Открытое фронтальное занятие по развитию навыков творческого рассказывания в подготовительной логопедической группе на тему "Животные жарких стран"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

  • актуализация и расширение номинативного, атрибутивного и предикативного словаря по теме: «Животные жарких стран»;
  • совершенствование грамматического строя речи: образование сложных существительных, образование  причастий;
  • развитие связной речи через умение передать содержание придуманных детьми сказок;
  • развитие внимания, памяти, зрительного гнозиса;
  • воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества.

Предварительная работа: расширение словаря, совместное  составление плана сказки; придумывание сюжета, интриги сказки;  сочинение сказок   с родителями  по плану, предложенному учителем-логопедом  на заданную тему,

Оборудование: предметные картинки бегемота, слона, зебры, жирафа, льва;  разрезанные на 6 частей предметные картинки  бегемота, слона, зебры, жирафа, льва; картинки к игре: «Наша дружная семья», фигурка куклы Незнайки, костюм волшебника Мерлина (чёрный плащ), волшебная палочка, картина фрагмента саванны и  вырезанные картинки диких животных: слона, зебры, жирафа, льва (Приложение 1).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Оргмомент

– Ребята, к нам на занятие пришёл Незнайка. Он собирается отравиться в жаркие страны и просит нас рассказать ему, какие  животные жарких стран там обитают. У вас лежат разрезные картинки  животных жарких стран. Соберите их и тогда на доске появятся их изображения. (Приложение 1)

Картинки диких животных появляются, сопровождая загадками:

Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев.

(Жираф)

Этот зверь раскрашен броско
В чёрно-белую полоску.
Под степным высоким небом
В Африке пасутся… 

(Зебры)

Бегемотик-бегемот
Припеваючи живёт.
Ну а если рот закрыт?
Значит бегемотик сыт.

Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос

(Слон)

Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой. 
На что она обижена? (Лев, львица)

– Итак, сегодня на занятии мы будем говорить о животных жарких стран.

2. Незнайка предлагает вам помочь ему назвать семьи животных жарких стран:

У каждого ребёнка на столе лежит  картинка:

1-й ребёнок: Лев, львица, львёнок, львята.
2-й ребёнок: Тигр, тигрица, тигрёнок, тигрята.
3-й ребёнок: Жираф, жирафа, жирафёнок, жирафята.
4-й ребёнок: Слон, слониха, слонёнок, слонята.
5-й ребёнок: Медведь Панда, медведица Панда, медвежонок Панда, медвежата Панда.

– Теперь Незнайка знает, как называются члены семьи  животных жарких стран.

3. Незнайка запутался, помогите ему назвать признаки животных жарких стран, чтобы он их не перепутал. Поиграем в игру: «Подбери признак»

– Слон какой? (Огромный, могучий, здоровенный, гигантский, сильный, большой, большеухий, длинноносый,  спокойный, выносливый, травоядный)
– Зебра какая (Чёрно-белая, быстрая, ловкая,  красивая, гривастая, короткошерстная, травоядная)
– Бегемот какой? (Большой, толстый, коротконогий, малоподвижный, ленивый, большеголовый, травоядный)
– Жираф какой? (Высокий, пятнистый, длинноногий, спокойный, длинношеий, травоядный)
– Лев какой?  (Лев сильный, большегривый, злой ,ленивый,  грозный, хищный)
– Незнайка понял, что слон, зебра, бегемот и жираф – травоядные животные жарких стран. Объясните ему, что значит травоядные?
– А лев – хищное животное. Что это значит? (Это значит, что лев питается мясом)
– Ребята, Незнайка запомнил много новых и сложных слов: большеухий, коротконогий, длинношеий, малоподвижный, чёрно-белая.

4. Поиграем в игру с Незнайкой: «Как сказать иначе?» (образование причастий и актуализация  предикативного словаря)

– Кенгуру что делает? (Кенгуру прыгает по  полю.)
– Кенгуру что делает? Кенгуру какой? (Кенгуру, прыгающий по полю)
– Бегемот что делает? (Бегемот купается в воде.)
– Бегемот какой? (Бегемот, купающийся в воде)
– Лев что делает? (Лев грызёт кость.)
– Лев какой? (Лев, грызущий кость)
– Слон что делает? (Слон пьёт воду.)
– Слон какой? (Слон, пьющий воду)
– Жираф что делает? (Жираф срывает листья.)
– Жираф какой? (Жираф, срывающий листья)

5. Физ минутка

По саванне мы идём.
Путь далёк, далёк наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под пальмой посидим.
Посидим, отдохнём,
На занятие пойдём.

6. – Ребята, вы молодцы, помогли Незнайке. Теперь он во всеоружии поедет в путешествие по жарким странам, а перед тем, как отправиться в путешествие, он пригласил к нам на занятие своего друга: сказочника Мерлина. (Максим переодевается и заходит на занятие)

Читает стихотворение:

Я сказочник, я сказочник,
Я сказочник Мерлин!
Художник самых красочных
И праздничных картин!
Я палочкой прекрасною,
Волшебною взмахну
И сказку африканскую
Показывать начну
А сказка не простая:
Она про чудеса,
Про льва,
Про жирафёнка,
Про зебру и слона.

– Мы с вами сейчас поможем оживить картину, которую принёс сказочник. Вы сочинили сказки про животных жарких стран. О ком из зверей расскажете, тот и появится на картине.

Почему у слона длинные уши?

В стародавние времена у слонов были маленькие уши. Слон  по имени Яшка любил наблюдать за птицами. Ему очень захотелось летать самому.
Он закрывал глаза и начинал махать ушами, представляя, что парит над облаками. Яшку увлекало это занятие и он часами мог размахивать ими.
Его уши увеличились до гигантских размеров. С тех пор у всех слонов большие уши, которыми они отмахиваются от насекомых и охлаждаются в жару.

Почему у жирафа длинная шея?

Однажды, в  субботнее утро жирафёнок потерял своего друга. Ослик очень любил апельсины и  уснул на маленьком апельсиновом дереве.
Дерево за ночь выросло, и  ослик оказался высоко над землёй. Жирафёнок пошел на поиски друга и увидел, что произошло.
У жирафят  в те времена  шея не была длинной. Жирафёнок  сильно старался помочь ослику. Он стал тянуться к нему, шея потихоньку вытягивалась вверх.
Друзья радовались счастливой встрече. С тех пор у  всех жирафов шея длинная.

Почему зебры полосатые?

Давным-давно зебры не были полосатыми. Стояла сильная засуха. Засушливое время кончилось и пошёл сильный ливень, который продолжался долгое время. Образовались реки, озёра и моря. И вот одной зебре очень захотелось стать капитаном дальнего плавания. Она надела черно-белую тельняшку и отправилась в путешествие. Ей так понравился этот наряд, что она его не снимала. С  тех пор все зебры стали полосатыми.

Отчего у льва длинная грива?

Однажды в саванне наступила сильная жара. Львы тогда носили длинную и густую шерсть, которая покрывала всё тело. Обезьяна открыла парикмахерскую. Лев был первым клиентом. Обезьяна начала стричь льва. Волосы были очень густыми и поэтому стрижка затягивалась. Мастеру приходилось менять несколько ножниц. Прошло четыре часа.  Терпению льва пришёл конец. Он посмотрел на себя в зеркало: тело льва было покрыто короткой шерстью, а грива и кисточка хвоста оставались  прежними.  С тех пор все львы - длинногривые.

– Посмотри, Мерлин, твоя картина ожила. Сказки ребят помогли появиться на ней животным.

7. Итог занятия

– О ком мы говорили сегодня на занятии?
– Чем мы занимались сегодня на занятии?  (Играли в игры: «Собери разрезные картинки», «Подбери признаки», «Как сказать иначе?», «Оживи картину». Рассказывали сочинённые сказки о животных жарких стран.)
– Ребята. Спасибо вам за активное участие. Вы очень многое знаете о животных жарких стран. А ещё вы отличные сказочники и фантазёры.

Приложение 2