Составление программы поэтического концерта "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, И.З. Суриков"

Разделы: Литература


Цель: обучить пятиклассников составлению алгоритма программы поэтического концерта (с подробным объяснением выбора автора и стихотворения).

Оформление: презентация (4-5 слайдов) "Певец родной природы" (портрет И. Левитана, краткая биографическая справка, репродукции картин художника о весне); диск CD-RW с классической музыкой П. И. Чайковского "Времена года").

Словарная работа: программа, импрессионизм, образ, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, звукопись, ритм.

Задание к уроку:

  • Индивидуальные сообщения 2-х учащихся о поэтах XIX века: Ф. И. Тютчеве и А. А. Фете (по 2-3 минуты).
  • Остальная часть класса: сообщения о своих любимых поэтах, строчки их стихов (по 1-ой минуте).

Используемые технологии:

  • Технология педагогических мастерских.
  • Технология развития критического мышления.
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Ход урока

Эпиграф.

Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.
К.Паустовский.

(Звучит музыка П. И Чайковского из цикла "Времена года"- весенний цикл)

1. Учитель.

-Любите ли вы стихи?

-Что ближе каждому из вас: стихи или проза? Почему?

-Ваши любимые стихи?

-Есть ли у вас любимый поэт? Прочитайте его строки.

2. Спасибо вам! Я рада, что среди вас есть любители поэзии, способные уловить настроение, чувства автора.

-Ваше любимое время года? Попробуйте рассказать о нём одним-двумя предложениями, но так проникновенно, чтобы и другие полюбили это время года. (Рассказы ребят)

3. Тема природы - вечная тема в творчестве поэтов, музыкантов, художников. Древний человек ощущал себя частью природы, но с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась. Человек начал мучительно размышлять, в каких отношениях с природой он находится [1].

Сегодня на уроке мы с вами поучимся отзываться на слово, образ, ритм через знакомство с произведениями поэтов XIX века для того, чтобы решить, понравится ли оно любителям поэзии, пришедшим на поэтический концерт.

- Что обозначает слово "программа"? (Мнения пятиклассников. Работа со словарём)

- А что такое программа поэтического концерта? (Мнения ребят)

Цель нашего урока - научиться составлять алгоритм программы поэтического концерта с подробным объяснением выбора автора и стихотворения.

4. Работа в тетрадях. Программа поэтического концерта на тему "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе" (запись темы урока)

I. Ребята, как можно настроить на восприятие лирики тех, кто пришёл на концерт? А что вам помогает расслабиться, почувствовать себя уютно в чужом доме, например? (Музыка)

Ставьте в тетради цифру №1: музыка. Я предлагаю музыку П. И. Чайковского из цикла "Времена года". Запись. А теперь пропустите одну - две строчки, поставьте № 2. Потом поймёте, для чего это нужно.

II. Откройте учебник "Литература" на стр. 239.

Первое имя - Фёдор Иванович Тютчев. Слышали ли вы его?

(Сообщение подготовленного ученика)

III. Познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева "Весенние воды" [2].

Чтение учителем. Школьники перечитывают.

- Какое настроение передаёт это стихотворение?

(Радости)

- Какое слово, какие предложения тому подтверждение?

(Восклицательные предложения, а в последней строке слово "весело")

- А что вызывает эту радость?

(Наступление весны, пробуждение природы весной)

- Как это выражено в передаче движения весенних вод, весны, ручьёв?

(Весенние воды шумят, бегут и будят, бегут и блещут и гласят.

Весна идёт.

Выслала гонцов - быстрые ручьи)

- А какие звуковые повторы подтверждают это?

("ш", "ж", "г", "д", "с", "л")

- Зачем Тютчев повторяет некоторые слова?

(Бегут - бегут, весна идёт - весна идёт, и - и. Поэт показывает, что весну уже ничто не остановит).

- Определите способ рифмовки стихотворения. Как она помогает прочитать строки Тютчева?

(Перекрёстная. Как бы передаёт движение, радость)

- Прочтите с радостной интонацией.

- Можно это стихотворение взять для поэтического концерта? (Мнения учащихся)

(Ученики в тетрадях делают запись под № 3: Ф.И.Тютчев "Весенние воды").

IV. Презентация "Певец родной природы".

- Какие мотивы стихотворения Ф.И. Тютчева нашли отражение на картинах И. Левитана "Весна - большая вода" и "Март"? (Мнения ребят)

- Ребята, нужно ли оформлять концертный зал? - Как бы вы его оформили, если концерт у нас поэтический? (Мнения учащихся)

Делаем запись в тетради под № 2 "Оформление" (см. пропущенная строка):

1. Название поэтического концерта.

2. Презентация "Певец родной природы".

(Звучит музыка П. И Чайковского из цикла "Времена года" - весенний цикл)

V. Ещё одна пленительная встреча - А. А. Фет.

Сообщение подготовленного ученика.

Стихотворение "Весенний дождь" [3] (Учебник, стр. 240). Чтение стихотворения учителем, перечитывание его учащимися (про себя).

- Почему эти строки особенно завораживают?

(Потому, что они передают эмоции человека от почувствованного)

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

(Сиюминутное настроение. Остановись мгновение - ты прекрасно. Какое появилось сейчас. Живопись мгновения. Поэзию можно увидеть везде и всегда. Уметь увидеть своё, выхватить. Воплощение красоты жизни)

- Какими способами поэт создаёт это настроение? Назовите ключевые слова, которые создают это настроение?

(Солнце, свет, воробей, завеса, опушка леса, капли, липы, запахи. Это эмоциональный фон стихотворения)

- Какие цвета вы бы выбрали для иллюстрирования этого стихотворения?

- Что в тексте стихотворения помогло вам выбрать именно эти цвета?

- Какие звуки помогают поэту создать настроение?

- А запахи?

- Каково построение предложений?

(ССП с союзом "и", БСП - чтобы предать настроение. Строки коротки, мгновенны. В этом неповторимость Фета)

- Как вы будете читать Фета?

(Так, чтобы ощутить прекрасную мгновенность происходящего!) Повторите фразу: "Стоп, мгновение! Ты прекрасно!". Чтение.

-Это была ваша первая встреча с искусством импрессионизма, пока поэтического, словесного. Повторите это слово и фразу: "Стоп, мгновение! Ты прекрасно!"

- Можно ли это стихотворение взять для поэтического концерта? (Мнения учащихся)

(Ученики делают запись в тетрадях под № 4: А. А. Фет. Стихотворение "Весенний дождь").

VI. Почему к уроку предложен такой эпиграф?

(Ф. И. Тютчев и А. А. Фет прибавили нам поэтической зоркости, мы пополнили свой словарный запас терминологической и оценочно-эмоциональной лексикой, привыкли к ней. Убедились, что их стихи показывают читателям и слушателям не только пейзаж, но и передают настроение автора, мироощущение поэта).

(Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла "Времена года" - весенний цикл)

VII. Вывод.

- Перечислите последовательность составления программы поэтического концерта.

- Почему важен и текстологический анализ стихотворения при составлении программы?

VIII. Домашняя работа.

- Продолжите составление программы поэтического концерта со страницы 239 по страницу 251 под № 5 и № 6: прочитайте тексты стихотворений, выберите 1-2 понравившихся стихотворения, подготовьте их для выразительного чтения на следующем уроке, найдите сведения об их авторах (запишите их фамилию и инициалы, а также название наиболее понравившегося стихотворения в программу поэтического концерта, выучите его наизусть для чтения на поэтическом концерте).

Список литературы:

  1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд.3-е, исправленное и дополненное. М.: "ВАКО", 2005, с. 319-320.
  2. Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 5 класс. 2-е издание.- М.: Московский Лицей, 2002, с.51-52.
  3. Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. методика: Кн. для учителя / И. И. Аркин.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2001, с.143.