"Гигиена чтения". Занятие для детей с ОВЗ

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Выработать у детей привычку бережно относиться к своему здоровью, учить беречь глаза во время чтения книг.
  • Способствовать формированию умения правильно пользоваться книгой.
  • Коррекция внимания на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

Оборудование:

  • Таблица с ответами.
  • Предметы: очки, книга, закладка, настольная лампа, лупа, музыкальная колонка.
  • Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И.Ефрона.
  • Подборка газет с интересными фактами про чтение.
  • Чистые листы бумаги и макет книги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Игровое упражнение «Комплимент»: дети садятся в круг, каждый участник говорит соседу справа фразу, которая начинается со слов «Мне нравится в тебе…»

II. Вводная часть

На столе располагаются различные предметы: очки, книга, закладка, настольная лампа, лупа, музыкальная колонка, и другие предметы.
Задание детям: посмотрите и подумайте, о чём мы будем говорить на занятии. ( Ответы детей)
На занятии мы поговорим о гигиене чтения, узнаем, как правильно читать, составим памятку: «Как правильно читать».

Словарная работа: «Гигиена» – греческое слово, наука изучающая условия влияющие на здоровье человека и разрабатывающая средства к устранению вредных для здоровья факторов. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауз и И. Ефрон.

– Ребята, давайте попытаемся выработать у себя привычку бережно относиться к своему зрению, а для этого нам необходимо разобрать некоторые ситуации, через которые мы поймём, как беречь своё зрение.

III. Основная часть

1. «Найди ошибку» – проигрывание ситуации, показ воспитателя:

Неправильно:

Правильно:

Читать лёжа.
Держать книгу близко к глазам.
Горбить спину при чтении.
Читать при тусклом свете.
Свет направлен из-за плеча.
Загибать уголок листа, когда чтение закончено.
Читать при громком звуке.
Читать надо сидя.
Книга должна находиться на расстоянии 25-30 см от глаз.
Спина прямая, искривление спины может привески к нарушению осанки.
Хотя слабое освещение не влияет на зрение и не приносит вреда, но ваши глаза быстро устают.
Свет должен падать прямо на страницу; если свет направлен из-за плеча, то вызовет блики.
Книга портится.
Читать в тишине; т.к текст лучше запоминается и принимается информация.

2. Составление памятки «Как правильно читать»

Вместе с детьми разрабатываются правила чтения.

– Книгу брать чистыми руками.
– Быть аккуратным с книгой.
– Сделать закладку.
– Книгу при чтении держать на расстоянии 25-30 см. от глаз.
– Читать только сидя.
– Читать в тишине.
– Для улучшения техники чтения, читать лучше вслух.
– Читать в освещённом помещении.
– Стараться, чтобы при чтении свет падал на страницу.

3. Гимнастика для глаз:

– Нашим глазам время от времени нужен не только отдых, но и гимнастика. Для того чтобы ваши глазки не уставали гимнастику необходимо делать каждый день по 5-10 минут. Сейчас мы познакомимся и выполним некоторые упражнениями

Упражнение 1. Укрепляет мышцы век и расслабит мышцы глаз. Сядьте; крепко-крепко зажмурьтесь (досчитайте до 7), затем откройте глаза; досчитайте до 7 и вновь зажмурьтесь. (Упр. делается 8 раз).

Упражнение 2. Улучшает кровообращение глаз. Поморгайте 1-2 минуты, до счёта 60-120 .

Упражнение 3. Снимает усталость глаз. Встаньте, вытяните в перёд правую руку с поднятым указательным пальцем и посмотрите на конец пальца (до счёта 5), затем медленно приблизить палец к лицу. Глаз с пальца не отводить до тех пор, пока в них не задвоится. (Упр. Делается 8 раз).

Упражнение 4. Расслабляет мышцы глаз. Подойди к окну, посмотри на небо. Если по нему плывут облака, проводи их взглядом. Смотри на небо почаще, и не только из окна.

4. Игровое упражнение «Поделись с ребятами»

Работа с газетами (мини-доклад). У ребят – подборка газет с интересными фактами о чтении

1) Для того, что бы текст хорошо запоминался, он должен быть контрастным по отношению к фону. Но этот контраст не должен бить по глазам. Исследования учёных показали, что тексты оформленные тёмным шрифтом по светлому фону читаются намного легче. Данное сочетание обеспечивает не только максимальный комфорт и удобство чтения, но и лёгкое усвоение информации.

2) Стоит поберечь свои глазки при чтении текста на фоне пёстрых структур. На их фоне буквы читаются с огромным напряжением.

3) Любителям читать с мобильных телефонов рекомендуют подготовить носитель к чтению следующим образом:
– толщина букв должна быть оптимальной;
– если внутрибуквенные просветы практически исчезают или зияют огромными дырами, читабельность текста падает.

4) Длинна строк существенно влияет на удобство чтения. Слишком длинные или слишком короткие строки затрудняют чтение. Длинна строки, должна зависеть от размера шрифта.

IV. Итог занятия

Продолжи предложение: «Какие последствия могут быть при несоблюдении правил чтения…».

V. Рефлексия «Открытая книга»

Ребятам предлагается написать пожелания и предложения по занятию на чистых листах. Вклеить страницы в книгу.