Логопедический мониторинг как средство своевременной коррекции и предупреждения неуспешности

Разделы: Логопедия


Включившись в реализацию программы развития школы, на основе общего школьного мониторинга разработала логопедический мониторинг и критерии к нему. Это позволило более качественно организовать коррекционно-образовательный процесс, внутришкольное взаимодействие по оказанию помощи ребенку, испытывающему трудности в освоении программы.

Трудности освоения программы школьного обучения являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, низкой учебной мотивации. В большинстве случаев трудности эти возникают из-за нарушения у детей чтения и письма. Основным направлением работы как логопеда является деятельность по предупреждению дезадаптации детей в школе 1-й ступени и обеспечению академической успешности по родному языку.

Исходя из цели, решаются следующие задачи:

  • своевременное выявление и классификация учебных трудностей ребенка;
  • динамическое изучение уровня речевого развития ребенка и результатов коррекционного воздействия.

В целях реализации этих задач разработана Программа по планированию, организации, контролю, регулированию коррекционной работы с детьми “группы риска” (согласно модели консультативного сопровождения).

Первым этапом в реализации коррекционной программы обозначено организационно-диагностическое направление, результаты которого (и конечные, и промежуточные) обрабатываются количественно и качественно. Изучение банка данных позволяет выделить три основные группы детей (с высоким, средним, низким стартовым потенциалом). Отмечу, что само изучение независимых стартовых характеристик детей и их ранжирование ни в коем случае не носит характера “навешивания ярлыков”. Это необходимо для того, чтобы выделить характер трудностей, который испытывают дети, наметить план сопровождения ребенка в ходе учебного процесса, организовать коррекционные занятия.

Так актуализируются направления работы на новый учебный год.

В поле зрения находится и группа детей с более высокими стартовыми возможностями. Например, у ребенка, который при поступлении в школу имел высокий уровень интеллектуального развития, прогноз такой, что в обучении он будет иметь также высокий уровень достижений. Если это не проявляется в настоящее время, то это уже сигнал неблагоприятной ситуации, которую надо преодолевать. Таким образом, предупреждаются риски и потери относительно предполагаемой успешности ребенка.

Решающим фактором успешной реализации коррекционной программы остается динамичное наблюдение (другими словами мониторинг) и сопровождение ребенка в ходе учебного процесса. Для этого составлена Модель консультативного сопровождения детей с трудностями в обучении, где учитель и дефектолог являются равноправными партнерами.

Например, наиболее часто встречающимся затруднением является низкий уровень овладения способом чтения.

Группа выделяется задолго до поступления ребенка в школу. Для чего? Хотя ребенок не должен приходить в школу читающим, группа детей уже владеет слоговым способом чтения (в силу разных причин: кого-то мама научила читать, кто-то зная буквы, сам научился читать). И есть группа детей, которая находится на начальном этапе, то есть зная буквы, он пытается самостоятельно овладеть навыком чтения и делает это побуквенно. Естественно, такого ребенка в школе приходится переучивать. А автоматизированный навык побуквенного чтения требует долгой коррекции.

Уже в течение многих лет практикуется выделение такой группы детей и разрешение проблемы, учителем в ходе урока, дефектологом – на коррекционных занятиях. Хочу отметить, что учитель работает над данной проблемой не только на уроках литературы и русского языка, а интегрирует упражнения на предметном содержании других учебных дисциплин.

Если такой ребенок не посещает логопункт, то идет консультативное сопровождение и периодическое предъявление педагогами результатов в продвижении ребенка.

Мониторинг формирования навыка письма осуществляется с декабря по май месяцы.

Основные задачи:
– выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования;
– выявление нарушений письма (характер ошибок, степень выраженности);
– выявление нарушения мелкой моторики руки.

Самыми распространенными ошибками являются:

  1. ошибки звукового анализа (пропуски гласных и согласных, вставки, упрощение слоговой структуры слова);
  2. обозначение мягкости согласных гласными второго ряда;
  3. смешения (смешения букв по кинетическому сходству, по звонкости и глухости в сильной позиции);
  4. орфографические ошибки (сочетание гласных с шипящими, безударные гласные, правописание предлогов, большая буква в именах и в начале предложения).

В процессе обучения письму можно выделить три основные группы трудностей:

  1. трудности, связанные с нарушением моторики, пространственного восприятия, затруднениями зрительно – моторной координации;
  2. трудности, связанные с недостатками речевого развития и фонетико-фонематического восприятия;
  3. комплексные трудности.

В нашем случае большая часть детей имеют комплексные трудности, в основе которых отклонения в состоянии физического здоровья и психоневрологического статуса, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, определяющие временную организацию и темп деятельности, невыраженные нарушения в функциональном развитии (речевом, моторном, зрительном и зрительно-пространственном восприятии).

По этой причине первоклассник нуждается в дополнительной коррекции не только в условиях школы, но и дома.

Большую помощь могут оказывать детям сами родители при выполнении домашних заданий, соблюдая определенные правила. О них родители узнают во время индивидуальной консультации.

Иногда возникают ситуации, когда необходима совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута развития ребенка, оказания ему помощи целой группы специалистов, то есть выходим на школьный консилиум.

В результате появились единые приемы, единые требования, отслеживание промежуточных результатов, выделение индивидуальных приращений в овладении навыком (то есть приращение на разных отрезках работы).

Конечно, внутреннее взаимодействие служб невозможно без внешних партнерских отношений. На основе такого взаимодействия складывается единая система работы.

Таким образом, предупреждение дезадаптации и академической неуспешности осуществляется через реализацию комплексной программы или индивидуальный маршрут развития ребенка во взаимодействии школьных служб с использованием партнерских отношений.

Ниже предлагаю Вашему вниманию Шаблон документа “Мониторинг логопедической службы”.

Приложение 1.

Приложение 2.