Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания

Разделы: Внеклассная работа


Вопрос о том, как научить человека творить, издавна волновал умы ученых. Являясь жизненной необходимостью, творчество преобразует, развивает и обогащает человека, формирует его личностную индивидуальность. Субъект не только воспроизводит то или иное действие, он стремится внести в него нечто свое, присущее только ему, и выступает как существо думающее, переживающее и чувствующее, умеющее осознать и оценить свою деятельность (Рубинштейн С. Л.). В силу того, что творчество есть открытие нового, неизвестное ранее, оно обогащает человека, раскрывает в нем новые способности (Каган М. С.).

Проблема развития творческих способностей концептуально рассматривается с различных научных позиций и находится в прямой зависимости от того, какой из аспектов выходит на первый план исследования: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс и др. Продуктивность мышления, присущая творческой деятельности, предполагает гибкость и эвристичность в поиске решения задачи, с которой индивид ранее не встречался, способность применения исследовательских методик, быстро и целесообразно преобразовать необходимую информацию.

Сегодня забывается о том, что исследовательские методы познания гораздо более эффективны в учебном процессе, нежели логическая познавательная деятельность (Бегидова С. Н.).

Цель нашей работы: Формирование исследовательских умений и развитие творческих способностей у школьников в процессе физического воспитания.

Для того чтобы реализовать поставленную цель, ставим следующие задачи:

  1. Стимулирование мотивации школьников на приобретение знаний в области физической культуры.
  2. Развитие способностей к критическому и творческому мышлению.
  3. Развитие исследовательских умений: анализ, выявление проблем, сбор информации, наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.

Условиями успешности решения поставленных задач являются:

  • Постановка проблемной ситуации, при которой у ребенка возникают вопросы, любопытство;
  • Активность ребенка (активный поиск решения проблемы);
  • Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Для развития творческих способностей школьников используем следующие методы исследовательской деятельности:

  • Частично-поисковый метод. Этот метод постепенно приобщает учеников к самостоятельному решению проблем в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Ученики под руководством преподавателя решают проблему. Вопросы должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мысленный поиск. Можно использовать “подсказки” и наводящие вопросы, опираясь на ответы учеников.
  • Поисковый метод. Самостоятельная постановка и решения проблемы, путем логического анализа доказывает гипотезы, помощь педагога при этом минимальна.
  • Метод творческой активности. Выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, открытия нового способа решения, изобретения.

Активная деятельность учащихся, основанная на поиске и решении сложных вопросов, обеспечивает развитие творческих способностей, стимулирует творческое мышление, творческое воображение и позволяет увидеть проблему с новой точки зрения.

Формы исследовательской деятельности проводятся на уроках физической культуры (урок – дискуссия, урок – проблемный семинар) и во внеурочное время (школьные ученические конференции, исследовательские игры) и направлены на развитие творческих способностей школьников.

На уроке – дискуссии учащиеся работают в малых группах (5–6 человек), получают очки за участие в дискуссии. Тема ее определяется изучаемым материалом. Дискуссия длится 8–15 минут в зависимости от темы и возраста учеников. Участники садятся в центре спортивного зала в небольшой круг, в это время остальные ученики вместе с учителями садятся вокруг них и слушают. Учитель присуждает поощрительные очки за определение положения в обсуждаемой проблеме, предоставление информации, опирающейся на факты, или информации, полученной в ходе исследования, привлечение другого ученика к дискуссии, сосредоточенность на теме.

Штрафные очки можно получить за: прерывание дискуссии, выпады против личности, несущественные замечания.

При проведении урока учителю надо обращать внимание на психологическое равновесие между чрезмерно активными, молчаливыми участниками дискуссии. Для успешности проведения данного урока необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Позиция “Я – хороший, ты – хороший”;
  • Истина превыше всего;
  • Краткость – сестра таланта;
  • Уважение и дружелюбие при высказываниях.

Нами разработаны правила поведения учащихся во время урока – дискуссии:

  • Я критикую идеи, а не людей;
  • Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему результату;
  • Я выслушиваю сообщения каждого, даже если я с ним не согласен;
  • Я стараюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему;
  • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Урок – проблемный семинар представляет собой “творческую дискуссию”, на которой идет обмен информацией между участниками, представляется возможность критиковать даже отвергнутое мнение.

Схема его такова:

  1. Постановка и осмысление проблемы.
  2. Генерирование вариантов решения проблемы.
  3. Отбор наиболее аргументированных вариантов решений проблемы.
  4. Критика отобранных решений.
  5. Отбор решений наиболее устойчивых к критике.
  6. Продумывание способов решения проблемы.
  7. Обсуждение этих способов.
  8. Подведение итогов (характеристика деятельности участников и их результатов, планирование конкретных действий, рефлексия учащихся).

Школьная ученическая конференция организуется с целью создания оптимальных условий для интеллектуального и творческого развития учащихся, вовлечение их в научно-исследовательскую работу по вопросам физической культуры и спорта. Вот уже второй год в МОУ “Гимназия № 140” проходит это увлекательное мероприятие, поддерживаемое администрацией школы. С каждым годом растет число участников конференции (в 2009–2010 учебном году приняли участие 12 человек, а в 2010–2011 учебном году – 59 человек), что свидетельствует о ее большой популярности. На конференции работали 5 секций: “Психофизиология и здоровье человека”, “История Омского спорта”, “Личность в спорте”, “Спорт 19 века. Новые виды спорта”, “Человек и его здоровье”.

По общему мнению членов жюри, уровень предоставляемых работ растет, участники конференции увлечены проблемами здорового образа жизни. Они сосредотачивают свое внимание не только на современных тенденциях в области физической культуры и спорта, но и грамотно их раскрывают, стремятся связать теоретические вопросы с практикой, а также заранее готовят пособия в виде таблиц, фотоснимков и др. Девиз конференции: “Единство ума и силы”. И, отрадно, что учащиеся нашей школы уделяют внимание не только красоте своей спортивной внешности, но не забывают и о красоте души.

Исследовательские игры способствуют интеллектуально-творческому развитию учащихся. Игры проводятся под руководством учителя, совместно со студентами Университета физической культуры и спорта, проходящими практику в нашей школе и самостоятельно, где вмешательство учителя в процессе игры минимально.

Схема проведения исследовательской игры:

  1. Определение темы игры:
    – обобщения, суть темы;
    – ответить на вопросы, которые будут заданы учениками;
    – формулируется главная цель занятия;
  2. Ход игры:
    – выдача ученикам инструкций, правил, установок, пакеты материалов;
    – разделение учащихся на группы;
    – обоснование всеми группами постановки проблемы и выбора ситуации (после жеребьевки);
    – оказание помощи ученикам в виде консультаций;
    – защита учащимися своих решений и выводов;
    – обсуждение предложенных ситуаций;
    – ответы на заданные вопросы и приготовление своих вопросов для другой группы.
  3. Подведение итогов:
    – сбор оценочных листов и подсчета количества баллов;
    – определение победителей;
    – оценка результатов игры учителем и учащимися.

Применение перечисленных выше форм и методов работы нацелены на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовательской деятельности, а также на реализацию познавательно-информационных потребностей школьников.

Согласно идеям Лесгафта П. Ф. физическое образование ни в коем случае не должно ограничиваться физическими упражнениями, оно должно использовать все средства, стимулирующие общее развитие человека, так как именно оно дает возможность школьнику быть более культурным и более целесообразно расходовать физическую энергию.

Целенаправленная работа в этом направление дает положительные результаты и будет обязательно продолжена в будущем.

Литература:

  1. Бегидова С. Н. Теоретические основы творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта. – М: Майкоп; АГУ, 2001. – 270с.
  2. Каган М. С. Философская теория ценностей физической культуры. – СПб: ТОО ТК “Петрополис”, 1997. – 205с.
  3. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И. Н. Решетель – М: Педагогика, 1988. – 444с.
  4. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьника. – М., 1991.
  5. Рубинштейн С. Л. Проблемное обучение//Вестник высшей школы.1976. № 2.