оживление игрушек и др.) на их примере виден игровой опыт ребенка и его проблемы в познании и раскрытии себя.
  • Психологическая – преодоление страхов, торможения и беспокойства, излишнего напряжения и неуверенности при нахождении своевременного выхода из стрессовой ситуации.
  • Обучающая – обучение новым, более адаптивным навыкам поведения, прежде всего взаимодействию в специально создаваемых (моделируемых) проблемных ситуациях.

Перед проведением игрового комплекса обговариваем с родителями негласные правила:

  • Нужно поддаваться ребенку для создания ситуации успеха. При этом нельзя впадать в крайности: дети очень чувствительны к фальши. Играть надо по-настоящему, но так, чтобы в конечном итоге выиграл ребенок.
  • Именно в момент победы ребенка следует завершить игру, при этом нужно дружно и громко похвалить его.
  • Необходимо условиться, что в роли проигравшего всегда оказывается педагог – психолог. Причем мои достижения должны быть значительно скромнее достижений ребенка.

Занятия организую по следующей модели:

  • Ребенок и взрослый – партнеры, они примерно равны, просто у взрослого больше опыта. Таким образом, работа ведется не над ребенком, а вместе с ним.
  • Она направлена на сам процесс взаимодействия между взрослым и ребенком; этот процесс рассматривается как предмет работы педагога – психолога.
  • Внимание фокусируется не на том, что ребенок не может делать, а на том, что он способен делать сейчас, чтобы достичь чего-то большего.

В данной модели большое значение приобретает самостоятельная игровая деятельность ребенка. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми.

Таким образом, использование “Игротеки” в моей психолого-педагогической деятельности направленно на развитие и социализацию детей раннего возраста, коррекцию и развитие эмоциональной сферы всех воспитанников, повышение психологической культуры педагогов и родителей.

Список использованной литературы.

  1. Российская лекотека (А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина, В.Н.Ярыгин, Л.В.Ярыгина, И.Е.Аверина, Н.А.Светлова, Н.Я.Семаго, П.И.Шабан, И.В.Шарая, С.В.Уилсон) Москва, 2001.
  2. “Центр игровой поддержки ребенка” Н.Ю.Житнякова , “Обруч” 2007, № 4.
  3. “Игротека – универсальная среда ДОУ” Комарова О.А.,Кротова Т.В. “Справочник старшего воспитателя” № 3,2009 г.
  4. “Российская леготека” В.Ярыгин Обруч № 2, 2007.
  5. Материалы Интернета.