Литературная гостиная "Как сердцу высказать себя?"

Разделы: Литература


Цель:

  • приобщить учащихся к прекрасному миру поэзии Серебряного века,
  • формировать навыки вдумчивого, эмоционального прочтения лирических произведений,
  • создать ситуацию реализации творческих способностей учащихся,
  • воспитывать уважительное отношение к слову,
  • вызвать эмоциональный отклик на предмет разговора.

Обоудование: тексты лирических произведений, сочинения-эссе, презентация, музыка (М.Таривердиев “Обещание любви” , Бетховен “лунная соната”, Лист “Грезы любви”).

Сoпровождение: овокальные номера и хореографические миниатюры в исполнении учащихся.

Начало

Экран слайд 1.

Символ свечи и сердца с названием.

Музыка …..

Ученик (Чернышов) читает стих “Гамлет” Б.Пастернака.

Звучит “Лунная соната”. Остановка музыки по концу стихотворения.

Презентация.

ГАМЛЕТ  - 1 мин.

Гул затих. Я вышел на подмостки,
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Слайд 2

По мере прочтения появляются портреты Б.Пастернака, А.Ахматовой, М.Цветаевой.

Музыка М.Таривердиева

Учитель - 1,5 мин

Потрясающей силы строки этого стихотворения мы привычно соотносим с его автором- Борисом Пастернаком. Это глубинное философское размышление о жизни и смерти, о путях культуры, судьбе художника, тайнах творчества, отклик на события истории, раздумье о времени и вечности. Но за этими строками мы видим не только самого автора. Рядом с ним встают такие же равновеликие фигуры цариц русской поэзии крупнейшей поэтической эпохи – эпохи Серебряного века Марины Цветаевой и А.Ахматовой. Строки этого стихотворения соединяют всех троих трагической судьбой в не менее трагической эпохе, но безмерным величием своего таланта.

Слайд 3

Экран появление поэтических листков со строками

Чтение отрывков из стихотворений.

Чуйкина

Моим стихам, как драгоценным винам
Наступит свой черед.

Дмитриев С

Быть знаменитым некрасиво
Но это подымает ввысь.

Скубрий В

Когда б вы знали, из какого сора растут стихи,
Не ведая стыда…

Майзик А

Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Иванив В

Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья, я родилась

Пермина А

Я научила женщин говорить,
Но, боже, как их замолчать заставить!

Учитель:

Сегодня ваши сердца, уважаемые старшеклассники, откликнутся на мир прекрасного этих поэтов, то есть сегодня прозвучит то, с чем вы пойдете по жизни. Какие –то строки будут вашим жизненным, девизом, какие-то единственным утешением в трудную минуту, а какие – то путеводной звездой.

Слайд 4. фрагменты из в/ф об А.Ахматовой… И.Бродского

Время с 0-56 до 1-01;

до 2-18 (до слов Бродского)

2-58 до 4-18 итого: 3 мин

Слайд 5 портрет М.Цветаевой

Ведущий (Мастюкова Н) - 1 мин

Марина Ивановна Цветаев. Это имя навсегда вошло в мое сердце. Вызывает чувство гордости и уважения происхождение Марины Цветаевой. Как и многие яркие представители эпохи Серебряного(А.Блок, Н.Гумилев),Марина Цветаева родилась в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (сейчас это Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Мать - Мария Мейн - происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. В 1906 году она  умерла, когда Марине было только 14 лет.

Пианистка, ученица  Рубинштейна, мать как чувствовала раннюю смерть и спешила дать дочерям, Марине и Асе, лучшее образование, привила любовь к музыке, к языкам  и литературе.  “После такой матери мне оставалось одно - стать поэтом”, - скажет Марина Цветаева после.

Красивая эпоха. Красивые имена. Гордость за то, что такие имена серебрятся и сверкают в русской литературе.

06.jpg (73410 bytes)

Слайд 7-6 портрет Цветаевой на фоне морской волны

Звучит стихотворение “Кто создан из камня” Мартьянова К - 1 мин

Кто создан из камня, кто создан из глины,
- А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти
-Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?
-Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена
-Высокая пена морская!

Слайд 8. портрет А.Ахматовой №1

Скубрий В - 1 мин

Для меня интересным и определяющим кажется факт биографии А.Ахматовой, связанный с Царским Селом. Годовалым ребенком она была перевезена на север - в Царское Село. Там прожила до 16 лет. В автобиографии “Коротко о себе” она пишет: “Мои воспоминания -царские: зеленое сырое великолепие парков, липы –немые свидетели шалостей молодого Пушкина, воздух, которым он дышал, грусть озер”.

Смуглый отрок бродил по аллеям.
У озерных грустил берегов.
И столетия мы лелеем еле
слышный шелест шагов.

 Потрясающие строки потрясающего отношения к национальной гордости русского народа – к имени А.С.Пушкина. А.Ахматова – хранительница русской культуры. Как не учиться у нее такому уважительному отношению к культуре своего народа!

Слайд 9. портрет А.Ахматовой №4

Макарова О - 1-10 мин

Ей были подвластны все секреты и тайны поэзии.

Поэту Анне Ахматовой, обладавшей несравненным поэтическим даром, великим талантом. Став знаменитой в 18 лет, она прожила долгую, трудную жизнь, бескорыстно служа литературе, никогда, даже в самые сложные моменты, не переставая писать стихи, не зная от них спасенья. Вся ее жизнь - восхождение к вершинам творческим, священного ремесла - Поэзии.

Я научилась просто мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу.
И долго перед вечером ходить,
чтоб утолить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи,
о жизни тленной, тленной и прекрасной.

Более просто и более мудро говорить о самом житейском и в то же время самом прекрасном могла только А.Ахматова.

Для меня жить по А.Ахматовой – жить просто, уметь видеть прекрасное, всегда находить в себе силы жить.

Учитель.

Сегодня мы называем имена этих поэтов обязательно в сочетании с эпитетами: великие, гениальные.

А как определяли их популярность их современники?

Слайд10. портрет Б.Пастернака.

Кошелева Н - 1 мин

Из воспоминаний о Б.Пастернаке.

Отрывок из книги О. Ивинской “У времени в плену”.

Я работала в редакции “Нового мира”. Стихи Б. Пастернака я знала и любила давно. Но разве можно даже мечтать о встрече с ним? Он... он велик, недосягаем, он - небожитель!! И вдруг однажды... (Я помню, это был октябрь 1946 года. Обычный серый октябрьский день.) В нашу комнату вошёл Пастернак! Зинаида Николаевна, моя начальница, кокетливо выгибая руку для поцелуя, сказала:

- Я, Борис Леонидович, сейчас познакомлю вас с одной из горячих ваших поклонниц. - и что-то ещё в этом духе.

И вот он возле моего столика у окна. - Тот самый щедрый человек на свете, кому было дано право говорить от имени облаков, звёзд и ветра, нашедший такие вечные слова о мужской страсти и женской слабости.

Какое же счастье, ужас и сумятицу принёс мне этот человек!..

Слайд 11. фрагмент из в/ф Бродского песня “Свеча”

Время:15-54-18мин итого:3 мин

11.jpg (67452 bytes)

Дмитирев С - 2 мин

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства.
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только — до конца.

Что можно добавить к такому стихотворению? Трудно выделить отдельное слово или строку. Это настоящая программа жизни. Жить достойно по Пастернаку – жить, следуя этому стихотворению.

Учитель:

Слайд 12. Портреты Цветаевой в эмиграции ( Цветаева и С.Эфрон с сыном, А.Ахматова и Н.Гумилев, Нобелевская премия Пастернака) - 1-30

Из воспоминаний А.Ахматовой:

“Поэт – это тот, кому нечего дать и у кого ничего нельзя взять”. У этих поэтов забрали все: право на свободу творчества, признание, мужей, детей, друзей, право на Нобелевскую премию. Не смогли отнять только одного – талант любить, творить, любить родину. Удивительно только одно: они слышали друг друга всегда, все трое. Это была на воздушных путях перекличка.

Музыка исполнение дуэтом - 3 мин

Марина Цветаева (Иванив В)

Молитва с 1- 08

Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
-"Терпи, еще не кончен срок".
Ты сам мне подал -- слишком много!
Я жажду сразу -- всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень...
Чтоб был легендой -- день вчерашний,
Чтоб был безумьем -- каждый день!

1909

А.Майзик

до 1-08

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало
И повторял ее имен
Инициалы.
Достигнутого торжества
Игра и мука – натянутая тетива
Тугого лука.

Она:

Сердце не может быть равнодушным при чтении этих строк. Поэты разные, но как созвучны последние строки! Какое острое чувство пророчества!

Он:

У каждого из них по-своему безумная, драматичная жизнь.

Но какое стремление не сломаться, выдержать, какое стремление наполнить жизнь содержанием!

Учитель: и такая же красивая до безумия любовь, похожая на лебединую песню.

Слайд 13. фрагмент из в/ф Бродского. Песня “Как бы нас с тобой судьба свела”

Время: 7-54 до 9-02 - 2 мин.

СЛАЙД14. “Любовь и замужество” М.Цветаева и С.Эфрон

Инсценирование. Выступление пары – чтецов Дмитриев и Чуйкина

М.Таривердиев ( умножить на 4)

(На ее фоне - диалог пары С.Эфрона и М.Цветаевой в Коктебеле. - 3 мин

Выходят на сцену из разных сторон и идут навстречу друг другу.

Цветаева: Юный прелестный XX век! Период 10-х годов в моей был освещен праздничной шумной атмосферой дома Максимилиана Волошина в Крыму, в Коктебеле. Именно здесь я познакомилась со своим будущим мужем -Сергеем Эфроном. Это была любовь с первого взгляда...

Эфрон Это была любовь с первого взгляда. Она была юная, стройная, кудри лежали „ кольцами, милая открытая улыбка. Но больше всего поражали глаза - широкие, цвета моря, бездонные! Они уводили за собой, будто на дно морское. Особенно, когда Марина читала свои стихи. Ее духовный мир был также безбрежен, как и бескрайний океан.

(берет героиню за руку):

Она

Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге.-
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны!
-Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые времена
-Слагают стансы - и идут на плаху.

Он

Любовь! Любовь!
И в судорогах, и в гробе
Насторожусь – прельщусь
- смущусь - рванусь,
О милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном - с тобою не прощусь!
И если все ж - плеча, крыла, колена
Сжав - на погост дала себя увезть, -
То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,
Стихом восстать - иль розаном расцвесть!

(Уходят вместе)

Пермина А - 1-10

Сергей Эфрон стал не только ее мужем, но и самым близким другом. Грянули годы лихолетия, ставшими для Цветаевой непоправимо трагичными. Муж вступает в армию Корнилова и уезжает на фронт, потом в Турцию. Четыре года разлуки с ним, безденежье, голодный быт, студеные зимы и бесконечное стояние в очереди за хлебом. Отеческий дом заселяют чужие люди, но это горе не горе по сравнению с потерей младшей дочери, которая умирает от малярии в приюте (куда сдала ее Марина, чтобы как-то спасти от голода), малышка снится ей ночами.

Именно этот факт биографии Марины Цветаевой останется в моем сердце.

Откуда брала она силы жить, надеяться? А самое главное – писать, творить! И несмотря ни на что продолжать любить,любить одного его.

Любить по Цветаевой – любить до конца, со стоном в груди, с воплем на всю вселенную, но любить. Любовь по Цветаевой – Голгофа. Это заставляет думать.

 Учитель: - 1мин

М.Цветаева всю жизнь шла за своей любовью, шла по зову своего сердца. А.Ахматова мудро и просто говорила о ней, настолько просто, что , читая ее стихи, чувствуешь, как замирает сердце от напряжения, от обнаженности страсти. Пастернак погружал в нежное кружево недосказанности чувства в его тайну. Но есть то, что их объединяет, что заставляет брать в руки томики их стихов и вновь и вновь по зову сердца замирать над любимыми строками.

Слайд 15. фрагмент из в/ф Бродского время:29-32 итого:3 мин

Учитель:

Мир прекрасного этих поэтов раскрывается пред нами в разных жанрах: стихи, музыкальное исполнение. А как бы вы попробовали выразить себя в поэтическом мире этих поэтов?

Слайд 16-17

Хореографическая композиция “О жизнь без завтрашнего дня..” - 2 мин

Скубрий В. Прядченко И.

Учитель: отметьте, что же объединяет этих поэтов любовной лирике.

Кошелева Н

В 1924 году напишет поэмы: "Поэма Горы", "Поэма Конца". В 1926 заканчивает поэму "Крысолов",  работает над поэмами "С моря", "Поэма Лестницы", "Поэма Воздуха" и другие многочисленные стихи-откровения, полные страсти и глубокого смысла. Стихи настолько музыкальны и ярки, неповторимы, что ложатся на музыку. Они – вне времени, каждое - песня.

Исполнение под гитару “Мне нравится, что вы больны не мной…”- 3 мин

Дмитриев С и Кошелева Н

Учитель:

Мы уже упомянули о том, что у этих поэтов, несмотря на на их отдельные кратковременные встречи, всегда происходила голосов перекличка. Сегодня мы попробовали услышать эти голоса и раскрыть свои сердца навстречу их миру. Давайте попробуем теперь обобщить все, что кажется дорогим вашему сердцу, что положите вы в свою духовную копилку.

Ответы учеников.

А теперь давайте попробуем написать синквейн на тему нашего разговора.

Звучит мелодия Таривердиева.

На экране слайд 1. “Сердце и свеча”.

Ученики читают синквейны. На экране появляются по мере чтения сердечки.