Развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития

Разделы: Логопедия


В школе-интернате № 73 обучаются дети с задержкой психологического развития (ЗПР). У данной категории детей помимо недоразвития высших психических функций, нарушены компоненты речевой системы. Они испытывают затруднения не только в процессе общения, но и испытываю трудности при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению. Недоразвитие речевой деятельности накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Устная речь учащихся с ЗПР отличается бедностью словаря, низким уровнем фразовой речи, примитивностью грамматических конструкций. В самостоятельных высказываниях проявляется их неумение рассказывать связно и логически последовательно. Кроме того, дети с общим нарушением речи не умеют выражать с помощью языковых средств причинно-следственные, временные и другие отношения, например: “Шел дождь, потому что он взял зонт”

Учитывая выше сказанное, необходимо проводить логопедические занятия с целью формирования у учащихся полноценной развернутой речи. Именно в начальной школе закладывается фундамент для успешного развития речи во всех последующих классах. Основная задача логопеда состоит в том, чтобы научить детей свободно, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Преодоление общего недоразвития речи у учащихся осуществляется путём использования поэтапной системы формирования речевой деятельности. Одно и основных направлений по коррекции речевого недоразвития является развитие связной речи детей. Из опыта работы известно, что в структуре речевого дефекта детей с ЗПР центральное место занимает недоразвитие словаря. Трудности в овладении учащимися словарным запасом тормозят процесс развития связной речи. Поэтому формирование и совершенствование словаря относится к числу первоочередных задач в комплексе по развитию речи у данной категории детей. Активизация и обогащение словаря осуществляется за счет накопления новых слов, относящихся к различным частям речи; за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; за счет антонимов, синонимов. Большое внимание мною уделяется тренировочным упражнениям по подбору антонимов, используя при этом картинный материал. Кроме того, я использую графическую наглядность, которая помогает отработать у учащихся навыки самостоятельного высказывания: подбор слов-признаков, действий, предметов. В этих целях использую карточки, относящиеся к конкретной грамматической категории.

Карточки вводятся постепенно. Затем число карточек увеличивается, что обуславливает расширение словаря и фразы. (“Красный, вкусный, круглый помидор”).

В качестве дополнения я применяю игры, имеющие своей целью не только обогащение словаря, но и коррегирование высших психических функций.

Например:

  • Игра “Чудесный мешочек”. Ученик должен достать предмет, назвать его, рассказать, из чего он сделан.
  • Игра “Расшифровать слово”. На доске прикреплены геометрические фигуры с буквами.
  • Подобрать слова – действия к предметной картинке (слову):

  • Игра “Прочитай слова”

  • Составление слов

А) из первых букв слов названий (или картинок):

Душ, оса, мяч —>дом

Василек, осень, дом, астры —> вода

Б) из слогов:

Лисичка – самолет —> лиса

  • Задание на развитие зрительной и слуховой памяти: на доске написаны слова – указка, книга, ручка, тетрадь, кукла. Логопед называет слово (или показывает предмет), затем называет 2е слово (первый предмет убирается) и т.д.

Вариант I – слова из столбиков находятся попарно в простой ассоциации (учитель, ученик, перо, буква, глаза).

Вариант II – слова не связаны ассоциативно.

Цель: развитие ассоциативной памяти, диагностика зрительной и слуховой памяти.

  • Игра “Будь внимательным”. Один ученик называет слово-предмет, другой повторяет 1е слово, называет свое, 3ий – повторяет 1х два слова и говорит свое слово и т.д. игра продолжается пока кто-то не ошибется.

Также я использую картинный материал (ребусы, загадки), который помогает отдифференцировать слова-названия сходных предметов (чашка – кружка) и дает толчок к спонтанному использованию синонимов. Главное, чтобы ребенок сам активно занимался поиском слова. Кроме того, использование загадок, ребусов расширяет кругозор, обогащает речь, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Следующим этапом коррекционной логопедической работы по развитию связной речи является этап целенаправленной работы над предложениями. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.

Мною ведется активная работа по обучению учащихся составлению разных типов предложений. Для этого я включаю в содержание занятий специально-развивающие упражнения.

Вот некоторые из них:

  • Составление предложений по графической схеме.
  • Составление предложений по картинке, по опорным словам, предмету (“Чудесный мешочек”).
  • Подбор слов-действий к словам-предметам:

img5.gif (1413 bytes)

Одновременно с этим ведется работа над усвоением правильного употребления предлогов. В целях создания наиболее оптимальных условий, побуждающих учащихся с ЗПР к высказыванию, постановке вопросов мною используется ряд приемов, которые развивают у них коммуникативную функцию речи.

Вот некоторые из них:

  • По демонстрации действий: один ученик молча выполняет задания логопеда. Другие дети следят за его действиями. Затем они последовательно рассказывают обо всем, что выполнял водящий.

Например: “Маша встала со стула, подошла к столу, который стоит у окна. Взяла коробку с кубиками и положила в шкаф”.

Цель: коррекция внимания, памяти, усвоение предлогов.

  • Составление предложений: на карточках написаны слова (по одному слову) если предложение составлено правильно, то ученик сможет прочитать на оборотной стороне слова “верно”.
  • Собрать разрезную картинку и прочитать предложение на обратной стороне.
  • Рисование ребенком изображение предмета и проговаривание действий (что рисует).
  • Заменить два предложения одним предложением:

“Таня стирает платье”.

“Коля чистит брюки”.

“Дети ухаживают за одеждой”.

  • “Есть ли ошибка”.

Каждому ребенку дан листочек с предложением с ошибками. Ученик читает вслух свою фразу. Логопед задает вопрос “Есть ли ошибка”. Если ученик не может найти ошибку, другие дети помогают ему.

  • Учащимся предлагаю программированные задания:

Пример: “Воздушный пассажирский транспорт – это…” (пароходы, самолеты, поезда).

  • Логопед произносит несколько предложений. Затем показывает по одной картинке от каждого предложения. Затем дети должны повторить эти предложения с опорой на картинки. Таким образом, используется опора и развивается одновременно внимание и слуховая память.

Третьим этапом по развитию связной речи является этап работы на уровне текста. Известно, что говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел и характер высказывания, подбирает языковой материал. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь. Задача логопеда побуждать детей высказывать собственное отношение к тому или иному событию, явлению; направлять их внимание на содержание высказываний.

Работа по развитию связной речи учащихся проводится в определенной последовательности. Сначала учим детей:

  • пересказывать по плану – пересказ подробный; близкий к тексту по вопросам;
  • затем пересказ подробный без вопросов;
  • выборочный пересказ этого же текста;
  • краткий пересказ;
  • составление рассказа по сюжетным картинкам (самостоятельно);
  • описание бессюжетной картинки;
  • составление рассказа по опорным словам;
  • составление рассказа на свободную тему (например
  • изложение текста от 3 лица;
  • учим детей задавать вопросы друг другу.

Как показывает практика, пересказ детей с ЗПР более доступен, чем рассказ, т.к. пересказ не предполагает самостоятельного создания сюжета, определения последовательности событий. Одним из начальных этапов логопедической работы является обучение связности высказывания. Для этого проводится разбор текста по вопросам, выясняется степень понимания. Задача логопеда – научить учащихся находить главное в тексте и передать это главное без лишних второстепенных вопросов.

В процессе работы над текстом одновременно осуществляется развитие умений, как смыслового программирования, так и языкового оформления текста.

Мною используются следующие задания:

  • сравнить два текста:
    а) правильный и искаженный;
    б) правильный и с пропущенными смысловыми звеньями.

Таким образом, логопед вызывает высказывать мнение ребенка.

  • Добавить одно-два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок).
  • Вставить пропущенные предложения в тексте (с использованием сюжетных картинок).
  • Придумать небольшой рассказ с опорой на слова или предметные картинки.
  • Работа с деформированным текстом.
  • Отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему.
  • Найти ошибку в читаемом логопедом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок.
  • Предлагается учащимся несколько предложений в хаотичном беспорядке. Дети должны пронумеровать предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Хочу порекомендовать ряд специальных, вспомогательных приемов, способствующих у детей с ОНР вербального восприятия, лучшему осмыслению текста, а также формированию навыков планирования развернутых пересказов.

  • Рекомендуется такая форма работы, когда рассказ одного ребенка иллюстрирует другой, подбирая из расположенных перед ним картинок, относящихся к данному рассказу.
  • Эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка (после разбора и пересказа текста).
  • Параллельное описание логопедом и ребенком двух однотипных предметов (2х кукол отличается цветом глаз, платья и т.п.; животных, птиц). Логопед, а вслед за ним ребенок составляет описание предмета, называя одни и те же признаки.
  • Составление рассказа по набору предметов (например “Чудесный мешочек”).
  • Описание предмета по собственному рисунку.
  • “Распутать 2 события”

Детям предлагаются вперемешку сюжетные картинки 2-х серий. Дается задание распределить картинки по 2-м смысловым группам.

  • Узнать предмет по описанию.
  • Каждому учащемуся раздается лист бумаги с прорезями, и карточки, на которых написаны слова. Дети должны составить предложения. Они по одному выходят к доске со своими листочками и коллективно составляют рассказ. Примечание: логопед так составляет предложения, что бы они были подчинены одной теме.
  • Логопед читает рассказ и одновременно вешает картинки к каждому предложению. За тем дети должны пересказать этот же рассказ с опорой на прикрепленные картинки.
  • Составление рассказа по опорам

Пример:

Кроме вышесказанного, я использую аудиокассеты, которые способствуют повышению интереса у учащихся к логопедическим занятиям; развитию слухового восприятия и вербального понятия.

Итак, логопедические занятия в начальной школе при рациональной их организации способствуют коррекции речи учащихся с ЗПР. Выбор методов и приемов обучения связной речи осуществляется в соответствии с особенностями учащихся. Интерес к занятиям, эмоциональный настрой детей поддерживается с помощью дидактических игр, использования красочной наглядности. В результате коррекционной работы по развитию связной речи, дети учатся выражать свои мысли; речь их намного становится богаче; красочнее, корригируются высшие психические функции. А самое главное – дети не чувствуют своей неполноценности и несостоятельности.