Спортивный туризм как средство эмоционально-волевой и физической подготовки школьников на занятиях в учреждении дополнительного образования

Разделы: ОБЖ, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


В настоящее время, развитие страны требует от педагогов подготовки физически здоровых школьников, адаптированных к условиям современной жизни. Многие виды спорта способствуют оздоровлению организма и воспитанию морально-волевых качеств, но современная погоня за спортивными достижениями негативно сказывается на физическом и психическом здоровье детей. Необходимо найти такое средство подготовки к безопасной жизнедеятельности, которое максимально решало бы проблемы воспитания, образования, учило жить с гармонией в природе, выживать в современном мире.

Одним из таких средств, по моему мнению, является спортивно-оздоровительный туризм, элементы которого есть в школьной программе ОБЖ (раздел “Туристическая подготовка”). Выделение большего количества часов и изучение туризма не только как оздоровительного и прикладного вида спорта, но и как способа правильного действия в экстремальных ситуациях (в частности, природного характера) делает процесс обучения способствующим формированию прочных навыков самозащиты и безопасности, через освоение системы специальных ЗУНов, необходимых для ускоренной адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к опасным видам деятельности. Но одних уроков очень мало, для стойкого результата требуется воздействие семьи и общества. Именно поэтому, в плане практической реализации, этот раздел самый сложный, так как подготовка школьника к адаптации в условиях современной жизни – комплексный процесс, который не укладывается в рамки школьного урока и требует дополнительных средств и способов обучения и воспитания.

Одно из предлагаемых и апробированных мною средств – проведение занятий туристской подготовкой на уроках и факультативах ОБЖ, а также работа по дополнительной образовательной программе в учреждении туристского профиля. Такая подготовка позволяет объединить теоретическую, практическую подготовку по мерам безопасности в различных ситуациях. Школьник живет этими ситуациями, а не заучивает теоретическую информацию по учебнику сидя за партой. С целью психологической подготовки, учащихся учу жить и работать в коллективе, в процессе обучения привожу различные примеры из жизни, организовываю походы (в любую погоду и с любым снаряжением, или с отсутствием снаряжения). Физическая подготовка туриста заключается в закаливании, воспитании выносливости и многих других физических качеств. Результат занятий спортивным туризмом – физически и психически здоровые школьники, приобретшие жизненно важные навыки, адаптированные к суровым условиям современной жизни, готовые трудиться, принимать решения, жить и взаимодействовать в обществе.

Список литературы.

  1. Безопасность жизнедеятельности /Под общей редакцией проф. Белова С.В. – Москва: Изд-во Высшая школа, 2001. – 484с.
  2. Грудинова Л.А. Оздоровительные аспекты в системе дополнительного образования средствами туризма: брошюра – Кр-ск: КЦДЮТиЭ, 1996. – 15с.
  3. Ильичев Андрей Александрович Большая энциклопедия выживания – Москва: Изд-во Эксмо, 2003. – 488с.
  4. Ривкин Е. Ю. Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие – Москва: Изд-во Аркти, 2001. – 80с.
  5. Топоров И.К. Методика преподавания курса ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ в общеобразовательных учреждениях: Книга для учителя – Москва: Просвещение, 2000. – 96с.
  6. Ужегов Г.Н. Секреты выживания в экстремальных ситуациях – Москва: Изд-во АСТ; Донецк: Изд-во Сталкер, 2002. – 776с.
  7. Федотов Ю. Н., Востоков И. Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник /Под общей редакцией Федотова Ю. Н. – Москва: Изд-во Советский спорт, 2003. – 328с.