Опыт работы по введению ФГОС НОО

Разделы: Начальная школа


В 2008 году наша школа включилась в апробацию проекта стандартов второго поколения на улусном уровне. А в этом учебном году первоклассники школы уже начали обучение по введённому в действие с 1 января 2010 года Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Изучение материалов стандарта и апробация шло параллельно, что вызвало трудности. Сейчас мы не можем сказать, что наша школа полностью готова, но достаточно большая работа уже проделана.

Для обеспечения введения новых стандартов был проведён комплекс мероприятий по следующим направлениям:

  • создание нормативного обеспечения введения ФГОС.

В настоящее время разработана примерная основная общеобразовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Примерной ООП НОО и на основе следующих нормативно-правовых документов :

  • Устава МОУ “Наяхинская СОШ”
  • Программы развития ОУ
  • Положения об организации внеурочной деятельности в начальной школе МОУ “Наяхинская СОШ”
  • Требования к системе оценивания и оценке качества освоения ООП НОО:
  • Положения о Портфеле достижений учащегося начальной школы в МОУ “Наяхинская СОШ”

ООП НОО МОУ “Наяхинская СОШ” содержит пояснительную записку и следующие разделы:

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • учебный план НОО образовательного учреждения;
  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности;
  • проект “Оценивание образовательных результатов учащихся”
  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • программу коррекционной работы;
  • программу развития классных коллективов “Кэскил”
  • программу повышения квалификации учителей начальных классов
  • программу информатизации начальной ступени ОУ

Разработаны программа и план введения ФГОС НОО в образовательное учреждение.
Введение ФГОС в нашем ОУ имеет следующее направление работы:

  • организационное обеспечение ФГОС

С целью обеспечения информационного, экспертного, научно-методического сопровождения введения ФГОС НОО созданы Координационный Совет и рабочая группа, которые осуществляют деятельность на основе Положений.

В планирование методической работы школы включены цикл семинаров, совещаний по обсуждению отдельных вопросов стандарта. Реализацию ООП обеспечивает кадровый состав, имеющий достаточно высокий профессиональный уровень.

  • кадровое, информационное обеспечение

Все учителя начальной школы прошли дистанционное обучение при Московском педагогическом университете “Первое сентября” и курсы повышения квалификации при ИПКРО в связи с введением ФГОС. Постоянно совершенствуют свою профессиональную компетентность, работая в творческих группах по формированию ООП.

  • Участвовали в республиканском семинаре “Федеральный государственный стандарт начального общего образования: актуальные проблемы введения” и в НПК “Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения: региональная модель” (г.Якутск, 2009)
  • Опыт работы ОУ представлен на республиканских Анисимовских педагогических чтениях “Стандарты общего образования второго поколения как общественный договор между семьей, обществом и государством”, посвященных 90-летию А.Н.Анисимова, заслуженного учителя ЯАССР. (г.Якутск, 2009)
  • Завуч школы Белолюбская Куннэй Спиридоновна прошла Всероссийские курсы повышения “От концепции к реализации ФГОС” (г.Анапа, 2010).

  • Опыт работы по формированию ООП представлен на межрегиональном модельном научно-практическом семинаре “Методическое сопровождение процессов введения и реализации ФГОС НОО” (г.Хабаровск, 2010)

В планирование методической работы школы включены цикл семинаров – совещаний по вопросам введения ФГОС начального общего образования обсуждению отдельных вопросов стандарта. Подготовлены и проведены улусные семинары на базе ОУ:

  • Февраль 2009г. – “Новые образовательные стандарты второго поколения”
  • Март-апрель 2009г. – “Методические аспекты введения ФГОС второго поколения в образовательный процесс ОУ”
  • Ноябрь 2009г. – “Первый опыт освоения новых стандартов: плюсы и минусы, проблемы и перспективы”
  • Январь 2010г. – “Организация образовательного процесса в школе в соответствии с ФГОС” для молодых учителей улуса.
  • Сентябрь 2010г. – “Формирование ООП НОО в ОУ “Наяхинская СОШ” для завучей и руководителей методических объединений ОУ.
  • Декабрь 2010г. – модельный семинар “Методическое сопровождение процессов введения и реализации ФГОС” для завучей и руководителей МО.

Проведены республиканские семинары на базе ОУ:

Март 2010г – “Тыл уруоктарыгар диалог нонуо о5о чинчийэр, толкуйдуур дьо5урун сайыннарар суолларын кордооьун” – республиканский семинар для учителей начальных классов.

Апрель 2011г – “Система организационно-методического сопровождения процессов введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях” с представлением опыта введения ФГОС в Намском улусе, Мегино-Кангаласском, Хангаласском и ЯГНГ города Якутска.

Представили опыт работы, организуя:

  • методические десанты:

Октябрь 2009 – Борогонцы – Совещание учителей начальных классов.

Январь 2011 – в школы аласа Мюрю (Чаранская СОШ, Маягасская СОШ, ОУ Мындаба, Мюрюнская СОШ-1, Мюрюнская СОШ-2) “Модель и алгоритм введения ФГОС”

  • творческие встречи:

Апрель 2010 – встреча с учителями ОУ “Тулагинская агротехнологическая СОШ” – “Новые государственные образовательные стандарты: механизмы реализации на основе системы Эльконина-Давыдова”

Апрель 2011 – Онерская СОШ, Арылахская СОШ “Опыт работы ОУ по введению ФГОС”.

Введён в действие новый учебный план, который предусматривает внеурочную деятельность школьников. В соответствии с Уставом, образовательной программой и лицензией серии СЯ№000147 регистрационный №510 учебный план направлен на реализацию следующих целей:

– обеспечение общего образования для каждого учащегося на уровне требований государственного стандарта и выше;

– формирование общих универсальных учебных навыков на уровне, достаточном для образования и самообразования;

– создание условий для развития учащихся школы в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями, сохранения и укрепления их физического, психического и социального здоровья;

– формирование интереса к предметам агротехнологического направления;

Разработаны рабочие программы, в которых прописаны цели, задачи, требования к планируемым результатам.

Разработаны программы внеурочной деятельности школьников. В помощь методистам, учителям начальных классов по составлению программ внеурочной деятельности опубликовали материалы в брошюре “ВУД – то, что было раньше или другое?”.

В качестве методологической базы стандарта второго поколения используется системно-деятельностный подход, основанный на разработках Эльконина-Давыдова, Гальперина, Леонтьева. Наша школа с 1996-97 учебного года реализует эту идею, что является сегодня базой, ориентирующей ОУ на более последовательную реализацию системно-деятельностного подхода, на дифференциацию требований к освоению учебного материала. Учителя начальных классов прошли подготовку и переподготовку в Москве, Самаре, Томске, Якутске у ведущих специалистов РО Эльконина-Давыдова. Таким образом, учителя начальных классов уже имеют эффективный опыт работы по учебникам Репкина В.В., Горбова С.Ф, Давыдова В.В., Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н., по региональным учебникам Федорова Г.М., Колесовой А.П..

Учебники позволяют включить детей в деятельность, строить процесс обучения как двусторонний:

– обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников;

– обучение как цель – получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы.

В школе уже на протяжении нескольких лет успешно функционирует система безотметочного обучения в 1 классе, которая активно помогает формированию УУД. Разработана “Программа развития универсальных учебных действий в начальных классах МОУ “Наяхинская СОШ” и ДОУ “Чэчир”. Развитие универсальных учебных действий в дошкольном образовании должно обеспечить формирование психологических новообразований, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин в начальной школе. Ведется отслеживание сформированности УУД у дошкольников. Также практикуется курс “Введение в школьную жизнь” – тренинг – это своеобразный мостик, постепенный переход от дошкольного детства в детство школьное. По форме, по манере общения курс строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Материал, с которым работают дети, чисто дошкольный. Это игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. В процессе занятий дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.

Отслеживание за развитием учащихся ведется на основе положений “Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося”, “Портфель достижений”.

Опыт работы по системе Эльконина Д.Б.-Давыдова ВВ. убедил нас в том, что правильная организация учебной деятельности является эффективным средством формирования личности ребенка. Учебный процесс – это открытие каждым ребенком конкретного знания, а не “натаскивание” его на решение задач. Поэтому с этой целью большое внимание уделяется созданию на каждом уроке условий для осмысления учащимися социальной, практической, личностной значимости изучаемого материала.

В организации внеурочной деятельности имеются такие проблемы:

  • в связи с тем, что каждый день в 1 и во 2 классах параллельно ведутся 4 занятия внеурочной деятельности, встретили трудности:
  • в составлении расписания, в обеспечении помещением.
  • из-за малого количества обучающихся в группах получается очень низкая оплата труда по новой системе.

По этой же причине нет возможности отыскать приходящих преподавателей.

Также ОУ нуждается в педагогах, обеспечивающих реализацию стандарта:

  • музыка
  • логопед
  • тьютор
  • педагог-воспитатель
  • Материально-техническое обеспечение

Одной из условий реализации стандарта является материально-техническая база ОУ. В 2009 году осуществлен ввод нового здания школы В школе созданы условия для реализации данной образовательной программы: кабинеты начальной школы отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, поступательно совершенствуется банк наглядных пособий.

Созданы условия для организации внеурочной деятельности: имеется актовый зал, компьютерный класс, спортивный зал. В учебных кабинетах выделена игровая зона, в холле – зона отдыха, выделен отдельный кабинет для предметно-практической деятельности по формированию экологической культуры и гражданско-этнической позиции младшего школьника.

img11.gif (34405 bytes)

Проведены ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учащихся, проекты.

Участвуя в апробации, мы получили от улусного управления образования учебно-практический материал для кабинета начальных классов – глобусы, природные материалы, муляжи, карты, компасы, атласы и учебно-методические материалы.

Также обеспечило в этом учебном году учебниками системы Эльконина-Давыдова, используемыми в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования:

  • букварь 1 класс (авт. В.В. Репкин, Е.В. Восторгова )
  • русский язык 1 класс (авт. В.В. Репкин, Е.В.Восторгова )
  • литературное чтение 1 класс (авт. Е.И.Матвеева)
  • математика 1 класс (авт. С.Ф. Горбов, В.В.Давыдов В.В.)
  • букубаар 1 класс (авт.А.П.Колесова)
  • саха тыла 1 класс(авт. А.П.Колесова)
  • саха тыла 2 класс (авт.А.П.Колесова)
  • саха тыла 3 класс (авт.А.П.Колесова)
  • саха тыла 4 класс (авт.А.П.Колесова)
  • Аан дойду уонна мин торообут кыраайым 1класс (авт. Г.М.Федоров, З.П. Федорова)
  • Аан дойду уонна мин торообут кыраайым 2класс (авт. Г.М.Федоров, З.П. Федорова)
  • Аан дойду уонна мин торообут кыраайым 3класс (авт. Г.М.Федоров, З.П. Федорова)
  • Аан дойду уонна мин торообут кыраайым 4класс (авт. Г.М.Федоров, З.П. Федорова)

Но наряду с этим мы испытываем трудности в обеспечении учебными пособиями по технологии, ИЗО, музыке, физкультуре. Также не обеспечены электронными УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Первоочередной необходимостью является приобретение программно-методического комплекта “Информатика”:

– программно-методический пакет “Роботландия”, а также программы “Мир информатики”, “Супер-интеллект”, “Логические игры”.

Для укрепления материально-технической базы для организации внеурочной деятельности администрация школы выделила из экономии теплосчетчика средства для приобретения мебели для зоны отдыха младших школьников.

Также своими силами обновили библиотечный фонд художественной, справочной литературы.

Таким образом, для начала введения стандартов была проведена большая предварительная работа, концентрация необходимых ресурсов, накоплен положительный опыт. Думаю, что всё это поможет реализации ФГОС, обеспечивающих развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.