Мониторинг развития компетенций учащихся начальной школы средствами внешней независимой экспертизы

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время образование перешло на новые стандарты, предполагающие изменение не только системы образования, но и образовательных результатов, и технологий оценки. Если с предметными ЗУН проблем не возникает, то с мониторингом УУД пока больше вопросов, чем ответов. Кто должен проводить оценку - педагог или психолог? Где взять инструментарий и чем пользоваться? Как понять, на должном ли уровне или нет сформированы УУД младших школьников? Следует заметить, что школьные педагоги менее всего готовы к самостоятельному проведению психологического обследования учащихся, в частности, в силу привычной для них установки "учить", которая неадекватна ситуации психологического обследования детей и может существенно повлиять на их отношение к заданиям, а в конечном счете - исказить результаты. Ведущую роль в сборе диагностических данных могут сыграть школьные психологи, но и у них пока нет пакета диагностических инструментариев.

Для проведения независимой диагностики развития ключевых компетенций мы обратились к независимой экспертизе в лице Автономной некоммерческой организации Центр Развития Молодёжи, приняв участие в Международном дистанционном проекте "Эрудит-марафон учащихся" (ЭМУ) http://www.cerm.ru/. Основная цель ЭМУ - предоставить всем участникам Проекта (учителям, родителям, детям) мониторинг развития ключевых компетентностей, полученный на основе результатов конкурсов. Задания ЭМУ нацелены на проверку трех ключевых компетентностей: самоорганизационной, коммуникационной, информационной. Кроме перечисленных ключевых компетентностей, отдельно проверялись логические умения и навыки. Результаты детей анализировались при помощи Системы Мониторинга Развития. (классификация определена в рамках государственного проекта "информатизация системы образования" ИСО).

Что такое ключевые компетентности, зачем проверять уровень сформированности компетентностей, и чем обусловлен их выбор?

Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа должна обеспечить ребёнка не знаниями - она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник - это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные. Каждое из приведённых качеств называется "компетентностью". Перед школой ставится задача эти компетентности формировать. Но компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются "ключевыми". Новый Федеральный государственный образовательный стандарт зафиксировал тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому. Ведь компетентностный подход несёт гораздо больший воспитательный заряд, чем знаниевый. Не случайно Совет Европы обозначил в числе ключевых компетентностей толерантность, политическую и социальную грамотность.

Результаты, полученные в процессе независимой экспертизы, были тщательно проанализированы по каждому классу. Диагностика выявила, что во всех классах, участвующих в мониторинге на достаточно высоком уровне развиты логические умения и навыки: анализ, синтез, сравнение, аналогии, обобщение, классификация. Эта компетенция, развитие которой нам обеспечивает традиционная система обучения. Традиционная педагогическая технология предусматривает, что 75% учебных предметов школы направлены на развитие левого полушария, которое и отвечает за логику и анализ. А вот результат развития информационных, коммуникативных, самоорганизационных компетенций не обрадовал.

Учащиеся, имеющие недостаточную сформированность ключевых компетенций на основании независимой экспертизы:

класс самоорганизационные коммуникативные информационные логические
33% 35% 19% 9%
50% 79% 50% 25%
25% 37% 44% 18%
47% 58% 29% 11%
90% 80% 70% 10%
63% 36% 27% 9%
90% 42% 50% 21%
всего 56% 52% 41% 14%

СиМоРа показала средний результат выполнения заданий по школе 45%. И хотя в рейтинге результативности городских общеобразовательных учреждений школа заняла 3 место из 34 участников по городу Москве, круг проблем обозначился четко: слабое развитие у учащихся самоорганизационной и коммуникативной компетенций.

Причины: во-первых - низкий уровень подготовки детей к начальному обучению. Все больше поступающих в 1 класс имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, бедную эмоционально-волевую сферу, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты.

Во-вторых - постоянно возрастающий разрыв между потенциальным уровнем усвоения учебного материала учащимися и используемыми в школе педагогическими технологиями.

Результаты экспертизы и выделение причин таких итогов побудило нас пересмотреть свое отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса.

Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения. Но в строительстве нового здания совсем не лишним может стать фундамент старого. Сведя воедино все плюсы и минусы традиционной педагогической системы, мы смогли вычленить главное:

Положительные стороны Отрицательные стороны
Систематический характер обучения Шаблонное построение, однообразие
Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Нерациональное распределение времени урока.o На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания
Организационная четкость Учащиеся изолируются от общения друг с другом.

Отсутствие самостоятельности

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Пассивность или видимость активности учащихся.

Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день).

Слабая обратная связь. Усредненный подход

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Отсутствие индивидуального обучения

Вывод лежит на поверхности: ребенок - это индивид, обладающий неким набором уникальных свойств. Следовательно, образование должно быть у каждого свое. Персональный заказ на качество образования заключается в приобретении способности к развитию качеств, необходимых для максимально полного развития индивидуальных способностей и их продуктивного использования. Это значит, что человек 21 века должен ориентироваться на получение образования и самообразование в течение всей жизни, реализацию принципов selfmaid man (человек делает себя сам) и life long learning (образование через всю жизнь). Сегодня в странах Европы население трижды меняет стиль жизни и род занятий, а, значит, трижды получают образование. Современным детям уже недостаточно одного образования, они расширяют круг своих интересов, выходят из пространства страны, получают образование не только в России, но и заграницей. Значит наша задача - стремиться к индивидуальному образовательному максимуму, а не к общему минимуму.

Более 70% наших детей - дети обычные, но они обладают огромным количеством талантов, которыми их наградила природа. Задача родителей, педагогов заметить и постараться развить эти таланты, а для этого очень важен опыт, который получают дети в раннем возрасте. Необходимо максимальное сближение педагогических технологий ДОУ и начальной школы (здесь не только детские сады, но и так называемые дошкольные прогимназии, которые зачастую "натаскивают" детей на поступление в 1 класс), повышение роли и ответственности родителей в развитии кругозора и мировозрения детей.

Задача педагогов - научиться формировать у своих воспитанников наряду с прочными знаниями универсальные компетентности (информационные, коммуникативные, самоорганизационные, самообразовательные т. д.). А это как раз разработка образовательной программы, направленной на развитие человеческого потенциала каждого ученика в интересах формирования тех компетентностей, которые представляются наиболее актуальными. Основа идеи здесь лежит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Основная установка педагога - не на познание "предмета", а на обобщение, на "освобождение" учеников для творчества. Конечно же, духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения. Разумная педагогическая поддержка и помощь - основа соединения двух технологий традиционной и личностно-ориентированной. Переход этот должен быть грамотным и максимально понятным и осознанным учителями и родителями. И здесь, конечно,  опорой станет     разработка индивидуальных образовательных программ для учащихся. Независимая экспертиза в лице Центра развития Молодежи г. Екатеринбурга на личной странице каждого участника Марафона разместила в помощь учителям и родителям рейтинговые отчеты, диаграммы, результативность ребенка. Следующий элемент компетентностного анализа, которым мы сможем воспользоваться, - индивидуальные рекомендации по развитию ребёнка.

Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения. В связи с этим наши перспективы таковы:

Подробный анализ результатов каждого ученика на основе рекомендаций методической лаборатории по формированию ключевых компетентностей СиМоРа.

На основе анализа результатов определение долгосрочных программ личностно-ориентированного развития учащихся с приоритетом объединения учащихся в группы

Изменение педагогических технологий урока, объединение лучшего опыта традиционной системы и личностно-ориентированного обучения. Разработка требований к конструированию компетентностно-ориентированных заданий на уроке, предметной модели проблемной ситуации, проектирование заданий различных уровней сложности для групповой работы.

Максимальное использование часов школьного компонента на групповые занятия по развитию ключевых компетенций

Мониторинг, интерпретация и оценка результатов выполнения компетентностно-ориентированных заданий с помощью внешней независимой экспертизы на протяжении всего обучения ребенка в школе.

И только тогда, сопоставив начальный и конечный результаты диагностики, можно будет судить о готовности ребенка к современным стандартам, а сформировавшуюся педагогическую систему как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.