Нарушение процессов чтения у младших школьников с задержкой психического развития

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема изучения нарушения процессов чтения у  школьников, имеющих задержку психического развития.

Проблема нарушения чтения у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Чем позже обнаруживаются нарушения чтения, тем большей степени тяжести они достигают и тем более длительный коррекционный курс в таких случаях требуется.  Таким образом, коррекция дислексии наиболее успешна при раннем ее начале. У детей с задержкой психического развития отставание речевого развития не менее чем на два года, по сравнению с нормальными детьми. В процессе чтения дети с большим трудом соотносят звуки речи с письменными символами (буквами), смешивают графически сходные буквы, переставляют звуки при чтении слогов и слов. Разнообразные нарушения чтения у детей с задержкой психического развития, обусловлены не столько расстройствами устной речи, сколько недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, зрительного гнозиса, сукцессивных и симультанных процессов.

Чтение представляет собой сложный интегративный психофизиологический процесс, осуществляемый при непосредственном участии и контроле со стороны высших отделов центральной нервной системы и при совместной деятельности зрительного, речедвигательного и слухового анализаторов. Чтение включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв, соотнесение букв со звуками и звукового образа слова с его звучанием.

Навык чтения включает в себя два компонента: техническую сторону чтения и смысловую.

Каждый ребенок в процессе овладения навыком чтения вначале читает послоговым способом, т.е. все слова по слогам. Затем короткие слова прочитывает целиком, а более сложные – все так же по слогам. Далее большую часть слов читает слитно и только некоторые  – послоговым способом. И, наконец, использует синтетический способ чтения, т.е. целым словом и группами слов.

Обучение чтению ведет к формированию навыка чтения, что является главной задачей уроков чтения в начальной школе. Формирование этого навыка идет одновременно с развитием мышления и речи школьников, расширением их знаний и представлений об окружающем мире.

Для детей с задержкой психического развития характерны разнообразные нарушения, отклонения как психической, личностной сферы, так и речевой.

Учащиеся с задержкой психического развития испытывают разнообразные трудности при обучении, в частности, при изучении русского языка и чтения. Психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.

Гальперин П.Я. говорил, что «речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами».

Речь детей с задержкой психического развития, как одна из наиболее сложноорганизованных психических функций, отличается от нормы. Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют системный характер и входят в структуру общего дефекта. Устная речь детей с задержкой психического развития, как  правило, носит  смазанный, недостаточно отчетливый характер.  Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличии общего недоразвития речи, о задержке процесса речевого развития.

Так, например, импрессивная речь у детей с задержкой психического развития характеризуется недостаточной дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедности словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность.

В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую. Отклонения в становлении речи отражаются на формировании всей психической сферы ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Многим детям присущи дефекты произношения, что естественно, приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети рассматриваемой группы имеют бедный словарный запас (особенно активный). В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, глаголы. Понятия, выражаемые имеющимися в их словаре словами, часто неполноценны – сужены, неточны, а иногда и просто ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. У детей с задержкой психического развития плохо формируются эмпирические грамматические обобщения. Поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций, а многие конструкции они вообще не используют. Такие дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и некоторых частей речи. Их собственная речь характеризуется примитивностью грамматического строя, бедностью словаря. У них комплекс речевых нарушений, в том числе и нарушения чтения, а также трудности восприятия и воспроизведения букв, затруднения в формировании функции фонематического анализа, синтеза, трудности соотношения звука с буквой. В процессе чтения дети ошибочно прочитывали  сложные по структуре слоги и слова, путали сходные по начертанию буквы.

Наиболее распространенными являются нарушения фонетической стороны устной речи. Можно выделить три группы ошибок, характерные для детей с ЗПР:

– ошибки, свидетельствующие о несформированности слогового контура слова;
– ошибки в звуконаполняемости сформированного контура слова;
– ошибки, совмещающие несформированность слогового контура с нарушением его звуконаполнения.

Таким образом, можно сделать вывод, что у детей с задержкой психического развития отмечается недостаточное и часто нарушенное воспроизведение звукослоговой структуры слова. Это ведет к недоразвитию речи в целом и к проблемам обучения чтению и письму.

Вследствие недостаточной сформированности синтетических процессов у учащихся обнаруживается слабое развитие умения опираться на живую речь в целях контроля правильности чтения. Некоторые школьники допускают ошибки в согласовании и управлении слов. Связь слов в словосочетаниях нарушается реже, чем связь главных членов предложения, разделенных другими словами. Обычно заменяются глагольные формы, что ведет к нарушению согласования подлежащего и сказуемого и нарушению связи однородных сказуемых.

Техника чтения у учащихся совершенствуется чрезвычайно медленно и отставание, проявившись в начале обучения , сказывается на последующих этапах. Для учащихся этой категории побуквенно-слоговой процесс чтения, которым они овладевают в букварный период, продолевается очень медленно и они нуждаются в особой поэтапности для освоения каждой новой слоговой структуры. У любого ребенка переход от низкой ступени овладения навыком к более высокой происходит индивидуально, в разные сроки, а у школьников с задержкой психического развития – особенно замедленно.

Медленно и трудно у учащихся совершенствуется навык правильности чтения. Затруднения в чтении у учащихся третьих классов аналогичны тем, которые были отмечены в о втором классе – в основном это смысловые замены: заменяют читаемые слова синонимичными по значению (например, читают «хотел» вместо «захотел»), но при этом не нарушают грамматический строй предложения; заменяют слова, непонятные им по содержанию или грамматической форме (вместо «захлестнула» читают «захлебнула», «заплестнула», «захватила»). Смысловая догадка, возникающая на основе восприятия первых букв слова, часто оказывается ложной.

Даже в третьем классе у отдельных учащихся при чтении наблюдаются дефекты озвончения, оглушения, смешения звуков, сходных по артикуляции.

На этапе окончания младших классов большинство учеников  овладевают темпом чтения, предусмотренным программой, но иногда прибегают к слоговому чтению трудных многосложных слов. Учащиеся с ЗПР овладевают основными составляющими сознательности чтения (понимают значения слов и словосочетаний, употребленных в прямом и переносном смысле; значения целых предложений, отдельных частей и всего текста в целом; устанавливают причинно-следственные и временные виды связей, выделяют главную мысль; умеют определить свое отношение к прочитанному). Основными же причинами, лежащими в основе непонимания текстов со сложной смысловой структурой, являются недостаточная сформированность морально-этических представлений, слабо выраженная способность к определению мотивации поступков действующих лиц, несовершенство жизненных представлений.

Таким образом, подытоживая, можно сказать, что у детей с задержкой психического развития при обучении чтению наблюдаются дислексии, выражающиеся в различных стойких, специфических ошибках при чтении.

Список  использованной  литературы:

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Университет, 2000. – 336с.
2. Демьянов В.Г., Ковшиков В.А. О речевых нарушениях у детей с задержкой психического развития  // Дефектология, №11. – Научно-теоретическая конференция. – Л., 1967.
3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции: Учеб. Пособие. – СПб: Союз, 2002. – 224с.
4. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). – М.: Коменс-центр, 1993. – 198с.
5. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР //Дефектология, 1990, №3
6. Триггер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2000. – 80с.