Ролевая игра "Фирма "Лоскуток"

Разделы: Технология


Тема: Изготовление изделий из лоскутов и рекламной продукции.

Цель: создание образцов различных видов лоскутной техники и рекламной продукции, сопровождающей изделие.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представление об истории возникновения, видах и технологии изготовления различных видов лоскутной техники.
  • Формировать навыки выполнения образцов лоскутной техники, создавать рекламу изделия в программе Publisher, производить экономический расчет себестоимости изделия в программе Excel, презентацию продукции и фирмы в PowerPoint.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные умения при работе в группах;
  • Развивать творческие способности в создании эскиза и образца изделия из лоскутов, при оформлении презентации и буклета;
  • Развивать навыки самоконтроля и самооценки,

Воспитывающие:

  • Способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся;
  • Воспитывать аккуратность, добросовестность при выполнении работы.

Профориентационные:

  • Познакомить с профессией маркетолог, менеджер предприятия.
  • Воспитывать уважение к людям различных профессий.

Методическое оснащение урока.

1. Материально-техническая база:

  • кабинет, мультимедийный проектор, компьютер, экран
  • швейные машины, утюги, ткани, иглы, нитки, сантиметровые ленты, ножницы, образцы лоскутной техники.

2. Дидактическое обеспечение: учебник, наглядный материал «Лоскутная техника», карточки, список сайтов, схемы изготовления лоскутной техники.

Межпредметные связи: ИЗО, история, информатика.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация), практические (работа на компьютере в программах Microsoft Office), частично-поисковые.

Практическая работа: Изготовление изделий из лоскутов и рекламной продукции. (работа с ресурсами Интернет, в программах Microsoft Office Publisher, PowerPoint)

Оформление кабинета: папки - раскладки с видами лоскутной техники, работы учащихся.

Объект труда: изделия из лоскутов, реклама, буклет

Форма урока – ролевая игра с использованием ИКТ.

Тип урока – применение знаний на практике

Средства: компьютер, мультимедийный проектор, образцы ткани, бумага А4, цветная бумага, клей, бумага А4, карандаш, эскизы образцов, доска, швейные машины, утюг.

Форма организация игры: Класс делится проектные группы:

  • Первая группа – заказчик, который должен охарактеризовать выбранный вид лоскутной техники, выбрать ткань для его изготовления, выполнить презентацию об истории и видах лоскутной техники.
  • Вторая группа – инженер-технолог, должны смоделировать изделие в данной лоскутной технике, зарисовать эскиз, выполнить эскиз из цветной бумаги, изготовить шаблон изделия и составить технологическую последовательность изготовления образца,.
  • Третья группа – закройщики, должны подготовить ткань к раскрою, поясняя свои действия, произвести раскрой.
  • Четвёртая группа – пошивочный цех: изготовить образец, изделие.
  • Пятая группа – маркетологи, выполнить рекламу (презентацию) своей фирмы, продукции, выполняют буклет фирмы.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

  • проверка готовности к уроку
  • проверка явки учащихся
  • настрой учащихся на работу
  • заполнение классного журнала
  • доведение до учащихся плана урока.

1. Слушают учителя, готовятся к уроку.

2. Актуализация знаний:

  • Что такое лоскутная техника?
  • Когда и в какой стране возникла лоскутная техника?
  • Чем отличается лоскутная техника, от лоскутного шитья, лоскутной пластики?
  • Где могут пригодиться знания о последовательности изготовления изделий из лоскутов.

2. Слушают вопросы, рассуждают, высказывают, дают определения заданным понятиям: лоскутная техника, виды лоскутной техники, история лоскутной техники.

3.Через систему вопросов подводит учащихся к формулированию темы урока: «Изготовление изделия из лоскутов»:

  • Какова последовательность и приемы выполнения изделий из лоскутов?
  • Что будет, если мы не будем соблюдать технологическую последовательность операций при изготовлении изделия?
  • Какие виды лоскутной техники вы знаете?
  • Какой путь должно пройти изделие, выполненное из лоскутов, чтобы попасть в руки покупателя, заказчика?
  • Знаете ли вы, чем занимается маркетолог, менеджер на предприятии?
  • Как потребитель узнает о товаре, его качестве?
  • Для чего необходима реклама продукции?
  • Какие специалисты участвуют в создании изделия из лоскутов?
  • Скажите, зная понятия «лоскутная техника», приемы ее и последовательность выполнения, профессии, связанные с этим производством, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

3. Слушают вопросы, рассуждают, обобщают, формулируют тему урока: «Изготовление изделий из лоскутов».

Определяют технологическую последовательность изготовления изделий из лоскутов, называют виды лоскутной техники.

Определяют какие специалисты задействованы при прохождении товара от его производства до продажи.

Дают определение «реклама», ее виды и назначение.

4. Предлагает закрепить знания и применить их на практике в ролевой игре. Описывает идею и замысел игровой ситуации.

Ролевая игра «Фирма «Лоскуток».

Объяснение роли каждой проектной группе:

  • заказчик: делает заказ, выполняет презентацию об истории и видах лоскутной техники;
  • инженер-технолог: создает эскиз, шаблон изделия, технологическую карту последовательности изготовления;
  • раскройщик: производит раскрой изделия;
  • операторы швейного производства: изготовливают заказанные изделия.
  • маркетолог: выполняют презентацию, буклет о фирме и товаре.

4. Слушают идею игры, вникают в содержание.

Делятся на проектные группы

5. Обращает внимание на тему урока. Предлагает назвать её ещё раз с дополнениями, в соответствии с игровой ситуацией.

Итак, наша фирма займется производством изделия из лоскутов, учитывая запросы потребителя, прорекламирует свой товар и определит затраты на его производство.

Задаёт вопрос: что будет результатом нашей игры и целью урока? Подводит к ответу: «Создание изделия по запросу заказчика, рекламы, буклета».

Цель: создание образцов различных видов лоскутной техники и рекламной продукции, сопровождающей изделие
Предлагает разработать критерии, по которым будет оценена работа

5. Читают тему, характеризуют игровую ситуацию с заказчиком. Дополняя, формулируют новую тему урока «Изготовление изделия из лоскута и его реклама».

Слушают вопрос, осмысливают, высказывают идеи результата игры, выводят цель и результат.
Предлагают критерии оценивания результата работы:

  • Раскрыть особенности и сложность видов лоскутной техники, ее историю, охарактеризовать используемые материалы
  • Подбор вида лоскутной техники под изделие, материал заказчика.
  • Выполнить эскиз и макет из бумаги в соответствии с желанием заказчика
  • Аккуратное выполнение эскиза, изделия, правильный подбор ткани по цвету, фактуре, назначению изделия.
  • Правильный выбор приемов изготовления, обработки изделия.
  • Выполнение качественной рекламной продукции товара, фирмы.

6. Предлагает приступить к выбору ролей. Раздаёт карточки с индивидуальным заданием (изделие с использованием разного вида лоскутной техники). Даёт установку приготовить рабочее место.

6. Слушают. Распределяют роли в проектных группах в соответствии со своими способностями, интересами.

7. Даёт задание представить сцену действия в фирме при приеме заказа, напоминая о критериях оценивания, задание остальным внимательно слушать, выявлять ошибки, в рассуждении исправлять или предлагать варианты.

7. 1) Представляют сцену диалога заказчика и инженера - технолога, обосновывают предложенный вариант изделия.

2) остальные слушают, определяют, соответствие ткани, модели, эскиза, интерьера. Оценивают по критериям, обосновывая оценку.

 8. Предлагает приступить к игре. Осуществляет (контроль) наблюдение за выполнением действий. Заказчик нетерпеливый, поэтому время на создание эскиза ограничено (25-30 мин)

8. Приступают к игре. Осуществляют самоконтроль за выполнением задания. Контролируют время выполнения (25-30).

Проектные группы:

1) Заказчик приходит на фирму со своим заказом, заказывает конкретное изделие (прихватки, подушки). Заказчик должен охарактеризовать желаемый вид лоскутной техники. Для каждого изделия заказчик выбирает разную технику лоскутного шитья. Готовит презентацию с использованием ресурсов Интернет о истории и видах лоскутной техники.

2) Инженер-технолог в соответствии с данными заказчика в заданной лоскутной технике, создают эскизы, характеризуя свой выбор, выполняют эскиз из цветной бумаги, изготавливают шаблон для раскроя изделия, составляет технологическую карту последовательности изготовления изделия

3) Раскройщики, производят подготовку ткани к раскрою, выполняют экономную раскладку выкройки на ткани и раскрой.

4) Операторы швейного производства изготовливают заказанные изделия.

5) Маркетологи, выполняют рекламу (презентацию) своей фирмы продукции, в программе PowerPoint, пользуясь ресурсами Интернет, выполняют буклет фирмы в программе Publisher.

9.Оценка качества выполненной учащимися работы. Самооценка работ.

9. Проектные группы представляют свои работы, происходит защита презентаций. Производят самооценку своей работы.

Заказчик демонстрирует презентацию «История лоскутной техники» (Приложение 1).

Оператор швейного производства представляет свои макеты и изделия, выполненные в разной лоскутной технике (Приложение 2)

Маркетологи защищают презентацию «Фирма «Лоскуток» (Приложение 3) и буклет фирмы (Приложение 4)

10. Подводит итоги, обращает внимание на поставленную цель урока, просит выявить достигнута ли цель. Воспроизводит поставленные оценки

10. Слушают итоги урока, определяют достижение поставленной цели урока.

11. Задаёт вопрос: Что полезного для себя вы извлекли сегодня на уроке?
Где могут пригодиться полученные на уроке знания?

11. Отвечают на поставленные вопросы.

Используемый УМК и дополнительная литература

  1. Программа по технологии, М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007 г.
  2. Учебник: Технология, 5 класс, В.Д. Симоненко. -М.: Вентана-Графф, 1997.-с. 256. Допущено Министерством общего и профессионального образования РФ
  3. Учебник: Технология, 5 класс: Сасова И.А,.- М.: Вентана-Графф, 2007.-с. 240. Допущено Министерством образования и науки РФ
  4. Ресурсы Интернет:
  • http://sch140.omsk.edu/projects/patchwork/obuchenie/sborka-colzo.htm,
  • http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p54aa1.html,
  • http://rcio.pnzgu.ru/personal/58/3/9/Uid.htm
  • https://urok.1sept.ru