Применение на уроках ИЗО графического редактора "Paint"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока: знакомство с искусством и культурой Японии.

Задачи урока:

  • раскрыть отличительные признаки искусства Японии, связь с природой, понимание красоты человека.
  • познакомить с особенностями национальной одежды японцев(кимоно, оби , гэты), формировать художественные знания.,умения, навыки;
  • научиться изображать национальную одежду японок через передачу черт лица, прически;
  • развивать навыки владения кистью, любовь к прекрасному, художественный вкус. межпредметные связи.
  • продолжить учить ребят работать с программой “ Paint” на компьютере.

Оборудование: картины, рисунки с изображением японской национальной одежды, гэты, кимоно, музыкальные диски с японской мелодией, географическая карта, карточки с набором новых слов, гуашь, кисточки, баночки, листы, компьютер.

Это второй в 4 классе урок по теме “ Образ художественной культуры Японии” в четверти. На первом занятии дети познакомились с географическим местоположением Японии, традициями, узнали о празднике цветения сакуры, архитектурных постройках.

На данном уроке продолжаем знакомство с искусством Японии. Будем изображать японок в национальной одежде с использованием графического редактора “Paint”.

Это позволяет полностью устранить одну из важнейших причин неуспеваемости– неуспех. Все дети, включая самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны. Исчезают комплексы, скованность, страх перед результатом. Вырабатывается усидчивость, внимательность, аккуратность, развивается моторика пальцев. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Реализуются творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности. Применение компьютера создает на уроке эмоциональный настрой, что положительно сказывается на развитии художественного творчества, повышении мотивации.

Ход занятия:

  1. Вступление.
  2. Повторение изученного о природе, архитектуре Японии.
  3. Знакомство с национальной одеждой японцев. (Демонстрация костюмов, иллюстраций, слайдов.)
  4. Практическая работа в программе “ Paint” на компьютере, в альбомах.
  5. Рассказ про чайную церемонию (чаепитие).
  6. Подведение итогов(коллективная композиция).
Основные этапы урока, время Деятельность учителя Деятельность учеников Обоснование
Организационный (3минуты)

Сообщение темы урока

 

Навожу должный порядок в классе, устанавливаю дисциплину. Включаю японскую мелодию.

Сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с искусством Японии. На уроке мы познакомимся с национальной одеждой японцев, постараемся ее нарисовать.

Слушают. Проговариваем тему урока. Ребята должны понять цели и задачи.
2. Повторение изученного на прошлом уроке

(5минут)

Прежде, чем приступить к новому материалу, давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке о Японии ?

 

 

Внимательно слушаю учащихся.

Японию называют страной восходящего солнца. Там люди встречают самыми первыми рассвет. Другое название Японии – Ямато.(показ на карте)

Японцы очень любят природу, умеют любоваться луной, водопадами, травами.

Они поклоняются красоте. Каждый уважающий себя японец, разводит у себя маленький сад, где растут карликовые растения, бьют маленькие фонтаны, водопады. Каждую весну японцы любуются цветением вишни – сакуры.

Приложение 1 < Рисунок 1 >

Архитекторы возводят свои постройки так, чтобы они сливались с окружающей средой .Они странной формы, как шляпки, называются– пагоды.

< Рисунок 2 >

 

Рассказ ребят направлен на повторение изученного материала и закрепление.

Отвечают те дети, у которых хорошая память, дикция.

3. Новый материал

(11минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Физкультминутка.

(1мин)

 

 

 

 

6 . Практическая, самостоятельная работа (19мин)

 

 

 

 

 

 

Пока дети про чайную

Сообщение про чайную церемонию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Домашнее задание.

(1 мин)

 

 

 

 

8. Подведение итогов. оценивание работ.

Кимоно – это национальный костюм Японии.. Это слово первоначально означало вещь для того, чтобы носить: ки-носить, моно-вещь. Сейчас это слово используется для традиционного японского предмета одежды во всю длину. < Рисунок3-5 >

По длине рукава можно сказать о владельце. Девушки, которые еще не замужем, носят кимоно с длинными рукавами, которые достигают пола, а в ширину достигают полуметра. Все кимоно делают на один размер, а владелец уже подгоняет его по своему росту и размеру. Шьется оно из одного куска ткани, которая выпускается одной длины и ширины, остается ее сшить только по швам. Подпоясывают его поясом (оби) , который очень большой и завязывается бантом сзади, подпоясывают его выше талии, чтобы человек казался больше (сохраняют самое драгоценное– живот, где по мнению японцев находится душа).Бант завязывают специальным узлом, этому обучают.

< Рисунок 6 >

Запахивают кимоно только слева направо (наоборот только при похоронах).Ткань всегда очень яркая, цветная, напоминает времена года. У женщин более старшего возраста цвет кимоно более приглушенный . Мужчины тоже носят кимоно, но оно однотонное, рисунок может быть, но это только иероглифы. Сейчас в современной жизни кимоно стараются одевать только в дни национальных праздников , свадеб и т. д. Вещь эта не дешевая, на 1 кимоно уходит 9 метров ткани.

Носят кимоно со специальной обувью, которая называется -гэты.

< Рисунок 7 >

В основе спортивной одежды борцов лежит кимоно(показ современного кимоно(спортивного)).

Сегодня рисуем японцев в национальной одежде. Особое внимание обратить на черты лица: узкие губы, черные глаза , как бусинки, черные волосы, шпильки специально для прически.

 

Чтоб красиво рисовать надо пальчики размять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем скоро рисовать

Призываю ребят к аккуратности, к точности.

Включаю японскую мелодию.

 

 

 

 

Пока, вы будите изображать японок в национальной одежде на листах бумаги, некоторые из вас, продолжат знакомство с программой на компьютере, которая называется “ Paint” , используемая для рисования

Выполняют задание, церемонию.

Угощаю чаем, помогаю советом ребятам по выполнению задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пока Вы рисовали, мы с гостями узнали про чайную церемонию, которая в Японии является традицией. Эту информацию готовила одна из учениц.

Вам задание к следующему уроку: всем подготовить устно сообщение о традициях  праздниках в Японии.

Рефераты напишут те дети (называем) те дети, которые не могут долго удерживать материал в памяти, у них лучше развита зрительная память по приготовлению чайной церемонии.

Детям, у которых есть дома компьютер, нарисовать кимоно. Сбросить на дискету, (если есть возможность распечатать рисунок)

Все работы я прошу Вас прикрепить на ватман

Обращаюсь с вопросом о том, что изучали на уроке, что понравилось, что нет, что узнали нового.

Прошу высказаться по работам.

Слушают.

Повторяют новые слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оттягивают поочередно пальчики.

Кисти рук. расслабить.

 

Рисуют национальную одежду с передачей черт лица под музыку.

 

 

 

 

 

По желанию пробуют работать на компьютере.

Результат показывают сразу

 

Котюсова Елена гостей чаем.

К числу уникальных искусств, относится искусство чайной церемонии.

Чай завезли в Японию из Китая. Сначала его применяли в медицинских целях и только позднее стали использовать как напиток, путем заваривания листьев кипятком. Чайная церемония длится 4 часа и состоит из 3 этапов: прием пищи, распитие “густого”, а затем “жидкого” чая.

Обдумывается список гостей, рассылается приглашение, где указывается место, время, вид, состав гостей. На церемонию гости приходят в соответствующей одежде. В комнате должен царить полумрак.

Гости сидят на пятках на ватных подушках. Все предметы, предназначенные для гостей церемонии, имеют строгую форму, цвет. Гостей встречают в определенном домике, определенный человек, проводится целая церемония подготовки (мыть руки, знакомство с гостями, выбор главного гостя). Пьют сначала “густой чай” (взбитые листья, которые напоминают сливки) по кругу из одной чаши. Потом переходят к ритуалу испития “жидкого чая”. Кипяток должен быть правильно приготовлен на древесных углях, вода из горного источника. Посуда ополаскивается кипятком, сначала листья, которые заваривают, нюхают в специальном сосуде. Листья заливаются небольшим количеством воды 3 раза. Пьют 3 раза, вкус разный.

Слушают.

 

 

 

 

 

Прикрепляют фигуры людей в национальной одежде.

 

Дети анализируют работы, отзывы о работе с компьютером.

Вся информация несет в себе новые понятия (кимоно, гэты, оби).

Показ репродукций, костюмов, обуви привлекает внимание ребят, заинтересовывает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводится для снятия напряжения, вносит игровой мотив, активизирует детей..

Упрощенную работу по шаблону выполняют дети, которые  очень медлительны.

Более сложную работу выполняют дети, которые посещают художественную школу.

Повышает мотивацию.

 

 

 

рассказывает

С целью создания атмосферы праздника, получения информации, заинтересовать гостей

пока дети выполняют работу .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познание нового материала, активизация детей.

Выполняют Рефераты те дети, которые не могут долго удерживать материал в памяти, лучше развита зрительная память.

Создать из работ учащихся коллективную композицию.

Показать красоту работ в целом, полюбоваться всем великолепием.

Учу объективному мнению.

Приложение 1. Рисунки.

Приложение 2. Немного из истории.

Приложение 3. Схемы форм работы с детьми не уроке.

Приложение 4. Презентация.