Туристический поход на гору Петушок (обобщающий урок по теме "Действия с десятичными дробями")

Разделы: Математика


Цели урока:.

  • повторить данный материал;
  • работать над повышением интереса к предмету;
  • выработать навыки планирования действий, умение слажено работать группой;
  • научить находить ошибки товарищей и исправлять их.

Оборудование:

  • Игровое поле с изображением вершины, участки маршрута, соответствующие различным темам, закрашены разными цветами.
  • Фишки с креплениями.
  • Карточки с заданиями соответствующие каждой клеточке маршрута (совпадает номер и цвет).
  • Ромашка с уравнениями на лепестках (вначале маршрута).

ХОД УРОКА

I. Знакомство с правилами игры

– Сегодня нам предстоит сложный поход на гору Петушок, которая находится недалеко от г. Горячий ключ. Наш поход начнется после выхода из электрички. Штурмовать гору будут 4 группы. Кто сильнее, выносливее – покажет поход. Наш маршрут будет проходить через 4 математические зоны. На карте они выделены разными цветами.
Посмотрите на условные обозначения:

  • Сложение и вычитание  (голубой)
  • Умножение и деление    (желтый)
  • Уравнение                        (зеленый)
  • Задачи                               (красный).

– Чем дальше, тем труднее будет продвигаться к цели. Итак, последние минуты перед походом. Мы готовились к нему. Ежедневные тренировки, испытания в экстремальных условиях (контрольные работы)

II. Проверка снаряжения

– Все позади. Осталось проверить снаряжение, без которого нам не покорить гору. Какие правила нам понадобятся?

  • Как сложить две десятичные дроби?
  • Как из одной десятичной дроби вычесть другую?
  • Как умножить одну  десятичную дробь на другую?
  • Как разделить число на десятичную дробь?

III. Разминка перед походом – устный счёт.

– А теперь последняя разминка перед походом.

1. Опытные туристы в первый день прошли 23,8 км, а во второй день 14,7 км. Сколько километров прошли туристы за 2 дня?

Ответ:  (23,8 + 14,7) х 2 = 38,5 х 2 = 77(км)

2. У мальчиков рюкзаки весят 17,5 кг, а у девочек 9,3 кг. Чьи рюкзаки тяжелее и на сколько?

Ответ: 17,5 - 9,3 = 8,2 (кг).

3. На электричке мы будем ехать два часа со скоростью 56,3 км. Какой путь мы проедем?

Ответ: 112,6 км.

4. Туристам надо  пройти 18 км. Если будут идти со скоростью 4 км/ч. За какое время они пройдут этот путь?

Ответ: 18 : 4 = 4,5 км

– Молодцы! Видно, что вы готовились хорошо, но всё же  некоторым ребятам надо повторить правила.

IV. Начинаем свой поход

– На каждом сложном участке должен быть первопроходец - тот, кто прокладывает путь остальным.  От его действий зависит, насколько быстро группа, будет продвигаться вперед. Верный ответ – группа проходит 5 км. Если первопроходец сбился с пути, ему поможет группа, но время будет потеряно.

Условие похода

Один и тот же турист не может быть первопроходцем на двух и более участках, он должен сберечь силы, чтобы достигнуть вершины. Поэтому спланируйте порядок движения, кто на каком участке сможет продолжить путь.
По одному участнику от команды выйти для жеребьёвки.
На поляне возле палатки растет цветок, сорвите каждый по лепестку, и вы узнаете первое положение фишки.

Следующий участник берет  карточку соответствующего  цвета и номера.

Сложение и вычитание

Ответы. 1. 16,3; 2. 18,1; 3. 44,17; 4. 37,27

Умножение и деление

Ответы: 1. 4,03;  2. 22,82;  3. 25,24; 4. 24,94

– Итак, пройдено  две  зоны перед третьей надо набраться  сил, подкрепиться, отдохнуть и перейти реку Псекупс. Сделаем небольшой привал.

(Устно)

  • В поход Женя купил в «Магните» 2,5 кг огурцов и в 3 раза больше картофеля.  Каков груз у Жени за плечами?
  • Эдик купил 1,5 л молока и решил разлить в бутылки емкостью 0,5 л. Сколько бутылок потребуется?
  • В станице  Новотитаровской около 30 тыс. жителей. Сколько жителей составляет 10%,  30%?

– Отдохнули, а теперь продолжим наш поход, дальше перед нами ещё большие трудности, проход Дантового ущелья, где можно встретиться с неизвестным.

Уравнения

– Итак, мы почти достигли вершины. Теперь перед нами самая сложная  и ответственная зона.  Только вместе мы сможем ее покорить.

Задачи

 

2. В саду «Рассвет» работница собрала две корзины слив, в каждой их которых 32,5 кг. В одной корзине в 4 раза больше, чем в другой. Сколько кг слив было в каждой корзине?

 

3. Двигаясь по реке Понура по течению и против течения моторная лодка прошла 19,2 км. По течению лодка прошла в 3 раза меньше, чем против течения, Какой путь прошла лодка по течению, против течения?

 

Ответы.  1) 0,5 кг; 1 кг. 2) 6,5 кг,; 26 кг. 3) 4,8 км; 14,4 км.  4) 1,6кг; 3,2 кг.

6. Итог похода

– Итак, мы достигли вершины.

Учитель объявляет успехи команд. Выставление оценок. Указать ошибки. Собрать тетради для получения дополнительных оценок.