Урок – лабораторное занятие на основе работы с текстовым и иллюстративным материалом: "Внешняя политика Советского Союза в 1964–1985 гг."

Разделы: История и обществознание


Изучение послевоенного периода в курсе истории России всегда представляет определенные сложности. Как правило, вторая половина XX века изучается в конце года, когда учебного времени остается совсем немного, и учитель должен помочь девятиклассникам и одиннадцатиклассникам освоить огромный объем материала за очень сжатые сроки. Эти объективные трудности заставляют изучать материал стахановскими темпами и, к сожалению, огромное количество фактов в детских головах перемешиваются и запутываются окончательно. Периоды в истории страны теряют для учащихся своеобразие и ассоциируются с перечнем дат, за которыми часто для ребенка ничего не стоит. Особенно трудно идет изучение проблем внешней политики. Учеников затягивает водоворот договоров, кризисов, доктрин, они с трудом  различают их и путают. Тенденции развития международных отношений во второй половине XX века изучаются в курсе Новейшей истории зарубежных стран, поэтому хотелось организовать изучение материала в другой форме – образной, интересной, запоминающейся. В данном случае не обойтись без иллюстративного и художественного материала.    

Использование средств наглядности объясняется рядом причин:
– с помощью наглядности у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом;
– наглядность можно использовать как исходный источник знаний, как иллюстрирование рассказа учителя, как средство закрепления материала, как средство проверки знаний;
– изображения-портреты отражают образы исторических личностей;
– событийные картины дают представление о конкретных событиях, как правило, воссоздают ключевой, яркий момент в истории;
– изображение-карикатура художественно выразительна, четко отражает заложенную идею.
Работа с иллюстративными источниками требует разъяснения сущности запечатленного события, что развивает аналитические способности ребенка.

Работа с источниками – документальным материалом – требует серьезных умений. Во время анализа документа активизируется процесс мышления и воображения, развиваются умения самостоятельной работы: извлекать информацию, рассуждать, аргументировать свою точку зрения, соотносить исходные данные и информацию, предоставляемую источником. Документ в сжатой форме не только передает сущность события, конкретизирует его, но доносит до нас и эмоциональное отношение к нему, демонстрирует возможность различной интерпретации представленных фактов.

Фрагменты художественной литературы помогают конкретизировать события, формировать яркие образы прошлого, развивать интерес к предмету. Художественные произведения, написанные конкретным автором, изначально субъективны, поэтому они заставляют учащихся анализировать позицию автора, соглашаться с ней или спорить, приводя разнообразные аргументы. Таким образом, привлечение художественного материала также способствует активизации познавательной активности школьника.

План урока:

1. «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир…» Чем была «разрядка»?  
2. Запечатленное в слове…
3. Документы и художественные произведения об изучаемом периоде.
4. Начало «холодной войны», «оттепель», Карибский кризис, «разрядка», новое обострение… Что дальше?

Вводное слово учителя.

После начала «холодной войны» мир отдохнул от страха в годы «оттепели» и замер от ужаса во время Карибского кризиса. В 1964 г. в советском руководстве произошли изменения – Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров Н.С. Хрущев был отправлен в отставку. Новым лидером партии стал Л.И. Брежнев, а главой правительства – А.Н. Косыгин. Международная обстановка на тот момент для СССР была неоднозначной. После событий 1956 г. в социалистическом лагере возникли противоречия. Китай все больше претендовал на роль нового лидера международного коммунистического движения. По-прежнему сложной была проблема региональных конфликтов (Вьетнам, Ближний Восток) и соперничества СССР и США по мере их развертывания. К концу 1960-х г.г. был достигнут стратегический паритет в ракетно-ядерных вооружениях с США. Стало ясно, что победа в ядерной войне не только не принесет победы ни одной из сверхдержав, но, скорее всего, уничтожит планету. Мир пришел к «разрядке». Что мы включаем в это понятие? Каково значение разрядки? Попробуем ответить на эти вопросы по ходу урока. Не стоит забывать, что внешняя политика СССР по-прежнему имела три вектора – отношения со странами Запада, с союзниками по социалистическому лагерю и странами «третьего мира». Рассмотрим, как повлияла разрядка на все направления внешней политики СССР.

Продолжение урока