Урок-путешествие "Транспорт в городе"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели:

  • познакомить с выразительностью форм транспорта: подземного, наземного, воздушного, водного и его исторической эволюцией;
  • продолжать учить конструировать из коробочек и бумаги;
  • развивать творческое воображение учащихся.

Планируемые результаты:

личностные:

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

метапредметные:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • выполнение творческих проектов отдельных упражнений по моделированию;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

предметные:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура);
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • овладение навыками моделирования из бумаги.

Оборудование: иллюстрации с различными видами транспорта; коробочки, плотная бумага, ножницы, клей.

Музыкальный ряд: Е.Дога “Открытые окна”.

Ход урока

Слова на доске:

инженер-конструктор
художник-дизайнер
художник-архитектор

Организационный момент: проверка готовности к уроку.

Вводная беседа.

Звучит музыка Е.Дога “Открытые окна”.

Итак, мы с вами попали на улицы нашего города через открытые окна. Мы уже говорили, что на улицах городов, в парках, скверах тоже есть произведения искусства. Какие?

(Памятники архитектуры, скульптуры, ажурные решетки, фонари, витрины магазинов). Кто создает парки? (Архитекторы, скульпторы, рабочие – строители.)

Вывод: Без братьев-Мастеров не было бы ни улиц, ни города. Итак, в нашем городе все хорошо, но чего-то не хватает.

Отгадайте загадки и определите тему урока:

Полотно, а не дорожка,
Конь не конь – сороконожка,
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет! 
(Паровоз и поезд.)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
 (Метро.)

Не живой я, но шагаю,
Землю рыть я помогаю.
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад.
(Экскаватор.)

Летит птица-небылица
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
(Самолет.)

Плывет белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
(Парусник.)

Транспорт в городе.

– Рассмотрим иллюстрации транспорта и назовем к какому виду он относится.

 

– Определите, на каких животных или на какие геометрические формы похож разный транспорт.

– А сколько прекрасных машин лежит у вас на партах (игрушечные машины) – целый автопарк, а сколько их на улицах нашего города? Кто же их создал? (Инженер-конструктор.) А кто придумал внутреннее оформление салона? (Художник-дизайнер.)

При создании автомобиля, самолета, или корабля, художник сначала выполняет эскиз на бумаге, потом – объемный макет (из пластилина, дерева, металла, пластмассы). Создание новой модели занимает много времени – месяцы, годы.

Машина не сразу стала такой, которую мы видим на улицах города. Сначала она напоминала карету, но постепенно приобрела обтекаемую форму. Как вы думаете, почему? (Для увеличения скорости.)

 

Конструкторы привлекают себе в помощь природу. На что похож самолет? (На птицу). А вертолет? (На стрекозу.) А гусеничный ход откуда взялся? (От гусеницы.) А автомобиль? (От жука.) А подводная лодка? (От акулы.)

 

Вывод: в своей художественно-конструкторской деятельности человек очень часто обращается за помощью к природе. Это говорит о том, что за природой надо уметь внимательно наблюдать и использовать умело эти наблюдения.

Физкультминутка.

Практическая работа.

– Возьмите маленькую упаковочную коробочку. Наметьте карандашом места надрезов. Надрезы сделайте одинаково в боковых сторонах и подклей так, чтобы получилась новая форма. Подклейте детали из цветной бумаги. Придумайте и приклейте новые детали вашего транспорта. Не забудь о названии.

Для тех кому сложно, можно предложить сделать аппликацию транспорта.

 

 

 

Или нарисовать грузовой транспорт по схеме.

Итоги урока:

  • Выставка транспорта.
  • Сравнение конструкций с биологическими формами.
  • В каких работах больше фантазии? Как можно использовать этот транспорт в городе?

Рефлексия.