К.Г. Паустовский. "Кот-ворюга". Сюжет и герой рассказа. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока: познакомиться с творчеством К.Г.Паустовского; развивать навыки пересказа, выразительного чтения; вызвать интерес к творчеству писателя; воспитывать доброе отношение к животным.

Оборудование: портрет К.Г.Паустовского; текст рассказа; иллюстрации к рассказу.

Эпиграф урока: “За добро плати добром, не будь пустельгой”. (К.Г.Паустовский)

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

2. Предлагаю начать урок с чтения эпиграфа урока. Значение какого слова вам не известно? (Пустельга) Я уверена, что в конце урока вы сможете дать его толкование. А сейчас обратимся к автору этих слов. Имя К.Г.Паустовского вам известно. Давайте вспомним прочитанные вами произведения писателя. (Выступления заранее подготовленных учащихся).

3. Группа исследователей подготовила материал о жизни Константина Георгиевича. Давайте их послушаем. (Выступления учащихся).

4. Судьба К.Г.Паустовского не была легкой и спокойной. Был военным корреспондентом газеты 9-ой армии “Защитник Родины”. Был награжден медалью “За отвагу”. К.Г.Паустовский писал: “Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе”. И такую светлую память о себе он оставил своими произведениями. В Москве и Одессе есть музеи Паустовского

Любимая тема писателя – тема природы. И часто главными героями в них становятся животные. Давайте вспомним жанр фольклорных произведений, где героями являются животные. (Ответ учащихся: сказки о животных)

Верно. В этих сказках животные имеют свой характер. Лиса хитрая, медведь грозный, заяц трусливый, осел упрямый и глупый. А каким мы видим кота в сказках? (Ответы учащихся)

5. Главный герой рассказа Паустовского - кот. Обратим внимание на название рассказа. Подберите к слову “ворюга” синонимы. (Вор, воришка, жулик и т.д.)

- Почему автор остановился на слове “ворюга”? (Хотел показать негативное отношение окружающих).

6. Работа с текстом. Класс делится на три группы. Первая группа ищет описание кота, вторая группа ищет описание поведения кота, третья – оценку автором кота. Делаются записи в тетрадях:

1) Описание кота: рыжий, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами, дикие глаза.

2) Обворовывал, прятался, украл со стола кусок колбасы, грозно выл.

3) Бродяга и бандит, кот-беспризорник.

- Расскажите, какие дерзкие поступки совершил кот? (Ответы учащихся)

- Почему так вел себя Ворюга? (Ответы учащихся)

- Какие чувства пробуждает в окружающих кот? (Страх, ненависть, злоба)

- Давайте определим кульминационный момент в рассказе. (Поимка кота)

- Изменилось ли отношение к главному герою после поимки? Почему?

- Расскажите, как вел себя кот после доброго отношения людей. Подтвердите словами из текста. (Благородный поступок, дрожа от негодования, хозяин и сторож, терся головой о ноги).

7. Подведем итоги нашей беседы: главный герой превратился из беспризорника в хозяина, из ворюги в сторожа. Он изменился в лучшую сторону. Что заставило кота изменится? Записать выводы в тетрадь:

1) К животным нужно относиться с любовью.

2) Хорошее отношение меняет героя в лучшую сторону.

3) Добро порождает добро.

Итак, мы возвращаемся к эпиграфу урока. Объясните лексическое значение слова “пустельга”. (Ответы учащихся).

8. Выставление оценок. Домашнее задание: выписать значение слова “пустельга” из толкового словаря, иллюстрации к рассказу, история из жизни вашего питомца.