Урок чтения по теме "Народное творчество"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с устным народным творчеством;
  • работать над развитием речи детей;
  • воспитывать любовь к родному краю.

ХОД УРОКА

– Наш урок – это урок-импровизация  всё делаем сразу без подготовки: поём, танцуем. (Делим класс на две группы).
Каждая группа – это дом, семья, друзья. Вы будете встречать гостей, провожать, развлекать. Кто хочет быть первым?
Идём в гости, а вы  (весь класс) нам помогаете.
Начинаем.

Учитель и 3-4 ученика накидывают красочные платки, одевают бусы, под весёлую русскую народную музыку идут от группы к группе, собирают гостей.

– С давних пор время люди сверяют по солнцу. Земля вращается вокруг солнца. Сделаем полный круг – целый круг прошёл. Великий царь Пётр I повелел начинать на Руси  Новый год с 1 января. Указ вышел 1 января 19700 года. Повелел царь проводить праздник ёлками, огнями, весельем, играми, шутками, прибаутками. Выходили на улицу, мороз красил им щёки. Шли от дома к дому под весёлую музыку (подходим к раскладным красочным картонным домикам).

Дети стучат в окошко. Учитель – хозяин дома отвечает.

– Кто это ко мне пришёл? С чем пожаловали дорогие гости? Загляните-ка в моё окошечко, что там написано?
– Пословицы и поговорки.
– Вот что в этом доме любят.
– А вы знаете, что такое пословицы? (Ответы детей).
– Давайте устроим конкурс на лучшего знатока пословиц, поговорок (входят парами, соревнуются 5-6 пар).  

  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Дело мастера боится.
  • Сперва аз да буки, а там науки.
  • Кто хочет много знать,
  • Тому надо мало спать.
  • Не учась и лаптя не сплетешь.   

– Молодцы!
– А, во ещё гости к нам на лошадях скачут. Слышите? Прислушайтесь. Разве не слышите, что от топота копыт пыль по полю лежит.
– Что вы сейчас услышали? /скороговорку/
– А почему она так называется?
– Кто из вас знает скороговорки?
– А кто кого перескороговорит (соревнование).

Солнце садится, струится водица,
Птица – синица в воду глядица.
Чистой водицы синица напьётся –
Славно сегодня звенится – поется!

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Капин папа – капитан.
Капитана Капа,
Называла капитан
Потому что – папа.

Дятел дуб долбил, да не выдолбил
Дед Долдон в дуду дудел,
Даму он дудой задел.

На горе Арарат
Растет крупный виноград
Орел на горе,
Перо на орле.

– Уморили, дорогие гости. Давайте теперь успокоим свой язычок. Кто знает чистоговорку?

Ши-ши-ши – зашуршали камыши.
Жа-жа-жа – убежали два ежа.
Ж-жу-жу – ежу кофточку вяжу.
Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Мальчик чистит лошадку щеткой.
Щенок играет с мячом.
Са-ша-ша – Соня моет малыша.
Ас-аш-аш – под состной стоит шалаш.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Вымыли мышки миски для мишки.
Ча-ца-ца – стоит мальчик у крыльца.
Ца-ча-ча – растет птенчик у грача.
У волчицы волчата, у курицы и цапли – цыплята.

Дети прощаются с хозяйкой дома, благодарят, идут в следующий дом. Хозяева следующего дома ученики (помогает учитель).

– Здравствуйте, гости дорогие! Как хорошо, что вы к нам пришли, мы вам очень рады, но дом у нас маленький, играть негде.
– А не почитаете ли вы нам, повеселите нас, порадуйте, мы послушаем вас.
Чтение диалога (по ролям 2-3 пары).

Кто как спит?

– Ты, Заяц, как спишь?
– Как положено – лежа.
– А ты как, Тетёрка?
– А я сидя.
– А ты, Цапля?
– А я стоя.
– Выходит, друзья, что я, Летучая мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех, отдыхаю.
– А как же ты, Летучая мышь, спишь – отдыхаешь?
– Да вниз головой…

(Н. Сладков)

Футбол

Сказала тётя:
– Фи, футбол!
Сказала мама:
– Фу, футбол!
Сестра сказала:
– Ну, футбол…
А я ответил:
– Во, футбол!

– Кто кого, обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первым?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили!
– Я дружил.
– И я дружил.
– Что же вы не поделили?
– Я забыл.
– И я забыл.

– Очень хорошо вы прочитали, а теперь давайте поиграем. Первое предложение читают мальчики хором, второе девочки.

Чтение потешек. Ученики сами распределяют роли.

Потешки.

Сорока-белобока,
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала на блюдечке,
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскрёвышки.
А этому нет нечего.
Ты за водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.

Прибаутки.

Не плачь – дам калач,
Не вой – дам другой,
Не реви – дам три.

Побасенки

– Ты пирог съел?
– Нет, не я.
– А еще хочешь?

– Тит, иди молотить!
–  Живот болит!
– Тит, иди хлебать!
– А где моя большая ложка?

– Засиделись мы ребята, а вот раньше, когда праздновали, ходили девушки и ребята по деревне, распевали песни, водили хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод и споём прекрасную хороводную песню «Во поле берёза стояла». А мальчики поиграют нам на народных инструментах. (Мальчики играют на ложках, трещётках, бубнах).

– Замечательную песню спели, хоровод поводили. А теперь ответьте, как вы думаете, откуда произошло слово – частушки. Как их поют?

Чтение частушек учителем.
Чтение детьми.

– Послушаем частушечную музыку.
А теперь выходите в круг и все поём частушки. Может быть, кто-то вспомнит свои частушки? (Ребята поют частушки).

Шире круг, шире круг,
Давайте круг пошире,
Не одна плясать иду,
Нас идет четыре.

Как на Масляной неделе
Из трубы блины летели,
Ой, блиночки мои,
Подрумяненные!

Если не было воды,
Не было б и кружки!
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.

На окне стоит цветочек
Голубой да аленький.
Я парнишка боевой.
Хоть и ростом маленький.

За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам.
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.

Народное творчество – идёт с глубины веков, передаётся из уст в уста. И некоторые слова вы уже не знаете, не понимаете их значение. Учитель читает текст, выясняем значения непонятных слов, разбираем их, обращаясь к словарю.

Обух
Решето
Кнут
Колодец

Прочитайте, что про ум да про глупость говорит народ.

«Народная мудрость нас уму-разуму учит, старших уважать да привечать, младших не обижать, малым не гордиться, к большему стремиться, а дойдя не останавливаться».

– А в заключение, я хочу вам сказать, что мудрость народная – глубокий колодец. Черпай из него и пей чистую кристальную воду любви, добра, счастья.