Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников "Некоторые советы по воспитанию сильного характера"

Разделы: Внеклассная работа


Здравствуйте, дети. В начале занятия хочу предложить вам игру “Пожелание себе” [1].

Игра “Пожелание себе”

Вы должны передавать эту мягкую игрушку кому захотите со словами пожелания себе. Например, “Я желаю себе на сегодня…”, “Хочу, чтобы сегодня…” и другие.

Сегодня я хочу поговорить с вами о таких понятиях как воля и характер. Слово “характер” пришло в русский язык из греческого, в переводе оно означает: признак, особенность. Характер – это свойства и качества личности, которые определяют её проявления и деяния. Черты характера составляют тем существенным свойствам человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Воля — способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. Чтобы подробно рассмотреть эти понятия предлагаю вам следующее.

Мозговой штурм [2].

На доске перед вами находится чистая бумага, на которой я буду записывать ваши ответы и очень кратко результаты обсуждения и выводы, к которым мы придём. Вы должны высказываться по очереди, не перебивая друг друга, проявляя уважение к участникам обсуждения. Итак:

1. Давайте создадим с вами собирательный образ человека, о котором будем с вами говорить: пол, возраст, семейное положение, образование и т.д.

2. Далее нам необходимо совместно с вами определить профессиональную цель: поступление в конкретное учебное учреждение; окончание этого учреждения; оформление на рабочее место; конкретное профессиональное достижение; построение карьеры; получение наград, премий и так далее.

3. Теперь определим трудности на пути к цели:

1) Внешние (в большей степени характер этих трудностей зависит от социального положения образа, выбранного самим участниками).

2) Внутренние:

- лень,

- пугливость,

- упрямство,

- ложное самолюбие,

- стеснительность,

- пассивность,

- сомнения.

- неадекватная самооценка и другие.

4. Давайте подумаем, как можно преодолеть каждую трудность.

5. И в заключении ответим на вопрос: “Какие черты характера необходимы для преодоления трудностей на пути к цели?”:

Принципиальность: человек становится принципиальным и самостоятельным, если подчиняет своё поведение собственным убеждениям, и, умея критически разбираться в чужих предложениях и советах, может отвергать или принимать их с уверенностью правильности принятого решения.

Целеустремлённость выражается в подчинении поведения человека устойчивой цели или каким-то частным целям и задачам, исходящим из цели перспективной. Примеры целеустремлённости можно найти в биографиях многих известных учёных: Ломоносова, Мичурина, Павлова, Циолковского, Королёва…

Решительность характеризуется умением человека принимать ответственные, обоснованные решения в особых случаях и выполнять их, если требуют обстоятельства, немедленно.

Настойчивость – умение до конца выполнять принятые решения, преодолевая различные препятствия, характеризует человека как настойчивого. Настойчивость позволяет двигаться неуклонно к цели: “Начать, выдержать и устоять”!

Выдержка и самообладание - умение человека контролировать своё поведение, сдерживая свои чувства, не допуская необдуманных действий, сохраняя хладнокровие, владея своим настроением, определяет его выдержку и самообладание. Выдержанный человек умеет подавлять развязность в разговоре и жестикуляции, избегать грубых выражений и ругательств, не поддаваться панике…

Смелость и мужество: общим для смелых и мужественных людей является умение преодолевать страх, осторожность, боязнь, умение быть готовым к рискованным поступкам ради достижения цели. Мужество предполагает наличие у человека не только смелости, но и выдержки, хладнокровия, настойчивости даже перед лицом смертельных угроз. Показное лихачество, рисовка удальством и отчаянностью ничего общего не имеют с волевой смелостью. Настоящие смелость и мужество, как правило, связаны с обдуманностью, хладнокровием и осторожностью. Поучительно изречение Александра Васильевича Суворова: “Смелость и осторожность на одном коне ездят”.

Итак, мы с вами убедились, что без выше указанного набора качеств сложно достичь чего-нибудь в жизни. Эти качества и составляют нашу волю. А именно воля является основой твёрдого характера. О человеке, обладающем такими качествами, говорят, что у него сильный волевой характер, что он – сильная личность.

Игра “Фигурное построение”

Предлагаю вам немного подвигаться и поиграть [1]. Правила игры следующие. Вы должны хаотично перемещаться по комнате. По моей команде вы закрываете глаза и пытаетесь построиться, образовав геометрическую фигуру, которую я назову (круг, треугольник, квадрат, “змейка” и т. д.). Если кто подсматривает, он выбывает из игры. Когда построение закончится, вы открываете глаза и смотрите, что получилось. Разрешается договариваться устно.

Тестирование

Я предлагаю вам тест, из которой вы узнаете, насколько у вас сильный волевой характер.

Тест для определения волевого потенциала личности

Инструкция. Прочитайте приведенные вопросы и постарайтесь ответить на них с максимальной объективностью. В случае, если вы согласны с содержанием вопроса, ставьте “да”, при сомнении, неуверенности - “не знаю” или “бывает”, “случается”, при несогласии - “нет”.

  1. В состоянии ли вы вернуться и завершить начатую работу, которая вам неинтересна, если вам необходимо оторваться от неё для выполнения более интересного для вас дела?
  2. Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти дежурить в свой выходной)?
  3. Попадая в конфликтную ситуацию (в учёбе или быту), в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны, с максимальной объективностью?
  4. Если вам приписана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?
  5. Найдете ли вы силы встать раньше обычного, чтобы заняться спортом?
  6. Быстро ли вы отвечаете на письма?
  7. Если у вас вызывает страх посещение стоматолога, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
  8. Останетесь ли вы на месте преступления, чтобы быть свидетелем преступления?
  9. Будите ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендуют врачи?
  10. Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, если даже его выполнение принесёт вам немало хлопот, иными словами являетесь ли вы человеком слова?
  11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку по незнакомым местам?
  12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
  13. В сроки ли отдаете взятые в долг деньги?
  14. Отвлекает ли вас интересная телепередача от выполнения срочной работы?
  15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими обидными ни казались вам слова противной стороны?

Обработка результатов

Ответ “да” оценивается в 2 балла; “не знаю” - 1 балл; “нет” - 0; затем суммируются полученные баллы. Если вы набрали:

1-12 баллов - с силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может повредить вам. К обязанностям нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Ваша позиция выражается примерно так: “Что мне, больше всех нужно?”. Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя с учетом этой оценки, может быть, она поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся, от этого вы только выиграете.

13-21 баллов - сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начтете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Иногда это отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22-30 баллов - с силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

Из анкетирования вы узнали, насколько у вас сильная сила воли. Не нужно проговаривать свои результаты. Просто каждый для себя сделайте выводы: необходимо ли вам работать над этими качествами или они у вас есть. А я вам хочу дать несколько советов, как воспитать сильный характер

<Приложение 1>

Презентация

  1. Если вы видите, что вам не хватает волевых качеств, то не огорчайтесь. Их можно воспитать в себе. Я дам вам несколько советов, как это сделать.
  2. Внутренние препятствия создаются самим человеком – его ленью, пугливостью, упрямством, ложным самолюбием, стеснительностью, пассивностью, сомнениями. Внешние препятствия могут создаваться со стороны других людей, трудностями выполнения задачи, профессиональными сложностями и др.
  3. Самовоспитание является одним из важнейших условий формирования сильной воли и воспитания твёрдого характера. Под самовоспитанием понимают сознательную, самостоятельную работу человека над формированием сильных волевых качеств и искоренением нежелательных черт своего характера или нехороших привычек. “Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставить себя, сам требовать от себя”. (Василий Александрович Сухомлинский). Антон Семёнович Макаренко сказал: “Самая трудная вещь – это требования к себе”.
  4. Любая учёба, как правило, предоставляет отличные возможности для упражнений волевых усилий.
  5. Обязательное исполнение принятых решений: верность своему слову является лучшим показателем твёрдого характера и сильной воли.
  6. Начать с достижения не слишком трудных целей, постепенно их усложняя. Это даст возможность укрепить веру в себя и приобрести необходимый опыт.
  7. Решения надо принимать обдуманно и уметь отказываться от них в случае изменившихся обстоятельств, не упрямиться. “Воля – это умение только пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля – не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ” (Антон Семёнович Макаренко). Если же решение продолжает оставаться правильным, то не следует отказываться от него из-за возникших препятствий.
  8. Решения Ваши должны быть конкретными, со сроком исполнения. Если Вы решаете бросить курить, назначьте срок: с завтрашнего дня, со следующей недели…
  9. Никогда не давайте обещаний, если чувствуете, что не в Ваших силах их выполнить, но, если дали слово, постарайтесь его сдержать, не теряя понапрасну времени и сил на ненужные сомнения. Вашему слову должны верить! Никогда не страшитесь неудач и не падайте духом, не ленитесь повторять попытки, и к Вам обязательно придёт успех.
  10. Если Вы избегаете трудностей в повседневной жизни, то, возможно, окажитесь беспомощными при серьёзных испытаниях. Сумейте пересиливать себя и признаваться в собственных ошибках и поражениях; выступайте публично с критикой неправильного поведения своих сослуживцев, друзей – так закаляется характер. Не просите помощи в тех вопросах, которые вы можете решить сами.
  11. Если у Вас неблагополучно с дисциплиной, пунктуальностью, с оценками, то и начинайте с преодоления этих недостатков. Воспитывать твёрдый характер можно и с выработки положительных привычек: делать утреннюю зарядку, следить за своей речью, не допуская грубости, не позволять себе нежиться по утрам в постели после пробуждения
  12. Для стимулирования волевых усилий применяйте самоодобрение, воодушевляя себя, подбадривая, внушая веру в успех, свои силы, прогоняя мысли о возможной неудаче. И помните: “Нет большей победы, чем победа над собой”, - сказал Алексей Максимович Горький.
  13. Работайте над собой, дорогие друзья, укрепляйте волю, совершенствуйте характер и берегите свои бесценные жизни. И помните, что человек без воли - игрушка в руках всякого подлеца.

Вот и подошло к концу наше занятие. В заключение хочу вас спросить: “Что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем занятии?”.

Литература

1. А Грецов, Т.Бедарева. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – Москва: Изд-во “Принтер”, 2008.

2. Н.С. Пряжников. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. – Москва: “Вако”, 2006.