Оценка уровня сформированности у учащихся умений и навыков работы с информацией

Разделы: Общепедагогические технологии


Задача современной школы состоит не столько в вооружении своих учеников знаниями, сколько в формировании добывать, приобретать эти знания на протяжении своей жизни.

Чтобы учащиеся по окончании школы обладали в полной мере способностью работать с информацией, необходимо постепенно из года в год формировать у них следующие умения и навыки:

  • находить требующуюся информацию в различных источниках, осознанно её считывать;
  • критически осмысливать информацию, понимать её суть, цель изложения;
  • систематизировать информацию по заданным признакам;
  • видоизменять объём, форму, знаковую систему информации;
  • находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против»;
  • устанавливать связи между информационными сообщениями, находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних информационных потоков»;

Научить этим умениям можно, если в школе создана информационно-образовательная среда.

Для этого необходимо компьютеризировать школьные кабинеты, иметь выход в ИНТЕРНЕТ, обеспечивать всем учащимся с младших классов возможности осваивать основы работы с компьютерной техникой, овладевать основами медиакультуры, интернет-технологиями, компьютерной графикой и дизайном. Работа школьников совместно с педагогами по созданию школьных сайтов, газет, видеофильмов, реализация телекоммуникационных проектов: дистанционное образование, электронный библиотечный каталог, тестирование по различным вопросам школьной программы, общение со сверстниками из других стран создает благоприятную среду для формирования умений и навыков работы с информацией.

Процесс формирования у учащихся информационных умений и навыков необходимо контролировать, определяя успешность работы учащихся. Для этого в нашем Центре образования осуществляется стартовый, промежуточный, итоговый контроль в следующих формах:

  • устные и письменные задания, проверяющие отдельные этапы работы с информацией (навыки беглого осознанного чтения, умение конспектировать найденную информацию, перерабатывать информацию: сокращать, выделять главные моменты, которые необходимо сохранить в памяти;
  • деловые игры по различным предметам;
  • устные интервью, письменные анкетирования;
  • анализ тематических презентаций и сайтов;
  • презентация проектов, видеофильмов на итоговой аттестации в качестве альтернативных форм сдачи экзаменов;

Выбор форм контроля осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровня развития у них интеллектуальных учебных умений, их медицинских показателей. В каждом классе заполняется карта динамики работы учащихся с информацией.

Карта динамики работы учащихся с информацией

1
Фамилия Иванов Сергей
Группа здоровья 1
Учебная мотивация в
Техника чтения в
Развитие речи в/с
Развитие памяти и внимания в
Развитие мыслительных операций (анализ.обобщение, синтез) в
Навыки работы на компьютере с
Умение работать со справочной литературой в
Умение конспектировать с
Творческое представление информации в
Критическая  оценка результатов работы н
Уровень самостоятельности  работы с

Условные обозначения: в – высокий уровень, с – средний уровень, н – низкий уровень
Исследования второй половины xx века подтвердили индивидуально-личностную специфику восприятия информации. В 1083 году Гарднер констатировал, что все люди ,сталкиваясь с проблемными ситуациями используют 7 типов мыслительных способностей:

  • лингвистический  (поэты)
  • логико-математический (ученые-естественники)
  • музыкальный (композиторы)
  • пространственный (скульпторы, летчики)
  • телесно-кинестический (танцоры, атлеты)
  • интерперсональный (учитель)
  • интаперсональный  (люди с точным взглядом на себя)

Различия учащихся по восприятию информации необходимо учитывать при оценке их работы.
На конференциях, при проведении итоговой аттестации учитель оценивает защиту реферата, проекта по следующим позициям:

  • демонстрация понимания проблемы, собственная формулировка цели и задач проекта, выбранного пути решения;
  • аргументация выбранного способа решения проблемы;
  • анализ хода поиска решения;
  • анализ влияния различных факторов на ход работы;
  • самоанализ успешности и результативности решения проблемы;

При промежуточной оценке уровень успешности определяется набранными баллами:

«5» баллов – ученик проявил творчество в работе, мыслит образно, умеет работать с различными источниками и видами информации, выполнял задание самостоятельно, не прибегая  к помощи
«4» балла – ученик использовал приемы, которые применяли другие учащиеся.1-2 раза прибегал к помощи учителя
«3» балла – ученик мыслит продуктивно, но работает по шаблону. 3-4 раза обращался за помощью к учителю, имеет проблемы с систематизацией и оформлением работы
«2» балла – ученик воспроизводит информацию механически, на всех этапах работает только под руководством учителя
«1» балл – ученик может работать только вместе с учителем по особой методике, так как слабо владеет речью, обладает низким уровнем всех мыслительных операций

Предварительная обязательная работа, которая систематически проводится с учащимися перед проверкой ЗУН по работе с информацией, включает обучение правилам запоминания и хранения информации (как запомнить правило, выучить формулу. Как работать со словарем, атласом и т.д.)
Некоторые примеры  упражнений по формированию навыков работы с информацией:
После изучения темы:

1.

  • Какой план изложения темы выбрал автор?
  • Известны ли вам другие источники. В которых эти вопросы изложены более строго?
  • Какие места вам показались наиболее сложными?
  • Не можете ли вы в некоторых местах упростить изложение, дать иное доказательство (иное изложение проблемы)?
  • Как можно представить результаты для лучшего восприятия?

2.

Творческие задания:

  • Постройте алгоритм (программу решения проблемы);
  • Подготовьте сообщение с опорой на мультимедиа-презентацию, включающую наименование разделов выступления и основных тезисов,иллюстрации ,звуковое сопровождение;

По результатам анкетирования выпускников ГОУ ЦО № 1471 в 2010-2011 учебном году были получены следующие данные:

  • При чтении учащиеся запоминают 35% информации, при конспектировании  – 70%;
  • 60% учащихся сталкиваются с необходимостью самостоятельно изучать новый материал. При этом справляются с такой работой только половина учащихся.  Другая половина отмечает ,что не всякий материал доступен для самостоятельного освоения;
  • 10% выпускников не могут правильно оформить полученную информацию (правильно расположить, озаглавить, составить план, привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения;
  • 2% испытывают трудности при чтении;

Такие данные позволяют оценить результаты деятельности школы по формированию навыков  работы с информацией, наметить совместные пути сотрудничества учителей, психологической службы школы, родителей и учащихся по повышению качества знаний  школьников.

Список используемой литературы.

  1. Бухвалов В.А. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества» М. «Педагогический поиск» 2002 год
  2. Педагогическая лоция – приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование» 2002-2003 год
  3. Сериков В.В. «Образование и личность» М. «Логос» 1999 год
  4. Сборник «Мониторинг функционального состояния здоровья школьников» М. «МИОО».2004год
  5. Чернявская А.П. «Педагогическая техника в работе учителя» М. «Педагогический поиск» 2002 год
  6. Якушина Е.В. «Интернет для школьников и начинающих пользователей» М. «Аквариум» 1997 год