Интегрированный урок изобразительного искусства, основ православной культуры и технологии

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: «Возвращение к истокам».

Цели:

  • Воспитывать эстетическое отношение к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком, доносящим до человека универсальный способ объяснения мира
  • Формировать навыки и умения художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, цветная бумага, ножницы, клей, кисти, гуашь, заготовки яиц.

Зрительный ряд: презентация «Светлое Воскресение», слайды «Соборы России», пасхальные яйца («крашенки», «писанки», «рисованки»), пасхальные открытки.

Музыкальный ряд: С.Рахманинов «Светлый праздник», Ростовские колокольные звоны.

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

Проверка готовности учеников к уроку.

2. Сообщение новых знаний (10 мин.)

Пасха, как праздник дохристианской и христианской традиций. Праздничные звоны, духовные песнопения. Пасхальная радость в образах русского искусства. Эстетика ритуально-бытового поведения на Пасху

3. Выступления учащихся с сообщениями по теме урока (6 мин.)

4. Практическая работа (25 мин.)

Декорирование заготовок яиц в виде петушков (используются заготовленные заранее шаблоны) с помощью цветной бумаги, клея, ножниц.

5. Подведение итогов урока, задание на дом (2 мин.)

6. Заключение

ХОД УРОКА

Учитель: По земле шло чудо… Оно шло издалека, оно еще было в пути, но поступь его была слышна по всей весенней земле, затихшей в его ожидании…  И, казалось,  всё живое в этой тёмной апрельской ночи, затаив дыхание, замерло в надежде, а живым в ту ночь было всё…

 На экране идет демонстрация слайдов с изображением маленьких церквушек и соборов России.

Замер и  храм, и маленькая старая замшелая церквушка, потерявшаяся в деревьях. Замерли и те, темные, словно дорожка мака, человеческие ручейки, которые тянулись и стекались к ней со всех сторон и земель. Застыло и время, остановившееся в безмолвии. Тихо, тихо было на всей земле. Земля ждала.
Но вот распахнулись в полночь двери, зашевелились, задвигались тени, зазвучали голоса, и вылился в сырую тьму людской поток…  И поплыл, покачиваясь над сонной, сырой, ждущей чуда землей, дробным многоголосым речитативом, из века в век, из года в год звучащим, разрывая ночное полотно и нарушая безмолвие, вдох: «Христос воскрес!» – и летящий ему навстречу ответный выдох: «Воистину воскрес!».

М. Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии». 1891г.

– И  зазвенели колокола, будящие спящую землю, им ответили проснувшиеся серебряные, переливами звоны капели…

Звучат Ростовские колокольные звоны. (Приложение 1)

– И тогда чудо пришло, и нахлынуло, и стало разливаться, журча, как вешние воды, проясняя лица, увеселяя сердца, наполняя души светом и счастьем и заставляя из года в год, из века в век, со слезами на глазах, словно детей, вновь и вновь дивиться ему – как в первый раз…  Наступила Пасха.
– Что знаете вы об этом празднике?

На экране презентация «Светлое Воскресение». (Приложение 2)

– Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры – сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников! 
Православная Церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Об ее смысле учили апостолы Христовы, которые передали традицию празднования своим ученикам. Так, из поколения в поколение, традиция празднования Пасхи дошла до нас и распространилась по всему миру. 
Празднование Пасхи это, конечно же, не только посещение Богослужения. Этот праздник всегда был любим народом и с ним связано множество обычаев: дарить друг другу особенные подарки, особым образом украшать стол, готовить особенные угощения.

Сообщения поисковых групп (выступления учащихся)

1) Пасха на Руси – радостное и торжественное празднество. Народ обставил его множеством обычаев. На Пасху принято Христосоваться и дарить друг другу крашеные яйца – символ Воскресения. Для праздничного стола традиционно много готовят. Горячие блюда и рыбу в этот день не подают. Обязательно присутствуют на столе некоторые кушанья. Это пасхальный барашек, напоминающий о жертвенной гибели Христа во искупление грехов человечества. Его можно сделать в виде сахарного барашка, украшающего кулич, или из сливочного масла.
Кулич, или домашний «артос» (хлеб по-гречески) – часть трапезы, которую ученики оставляли в память о Христе нетронутой. В тесто для кулича кладут много яиц, масла, сахара. Тесто получается очень сдобным, и кулич долго не черствеет. Украшают его глазурью, орехами, цукатами. Пекут кулич в пятницу, в ночь с субботы на воскресенье освящают и едят всю неделю.
Наконец, ПАСХА – ритуальное блюдо в виде усеченной пирамиды: символ гроба Господня. Для пасхи нужны: творог, сливки, масло, изюм, миндаль, цукаты, пряности.
Освященные частички кулича, пасхи, пасхального яйца, свечу со службы сохраняли в доме в течение всего года, веруя, что эти святыни охранят от бед и болезней.

 

 

2) Среди множества украшений, готовящихся к пасхальному столу, первое место принадлежит яйцу.
Яйцо – символ Пасхи. Это часть святого обряда в конце строгого поста; это ритуал, позволяющий рассказать о своей любви к ближнему и о преклонении перед красотой мира, созданного Творцом.
Хрустальное, фарфоровое, изготовленное из драгоценных металлов и поделочных камней, выточенное из дерева, сделанное из папье-маше и шоколада, но все они уступают первозданному куриному яйцу.
На Пасху яйца красят преимущественно в красный цвет. От способа окраски – яйца называют по-разному:

  • расписные – «писанки»,
  • крашеные – «крашенки»,
  • деревянные – «яйчата».

«Писанка» (по народному поверью) – символ весны, солнца, возрождения природы, жизни.
Есть поверье: если пасхальное яйцо подарено от чистого сердца, оно не испортится никогда и будет, как талисман ограждать от несчастий.

Учитель:  Светлая Пасха – это весна, надежда, радость.  И,  готовясь к этому празднику, думая о нём, мы настраиваем свои сердца и мысли на добрый лад, открывая себя светлому и чистому.

Практическая работа (Приложение 4)

1) Объяснение задания.

– Сегодня на уроке вам предстоит декорировать заготовки яиц в виде петушков, по ранее выполненным эскизам и  с использованием заготовленных на предыдущем уроке шаблонов. Шаблоны нужно обвести на цветной бумаге, вырезать и, в соответствии с эскизом, наклеить на яйцо.

2) Инструктаж по ТБ при работе с ножницами.

Во время практической работы звучит музыка С. Рахманинова «Светлый праздник». (Приложение 3)

3) Динамическая пауза (проводит ученица).

Гимнастика для рук.

1. Поднять – опустить плечи. Повторить 6-8 раз.
2. Кисти в кулак. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 6-8 раз.
3. Сидя, руки подняты вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз

Гимнастика для глаз.

  • Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть глаза , расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль. Повторить 5-6 раз.
  • Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд, затем посмотреть вдаль. Повторить 3-4 раза.
  • Не поворачивая головы, делать медленные круговые движения глазами верх- влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

По окончании практической работы, проводится закрепление полученных знаний, оценка и анализ работ учащихся.

– Что новое для себя вы узнали на уроке? Довольны ли вы результатом своего труда на уроке?  Понравился ли вам урок?

Задание на дом: придумать свой способ декорирования пасхальных яиц, разработать эскиз.

Заключение

На экране икона Серафима Саровского.

Учитель:  Рассказывают, что по преданию, преподобный Серафим Саровский, – одна из наиболее значимых фигур в нашей истории и культуре, чей завет остается на века, даровавший людям душевное просветление, исцеление духа, вливавший покой в душу, – при встрече с людьми всех с улыбкой приветствовал словами: «С Пасхой тебя, моя радость!».
И так говаривал он круглый год, вне зависимости от того, зима ли была, осень или весна… Когда же спрашивали его о том, что означают слова, когда светлый праздник еще не наступил или уже прошёл, он неизменно отвечал: «Пасха есть то, что всегда должно быть в душе!»
– Давайте же готовиться к празднику: украшать яйца, делать пасхальные открытки, чтобы дарить их с щедростью и добротой родным и близким. Тогда на земле будет больше добра и любви!
– Урок окончен.

Использованные ресурсы сети Интернет:

1) http://images.yandex.ru;
2) http://www.zvon.ru;
3) http://poiskm.ru/artist.