Инновационная система эколого-оздоровительной работы ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Проблема качества образования – одна из приоритетных в современной образовательной политике, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности ребенка и социализацию его в противоречивом, быстро меняющемся мире. Обновлением содержания образования является комплексный интегрированный подход к обучению, развитие вариативности образования, расширение спектра образовательных услуг. Происходит переход к инновационному типу учебного процесса, осуществляются поиски новых педагогических технологий и обновленного содержания работы.

Дошкольные образовательные учреждения призваны создать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья. Решающими критериями качества дошкольного образования являются его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация.

Для того чтобы комплексная система оздоровления, предназначенная для детей, вошла в общий режим работы ДОУ, мы пересмотрели организацию воспитательно-образовательного процесса, познакомили педагогов с новыми целями и задачами эколого-оздоровительной работы. Создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического и психического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей лечебно – оздоровительной работы – главное, чем должны руководствоваться работники ДОУ.

С целью обеспечения интегрированного подхода к системе эколого-оздоровительной работы в ДОУ, в 2006 году нами разработана оздоровительная технология “Растим здорового ребенка”. Положительная рецензия дана доктором педагогических наук, заведующим кафедрой методик дошкольного и начального образования НГГУ Гончаровой Еленой Владимировной. Технология разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, план действий и их реализацию.

Цель технологии: укрепление здоровья детей и воспитание осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Основные направления работы:

– эколого-оздоровительное,
– физкультурно-оздоровительное,
– профилактическое,
– организационное.

Технология составлена с учетом реализации межпредметных связей.

– “Изобразительная деятельность” – проведение акций, экскурсий, использование произведений искусства о природе по сезонам.
– “Художественная литература” – чтение произведений и заучивание стихотворений о природе.
– “Музыкальное воспитание” – использование аудиокассет с произведениями разных композиторов, театральных шумов; видеокассеты “Времена года”; участие в утренниках, развлечениях.
– “Физическое воспитание” – проведение экскурсий, развлечений, комплексных занятий из серии “Познай себя”.
– Кружковая работа “Краеведик” – знакомство с жизнью и бытом народов ханты и манси, обеспечение взаимосвязи с краеведческим музеем г. Мегиона.

Большое внимание в системе эколого-оздоровительной работы уделяется различным гимнастикам: пальчиковой, дыхательной, для глаз, бодрящей – после сна, артикуляционной, мимической. Закаливание, использование природных факторов, профилактика плоскостопия, систематическое обучение двигательным навыкам дошкольников, развитие общей выносливости посредством тренирующего режима физических нагрузок, составляет важное звено в системе физического воспитания. Нами используются такие виды закаливания как: ванны с контрастной температурой воды, полоскание полости рта водой с настоями трав, воздушные ванны после дневного сна в сочетании с дыхательной гимнастикой, хождение босиком, сон без майки.

В особую группу задач эколого-оздоровительной работы относим воспитание в детях нравственно-волевых качеств, осознание себя как личности, обучение правилам безопасного поведения в природе.

Комплексная, последовательная эколого-оздоровительная работа дает положительную динамику. Дети проявляют осознанное отношение к своему здоровью, окружающей среде, гуманное отношение к растениям и животным. Это результат сочетания экологического воспитания, которое осуществляется педагогами во всех возрастных группах по региональной авторской программе “Экология для малышей” Е.В. Гончаровой. В V разделе программы “Человек и его здоровье”, одной из важнейших задач является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.

Всестороннее воздействие на ребенка оказывает поход. Ранней осенью проводятся экскурсии в лес с детьми старшего дошкольного возраста “Встреча с Дядюшкой Ау”, “И сыплет листья лес”, совместно с родителями длительный поход “На озеро”. Наблюдаем за живой и неживой природой, играем в подвижные игры народов Севера: “Кто дальше бросит топор”, “Белый шаман”, “Волк и олени”, “Рыбаки и рыбки”, “Ручейки и озеро”. Педагоги наблюдают за самочувствием ребят, внешним видом, за правильным дыханием. Соприкасаясь с природой ближе, дети учатся быть более внимательными, наблюдательными, любить природу первозданной, беречь ее. Развивается двигательная активность, выносливость дошкольников. После игр взрослые совместно с детьми собирают спортивный инвентарь, убирают место стоянки, дети прощаются с лесом, благодарят его.

Занятия – прогулки по экологической тропе здоровья “Падают, падают листья”, “Кто какого цвета”, “Пусть все вокруг цветет и зеленеет” позволяют обобщить знания детей о взаимосвязи и взаимодействий всех природных объектов, познакомить с проблемами загрязнения окружающей среды, дать элементарные сведения о лекарственных растениях, о пользе хвойных растений и их значении для жизни человека.

Спортивные праздники “В гостях у Водяного”, “Арктика”, “Медвежий праздник” знакомят дошкольников с природными условиями севера, его экосистемой и обитателями. Такие развлечения приносят радость детям, развивают их кругозор, вызывают эмоциональный отклик.

Интегрированные занятия из серии “Познай свое тело”: “Скелет и опора нашего организма”, “Сердце я свое сберегу, сам себе я помогу”, “Дым вокруг от сигарет – мне в том дыме места нет”, “Путешествие пищи по нашему организму” способствуют доступному знакомству дошкольников со строением человека, с оздоровительными упражнениями, с умением понимать свой организм, его потребности, воспитывают бережное отношение к своему здоровью. Дети делают зарисовки, закрепляют полученные знания в играх, которые придумывают сами. На занятиях “Вот я какой”, “Сердце я свое сберегу, сам себе я помогу”, “Чистота – та же красота” проводим простейшее экспериментирование. Дети принимают активное участие в экспериментировании, наблюдают, рассуждают, восхищаются увиденным – “Что вижу, трогаю – то и познаю”. Большой интерес вызывают у детей исследовательские занятия: “Нефть – богатство нашего края”, “Воздух невидимка”, “Волшебница вода”, “Для чего дереву кора”, “Соль и ее свойства”, “Элементарный опыт с магнитом”, “Как узнать растение”. Дошкольники учатся сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть. В процессе поисковой деятельности дети учатся слушать взрослого и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, выражать свои мысли, у них постепенно возникает интерес к знаниям, творчеству и эмоциональное отношение к красоте окружающего мира.

Тесная работа ведется с краеведческим музеем г. Мегиона. Совместно мы осуществляем посещение музея – стойбища “Югра”. Такая экскурсия обосновывает актуальность проблемы знакомства дошкольников с природой, культурой и творчеством народов ханты и манси, на земле которых мы живем.

Нельзя заставить полюбить свой народ, Родину, но можно заинтересованно, изо дня в день знакомить детей с новыми сторонами народной жизни, вызывать радостное волнение от встречи с самобытной культурой, формировать постепенно чувство сопричастности к окружающей действительности. Этому способствуют беседы с детьми старших, средних групп на темы “Мир северного детства”, “Знакомьтесь – ханты”, “Ребятам о зверятах”, “Акань – хантыйская кукла”.

Подводя итог интегрированного подхода к системе эколого-оздоровительной работы ДОУ с 2006 по 2009 годы можно констатировать, что существующий разрыв между валеологической осведомленностью дошкольников среднего возраста и их валеологической компетентностью к старшему дошкольному возрасту сокращается в связи с резко возрастающим опытом детей.

 Проведенный мониторинг показал следующие результаты:


Одной из эколого-оздоровительных задач является повышение квалификации педагогов, уровня их профессионального мастерства, не только теоретическое, но и практическое приобщение их к здоровому образу жизни. С этой целью проведен ряд методических мероприятий: дискуссия “Здоровьесберегающие технологии ДОУ”, школа педагогического мастерства “Использование эколого-психологических игр и упражнений в работе с детьми”, экологический проект “Дом под крышей голубой”, художественно-экологическая гостиная “Мир природы и Детское творчество”.

Особое внимание при реализации эколого-оздоровительной работы мы уделяем взаимодействию с родителями. В детском саду осуществляется психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях “Навстречу друг другу” М. Н. Поповой. На физкультурных занятиях через выполнение физических упражнений в паре происходит установление эмоционально-тактильного контакта, и возникает ощущение радости от совместной двигательной деятельности.

В каждой группе оборудованы информационные стенды здоровья для родителей; спортивные уголки, где имеется соответствующий инвентарь, дорожки для предупреждения плоскостопия, тренажеры для сколиоза, ростомер, нестандартное спортивное оборудование. При этом осуществляется не формальный, а активный, творческий подход педагогов к работе с дошкольниками. Мы считаем, что проблема оздоровления детей – это целенаправленная, системно спланированная, комплексная работа всего коллектива образовательного учреждения.

Наш опыт показывает, что индивидуальные беседы специалистов ДОУ с родителями, консультации “Правильная осанка – красивая фигура”, “Узелки на память”, советы “Учитесь делать массаж”, “Одежда и здоровье”, “Значение режима дня”, совместная игра “Путешествие по родному краю”, практический показ медицинскими работниками приемов профилактики респираторных заболеваний, ангины, плоскостопия, закаливания, дают положительные результаты, возрастающую динамику оздоровления детей.

Сравнительный анализ заболеваемости и посещаемости детей доказывает, что интегрированный подход к системе эколого-оздоровительной работы положительно влияет на сохранение и укрепление детского здоровья. Уровень количества случаев заболевания по ОРЗ снизилось на 2,5%.

Перспектива:

  • В детском саду в декабре 2009 года создан центр здоровья с целью систематизации и упорядочения деятельности ДОУ в сфере охраны здоровья детей, активизации работы в части проведения профилактических и оздоровительных мероприятий. Центр здоровья осуществляет координирующую деятельность по основным направлениям.
  • Повышение качества образовательного процесса во всех видах оздоровительной, познавательной и творческой деятельности на основе личностного, индивидуально-ориентированного подхода.
  • Обеспечение квалификационной диагностики состояния здоровья и развитие детей с учетом современных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.

Предполагаемые результаты:

– снижение уровня заболеваемости;
– овладение детьми навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
– закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния.