Устный журнал "Память, за собою позови…"

Разделы: Внеклассная работа


Великая Отечественная война — это героическая страница в биографии не только России, но и большинства семей, вынесших суровые испытания военного лихолетья, потому что история семьи — это неотъемлемая частица истории народа.

Война коснулась каждой семьи. Грустно становится, когда оказывается, что внуки не знают ничего о том, что их дедушки и бабушки принимали участие в боях на разных фронтах, помогали в тылу, будучи подростками, участвовали в партизанском движении, имеют государственные награды за помощь фронту.

Чтобы память вечно жила в наших сердцах, каждый человек должен знать историю своей семьи, биографии своих родных и близких.

Солдатские вдовы… сколько лет минуло с того черного дня, как в их дом пришли похоронки. А горе неизбывно. У каждой вдовы свой счет на войне. Но женщин этого поколения и объединяет общность судеб. В тяжелую годину они не сломились, нашли в себе силы выстоять, победить.

Мы не видели войны, мы не можем вспомнить о ней так, как это делают свидетели тех страшных дней. Но мы можем вспомнить о войне и вспоминать тех, кто воевал, кто погиб, защищая будущее, т.е. и нас тоже. И эта память живет в наших сердцах. Память сердца…

Участники: учащиеся 8, 9-х классов, классные руководители.

Цели занятия:

  1. Воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда;
  2. Способствовать формированию у учащихся представлений об истории семьи как неотъемлемой части истории народа.

Подготовительная работа:

  1. Учащимся предлагается на досуге вместе с родителями, бабушками, дедушками полистать семейный альбом, найти в нем фотографии родственников — участников Великой Отечественной войны, побольше узнать о военном периоде их жизни и подготовить на их основе рассказ об одной из фотографий и о судьбе человека, запечатленного на ней.
  2. По возможности ученики приносят в школу вещи, письма, поделки, которые каким-либо образом связаны с этим человеком.
  3. Создание и деятельность творческих групп по подготовке и проведению устного журнала, включающего в себя следующие странички:
  • Архивная
  • Гостевая
  • Литературно-музыкальная
  • Документальная
  • Философская
  1. На мероприятие приглашаются ветераны труда, участники тыла.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  • На классной доске написаны тема устного журнала и слова Булата Окуджавы в качестве эпиграфа:

Льются с этих фотографий
Океаны биографий,
Жизнь в которых вся до дна
С нашей переплетена.

  • Оформлена выставка фотографий, вещей, писем;
  • Плакаты с названиями страничек устного журнала;
  • Презентация;
  • Выставка книг о Великой Отечественной войне.

Ход устного журнала

1 ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня на нашем мероприятии мы соприкоснемся с ратными подвигами и военными подвигами наших родственников, узнаем побольше о тех близких и родных людях, кем по праву можно гордиться.

2 ведущий. Великая Отечественная война — это героическая страница в биографии не только России, но и большинства семей, вынесших суровые испытания военного лихолетья, потому что история семьи — это неотъемлемая частица истории народа.

Давайте прочитаем эпиграф.

Дети читают эпиграф вслух.

1 вед. Ребята, а как вы понимаете смысл этих строк?

Ответы детей.

Звучит фонограмма песни “Журавлиная песня”. Ученики выразительно читают следующие строки:

1 чт.

Что же это был за поход?
Что же это был за народ?
Или доброты в этот год
На планете был недород.

2 чт.

Память сердца мне не остудить.
Снова обращаюсь к ней и снова.
Что мне делать,
Как мне дальше жить,
Если память сердца просит слова?

3 чт.

Но зачем ему успокоенье,
Чтоб ничто не поросло забвеньем?
Боль о сыне не утешит мать,
Вдовы не забудут час проклятий.
Тяжко нам утраты вспоминать,
Тяжелее забывать утраты.

Ведущий странички “Архивная”. Открываем первую страничку нашего журнала. Страничка “Архивная”.

Лежат в шкафу отцовские медали,
А ваши дети ходят в детский сад.
А мы, признаться, лишь в кино видали,
Как бьет в броню осколочный снаряд.

Великая Отечественная война коснулась каждой семьи. Грустно становится, когда оказывается, что внуки не знают ничего о том, что их дедушки и бабушки принимали участие в боях на разных фронтах, помогали в тылу, будучи подростками, участвовали в партизанском движении, имеют государственные награды за помощь фронту. Мы стараемся не забывать об этом.

Из нашего района — маленькой частицы великой России — ушли на войну 13400 человек, почти половина из них не вернулись. Восемь наших земляков удостоены высшего звания Героя Советского Союза. Это — Иванов Петр Артемьевич, Иванов Николай Петрович, Рыжов Михаил Георгиевич, Ханжин Павел Семенович, Радионов Петр Зиновьевич, Староверов Яков Петрович, Дряничкин Михаил Ефимович, Елисеев Михаил Григорьевич.

Пять участников ВОв — полные кавалеры орденов Славы. Это — Сафонов Гавриил Васильевич, Садовников Григорий Данилович, Малкин Петр Иванович, Дегтев Сергей Сергеевич, Зотов Николай Иванович.

(Показ Книги Памяти). Это поименные списки граждан Тетюшского района, погибших (умерших от ран, болезней), пропавших без вести в ходе боевых действий и при выполнении других задач воинского долга.

Ведущий странички “Гостевая”.

Как хорошо влюбляться и смеяться,
Как хорошо порою погрустить.
Как хорошо встречаться и прощаться,
И просто хорошо на свете жить.

Организуется беседа с участниками тыла, их поздравление.

Ведущий странички “Литературно — музыкальная”.

До сих пор мы слышим шум капели
Победной той и ранней той весны.
Как хорошо, что вновь скворцы запели,
Как хорошо на свете без войны!

Исполняется песня “День победы”

4 чт.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

5 чт.

Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье — не в забвенье.

Исполняется песня “Темная ночь”

Ведущий странички “Документальная”. Нам было предложено вместе с родителями, бабушками, дедушками полистать семейный альбом, найти в нем фотографии родственников, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками. Каждый из нас охотно и добросовестно старался выполнить это задание. Сейчас вы видите, в моих руках два квадрата: белый и черный. Пожалуйста, подумайте и поведайте, какие радостные чувства (соответствуют квадрату белого цвета) охватывали каждого из вас при просмотре альбома, а какие грустные чувства (соответствуют квадрату черного цвета) вы испытывали при этом.

Ответы детей.

Чтобы память вечно жила в наших сердцах, каждый человек должен знать историю своей семьи, биографии своих родных и близких.

Учащиеся и классные руководители рассказывают о родственниках, принимавших участие в войне с немецкими захватчиками, об их ратных делах и подвигах, показывают их фотографии (на экране).

1 ученик. Это мой дедушка Валиуллов Нурмухамед Файзуллович. Родился 5 июня 1918 года в с.Утямышево. Был призван в 1941 году в армию. Служил красноармейцем 1122 стрелкового полка (стрелковый разведчик). Имеет огнестрельное ранение в левую руку. После ранения в 1944 году приехал в поселок Берлек. Имеет награды: Орден Отечественной войны I, II степени, юбилейные медали. С 20 июля 1981 года — Ветеран труда.

2 ученик. Гимадеев Гарифулла Хисамутдинович, мой дедушка, родился 14 января 1919 года в с.Утямышево. В 1927 году переезжает в Берлек. Окончил 10 классов в Большетарханской школе колхозной молодежи. В 1939 г. призван в войска НКВД по охране железнодорожных сооружений в г. Воронеже. В 1941 г. преодолел 350 км пешком до г. Курска. Затем в 204 запасном полку в автопарке был писарем, командиром отделения. Получил звание сержанта. Вел боевое охранение до 1946 года, демобилизовался из Латвии. Правительственные награды: Орден Отечественной войны II степени (612403) и юбилейные медали.

По возвращении в родную деревню работал бухгалтером автопарка в с.Жуково.

3 ученик. Это наш родственник Рафиков Авхат Ханафиевич. Родился 10 августа 1925 года в деревне Большие Тарханы. Отец — Ханафей Заббарович, мать — Минзамал Сайфутдиновна.

Окончил 6 классов в Большетарханской средней школе. Работал в колхозе. 10 января 1943 года был призван в армию. Получил звание ефрейтора, был артиллеристом. Воевал на Дальневосточном фронте против агрессии японских самураев, форсировал р. Уссури. Демобилизовался 10 апреля 1946 г. из Порт-Артура. Контузий, ранений не имеет.

Имеет награды: медали за Победу над Японией, Орден Отечественной войны II степени. По возвращении на Родину более года работал участковым инспектором Большетарханского района, затем слесарем нефтяной промышленности в Азербайджане, строителем Андаженского стройтреста.

В 1955 г. вернулся в Красные Тарханы, где работал почтальоном. Был женат. Вот уже второй год его нет рядом с нами.

Классный руководитель. Куркин Иван Кузьмич

Родился 4 октября 1910 года. Отец – Кузьма Васильевич, мать – Афимья Антоновна. Образование – 4 класса Иоковской школы. В 1931 году работал бухгалтером. В армию был призван в 1941 году. Служил в звании сержанта в пехотной дивизии. Место дислокации – Старая Русса. Участвовал в сражении у г. Великие Луки. Имеет два ранения в руку (1941 и 1943 г.г.) После капитуляции Германии работал бухгалтером в штабе воинской части №2495 г. Орла. Домой вернулся в 1946 году. После войны работал бухгалтером в селе Иоково. Имеет награды: Орден Отечественной войны II степени и юбилейные медали.

Ентураев Михаил Фёдорович

Родился 8 июля 1924 года. Отец – Фёдор Давыдович, мать – Ольга Семёновна. Образование– 3 класса Иоковской школы, 3 класса вечерней школы в г. Бугульме. Призван в 1943 году. Звание – сержант. На Дальнем востоке был автоматчиком, служил пулемётчиком в миномётном полку. С 1944 года воевал в Белоруссии, Литве. В 1945 году – в Восточной Пруссии, в Германии. В 1944 году был ранен в бедро, а в 1945 году – контужен, повторно ранен. Была ампутирована рука, ослеп на оба глаза. Инвалид I группы. Имеет награды: Орден Отечественной войны II степени, юбилейные медали. С 1945 года вышел на пенсию.

Алексеев Григорий Фёдорович

Родился 12 июня 1921 года в д. Таковары Буинского района. Отец – Фёдор Егорович, мать – Ирина Сергеевна. Окончил 5 классов в д. Алексеево. Профессии механизатора обучался в Куйбышевском районе. В 1940 году призван на фронт в 35 танковый батальон, Читинский военный округ. Участвовал в войне с Японией в 1945 году. В июне 1946 года демобилизовался. Награды: медаль “За победу над Японией”, Орден Отечественной войны II степени, “Ветеран труда”, юбилейные медали. Звание – старшина, должность — инструктор по технике. По возвращении был председателем колхоза, механизатором, бригадиром тракторной бригады. В 1981 году вышел на пенсию. Жена Ольга Митрофановна. Имеет 7 детей, 15 внуков и 1 правнучку. Любимые фронтовые песни: “Три танкиста”, “Вставай, страна огромная…”, “В землянке”.

Емельянов Михаил Иванович

Родился 4 ноября 1951 года. Отец — Яшин Иван Емельянович, мать-Яшина Анна

Михайловна. Образование — 3 класса Иоковской школы. По окончании школы обучался в Казанской государственной двухгодичной школе по подготовке руководящих кадров колхоза. По профессии агроном.

Призвался в армию в октябре 1937 года. Был солдатом 240 артиллерийского полка. При выполнении боевого задания был ранен в семи местах (кисть левой руки и обе ноги). После освобождения Калининграда в ноябре 1942 г. был снова ранен в правую руку и грудь. После этого ранения была ампутирована правая рука.

В марте 1943 г. вернулся домой.

Имеет награды: Орден Отечественной войны I степени, Орден славы III степени, медаль “За победу над Германией”, медаль Жукова, медали 20, 30, 40 — летия Победы, медаль “За доблестный труд”.

После войны работал председателем в Кошки-Новотимбаево.

На пенсию вышел в 1943 г., но еще трудился до 1970 г. В данный момент проживает с внучкой Надеждой в с.Иоково.

Арисов Алексей Владимирович.

Родился 31 октября 1926 г.

Призвался в октябре 1943 г. сначала в Монголию, затем был переброшен в Японию.

В августе 1945 года был ранен в живот. Лечение прошел в полевом госпитале.

После окончания войны с Японией еще 5 лет служил в г. Хабаровске в войсках ПВО.

Демобилизовался 22 ноября 1950 г.

Имеет награды как участник Великой Отечественной войны, За победу над Японией.

По возвращении с фронта работал сначала в колхозе бригадиром. Затем до пенсии скотником на ферме.

Женат. Вместе с женой, Александрой Николаевной, воспитал 5 детей.

Яфаркий Василий Алексеевич.

Родился 14 января 1920 г. в с.Иоково.

Образование 4 класса. До войны работал плотником.

В 1942 г. призван в армию.

Воюя на Ворошиловском направлении в январе 1943 г., был ранен в ногу. После госпиталя снова был отправлен на фронт в Прибалтику. Воевал в составе 10-й армии под командованием Баграмяна. Затем воевал в Финляндии, Эстонии, Латвии. 3 марта в боях на Курляндском полуострове потерял руку. Две недели пролежал в госпитале г. Рига, затем в Свердловске.

Домой вернулся 20 мая 1945 г. инвалидом 2 группы.

Имеет награды: Орден Отечественной войны I степени, юбилейные медали. После войны работал бригадиром в родном колхозе. В 1980 г. вышел на пенсию. Женат. Имеет 6 детей и внуков. Любимая песня “Вставай, страна огромная…”

4 ученик. Мой дедушка, Шайдуллин Абдулла Мингалиевич, родился в деревне Красные Тарханы, в крестьянской семье.

Отец — Мингали Шайдуллович, мать — Хаярниса Хусаиновна. По окончании 8 классов в деревне Большие Тарханы учился на водителя. Получив права, в январе 1943 г. был призван в действующую армию.

В составе 2-го украинского фронта, 6-ой Гвардейской минометной бригады был водителем “Катюши”. Звание — рядовой. Участвовал в освобождении Австрии, Болгарии, Чехословакии. Победу встретил в г.Вена. Демобилизовался в 1950 г.

После службы 13 лет работал в Свердловске водителем. Потом вернулся в родной колхоз, где проработал водителем до 1986 г. Трудовые награды — “Победитель социалистического соревнования 1972 года”, медаль “Ветеран труда” от 3 марта 1988 г.. Вместе с семьей переезжает в с.Жуково на постоянное место жительства.

Награды: За освобождение Праги, Вены, Орден Отечественной войны II степени (5974195), Свидетельство за участие в Отечественной войне в Болгарии 1944-1945 г.г. (012526), За доблестный труд в великой Отечественной войне 1944-1945 г.г., За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1944-1945 г.г.

5 ученик. Торгайкин Илья Григорьевич родился 8 июня 1920 г. в с.Иоково. после окончания школы учился в Буинском ветеринарном техникуме. В 1945 г. призвался в армию в артиллерийские войска. Звание — старший сержант. Воевал в составе свободного полка 3-его Белорусского фронта.

Имеет награды: “За оборону Сталинграда”, медаль “За взятие Кенигсберга”, медаль “За боевые заслуги”.

Ранений не имеет. В 1945 г. принимал участие в Параде Победы в г. Москве.

По возвращении был председателем сельского совета, инспектором ТСУ Большетарханского района, заведующим дорожного отдела района. Был с 1960 г. бригадиром, управляющим, экономистом. С 1982 г. — Ветеран труда.

6 ученик.: Храмов Василий Григорьевич родился 27 декабря 1912 г. в с.Иоково. Отец — Григорий Ефремович, мать — Анастасия Антоновна из с.Богдашкино.

Образование 12 классов, учился в педагогическом училище в Казани. Призвался в армию в апреле 1935 г. на фронт попал 3 июля 1941 г. Имеет ранения в правую ногу, перебито сухожилие, отбита мочка левого уха.

Демобилизовался в мае 1945 г.

Имеет награды: медаль “За боевые заслуги”, Орден Отечественной войны, Орден Жукова.

С 1950 г. работал в школе учителем.

На пенсии с марта 1973 г.

Любимые песни: “Распрягайте, хлопцы, коней…”, “Ах ты, степь, степь широкая…”

1 ученик.

Проводить ненаглядного медленным взглядом,
На дорогу, на подвиг благословить.
Спрятать в дальнее место цветы и наряды,
Ожидать, запоздалыми письмами жить.
То ли ждать, то ли знать,
Что горячею кровью залит снег,
И от сердца его оторвать
То ли участь принять одинокую, вдовью,
То ли вновь дорогие глаза целовать.

7 ученик.: Это моя бабушка Зямалова Фаузия Галямовна. Родилась 10 мая 1917 г. в с. Нижние Тарханы. В 1925 г. переехала жить в деревню Красные Тарханы. В 1937 г. вышла замуж за Зямалова Абдулла Галятдиновича. В 1938 г. родился единственный сын Талгат. В 1939 г. мужа забрали в действующую армию на действительную службу в Монголию. Там и застала его война. Затем перебросили на восток. Абдулла Галятдинович пропал без вести в 1943 г. на Курской дуге.

Фавзия Галямовна жила с родителями мужа до их смерти, затем с семьей сына. До самой пенсии работала в колхозе на разных работах: доила коров, была поваром, работала в поле. Вот уже второй год, как она умерла. Ее нам очень нехватает.

2 ученик. Валиуллова Сабира родилась в 1908 г. в селе Нижние Тарханы. Училась в медресе. Вышла замуж за Валиуллу. Через несколько лет их семья переселилась в Красные Тарханы. В 1941 г., в год рождения второй дочери, мужа призвали на фронт. Сабира, еще не оправившаяся после родов, проводила мужа только до двери. Надо было качать зыбку, в которой плакал ребенок.

Муж погиб. Надо было поднимать дочерей. До самой пенсии работала на поле, пекла хлеб. Умерла в 2004 г.

3 ученик.: Купцова Феодосия Михайловна родилась 15 сентября 1916 г. в с.Иоково.

В 1938 г. вышла замуж за Купцова Кирилла Андреевича. Сразу после свадьбы он ушел служить в Красную армию. Отслужив 3 года, вернулся. Вместе прожили 6 месяцев, и началась Великая Отечественная война. Его забрали 22 июня 1941 года вечером и отправили на переподготовку в лагерь (г.Казань).

Погиб в плену 1941 г. Всю жизнь Феодосия Михайловна проработала в колхозе разнорабочей. Жила с родителями мужа до их смерти. Сейчас проживает с семьей дочери.

Классный руководитель: Солдатские вдовы… сколько лет минуло с того черного дня, как в их дом пришли похоронки. А горе неизбывно. У каждой вдовы свой счет на войне. Но женщин этого поколения и объединяет общность судеб. В тяжелую годину они не сломились, нашли в себе силы выстоять, победить.

Ведущий странички “Рекламная”. О войне сложено много песен, написано бесчисленное множество стихотворений, баллад, рассказов, повестей, романов. Хочу провести обзор выставки книг о Великой Отечественной войне. (Показывает)

Ведущий странички “Философская”.

Как хорошо проснуться на рассвете.
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны.

Организуется экспресс-интервью участников устного журнала, которые поочередно завершают фразу: если бы я был на месте своих родных во время войны, то я…

1 ведущий. Благодарим авторов-составителей устного журнала. Сегодня мы с вами как бы оживили на небольшое мгновение фотографии, которые хранятся в наших семейных альбомах, рассказав о своих родственниках, героически защищавших свободу и независимость Отечества. Многие из них погибли в годы войны или умерли от полученных ран уже в мирное время. Вечная им память!

Объявляется минута молчания.

2 ведущий. Мы не видели войны, мы не можем вспомнить о ней так, как это делают свидетели тех страшных дней. Но мы можем вспомнить о войне и вспоминать тех, кто воевал, кто погиб, защищая будущее, т.е. и нас тоже. И эта память живет в наших сердцах. Память сердца…

Встреча завершается чаепитием.