Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема". 4-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока:

  1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма. Познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов.
  2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение применять в работе ранее полученные знания.
  3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том числе к водоёмам.

Ход урока

Вспомните о чём мы говорили с вами на прошлом уроке? (о луге и об обитателях луга)

Слайд 1 луг

Как можно назвать луг в целом? (природным сообществом)

Почему луг называют природным сообществом? (Все живые существа, живущие на лугу, связаны друг с другом)

Какие животные обитают на лугу? (небольшие животные, которые могут найти себе пищу, насекомые)

Сейчас мы с вами вспомним, каких животных, и растения мы можем с вами увидеть на лугу. Это животные и растения.

При правильном ответе появляются картинки (полёвка, бабочка, трясогузка, бабочка Махаон, Коростель, шмель, Кобылка– семейство саранчовых, кузнечик, клевер, гусеница.) Галочкой отметьте правильный ответ.

По очереди прочтите вопросы, запишите ответы:

Карточка № 1

    1. Мелкий зверёк из семейства грызунов, напоминающий мышь. (Полёвка)
    2. Насекомое, своими крыльями напоминающее цветок. (Бабочка)
    3. Небольшая птичка с бело– серо– чёрным опереньем, питающаяся вредными насекомыми. (Трясогузка)
    4. Большая бабочка желтой окраски с чёрным рисунком на крыльях. (Махаон)
    5. Птица, которая предпочитает не летать, а бегать. Издаёт скрипучие звуки. (Коростель)
    6. Полосатый труженик, перелетающий с цветка на цветок и опыляющий их. (Шмель)
    7. Сестрица кузнечика из семейства саранчовых. (Кобылка)
    8. Зелёный и прыгучий герой многочисленных сказок, песенок и стихотворений. (Кузнечик)
    9. Его красные пушистые цветы как магнит притягивают все травоядных, потому что под яркими лепестками скрывается чистый мёд. (Клевер)
    10. Личинки бабочки, которая интенсивно питается, растёт, пока не превращается в куколку. (Гусеница).

Карточка №2.

 

2. Работа над новой темой.

Чтение стихотворения со слайда учителем или подготовленным учеником

Слайд 2

Сегодня мы с вами продолжим изучение природных сообществ и рассмотрим жизнь пресного водоёма.

  • Какие бывают водоёмы? (искусственные и естественные)

  • Какие водоёмы относятся к естественным? (реки, озёра, моря, ручьи, океаны)

  • Какие водоёмы относятся к искусственным? (водохранилище, пруды, каналы)

  • А почему они называются искусственными? (они созданы человеком)
  • Нужно заметить, что пресные водоёмы играют в природе большую роль. Они являются источником пресной воды на земле. (Щелчок)
  • Давайте повторим типы пресных водоёмов (Слайд) по 2 щелчка

Какой водоём изображён на плакате? Слайд. Это пруд или река? (Выслушать ответы детей.)

Это не пруд и не река. У реки есть течение, а пруды обычно находятся у населённых пунктов.

  • Как вы думаете, а есть ли жизнь в водоёмах?

Действительно, это лесное озеро.

  • Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь на этом озере.
  • Что вы можете сказать о поверхности озера? (Она покрыта маленькими зелёными листочками.)
  • Это ряска – крошечное растение, плавающее на поверхности воды.

(Возвращаюсь к озеру)

Какие ещё растения вы можете назвать? (Рогоз, камыш.)

  • Лилии белые и жёлтые. Это не точные названия. Растения называются кувшинка и кубышка. Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растёт не только в озёрах и прудах, но и в реках, её тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоёма, а широкие листья плавают по поверхности.
  • На берегах водоёма растёт череда. Это лекарственное растение запоминается тем, что его семена– колючки, цепляющиеся за одежду.
  • Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.
  • Как вы думаете, почему растение на следующем слайде называют ежеголовник?

В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зелёный оттенок.

  • Какую роль выполняют растения в водоёме?

А) вырабатывают кислород
Б) пища для животных
В) дом для животных

Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Богат и разнообразен его животный мир. Угадаёте о ком идёт речь. (Загадки сопровождаются показом слайдов)

– Ползает наоборот,
задом наперёд.
Всё под водой
хватает клешнёй. (Рак.)

У родителей и дет