Значение логопедического воздействия в социально-эмоциональном развитии младшего школьника

Разделы: Логопедия


Стабилизация и рост общественного благосостояния, вероятно, не сводится к решению исключительно финансовых и экономических проблем. Создание демократического общества непосредственно связано с изменением общно ценностных ориентиров в области образования с учётом того, что подрастающее поколение должно найти в новой общественной среде своё достойное место. Возникает необходимость включения в структуру обучения моментов, направленных на формирование у детей социального поведения в духе демократических ценностей. Это очень важно для ребёнка, а для ребёнка, страдающего нарушением речи в особенности. У детей с речевыми проблемами уровень развития характеризуется нарушением звукопроизношения, несформированностью фонематического восприятия, а словарного запаса, нарушением слоговой структуры слова и пеобладанием простых предложений во фразовой речи, которые нередко пестрят аграмматизмами.

Каждому родителю хочется, чтобы школьная жизнь его ребёнка была как можно более успешной. Младшему школьнику необходимо накопить определённый багаж знаний, умений и навыков, который послужит для дальнейшего успешного школьного обучения. Ребёнок должен усвоить все основные виды человечесих действий, овладеть развёрнутой фразовой речью, правильно оформленной грамматически и фонетически, установить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми. Этому способствуют логопедические занятия, которые регулярно проводятся учителем-логопедом, как групповые, так и индивидуальные.

На своих занятиях я ставлю задачи:

1. Развитие психических процессов.

2. Развитие и совершенствование артикуляционной общей и мелкой моторики.

3. Развитие зрительного и слухового восприятия фонематического слуха.

4. Формирование правильного звукопроизношения, дифференциации звуков, коррекция нарушений звуко-слоговой структуры.

5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

Наряду с основной коррекционной задачей перед школьным логопедом встаёт задача становления и развития личности ребёнка как субъекта общественных межличностных отношений. Новые федеральные государственные образовательные стандарты нацелены не только на то, чтобы дать каждому ученику прочные знания, но и на то, чтобы научить его самостоятельно их приобретать, применять на практике. То есть сформировать у ребёнка базовые компетентности современного человека: инфрмационную, коммуникативную, речевую, стремление к самореализации и самообразованию.

Основные проблемы, на решении которых я концентрировала свои усилия можно сформулировать следующим образом:

- развитие у детей уверенности в себе, своих силах;

- развитие навыков коммуникации;

- формирование умения откровенно и понято для других выражать свои чувства, желания, взгляды, принимать и уважать позицию другого человека к различным в предпочтениях потребностях;

- развитие ценностной ориентации и правильного отношения к общественно принятым нормам поведения, чувства ответственности;

- формирование внутренней позиции школьника.

Зная возрастные характеристики социально-эмоционального развития ребёнка на начальном этапе обучения, а именно: ребёнок обладает чувством собственного достоинства, проявляет инициативу в разных видах деятельности, владеет навыками самообслуживания, проявляет доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение; можно выделить три основных направления при формировании социального поведения ребёнка с речевыми проблемами:

- уверенность в себе;

- чувства, желания;

- социальные навыки.

Важным условием реализации вышеизложенного является естественное "вхождение" в структуру логопедических занятий различных приёмов логопедического воздействия, направленных на развитие социальной компетентности ребёнка.

На своих занятиях я проводила психологические беседы с детьми о том, что каждый человек уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребёнок должен знать, что он может, а что ему пока не удаётся. Его возможности пока ещё ограничены, но они совершенствуются и развиваются - завтра он обязательно сделает с моей помощью то, чего не мог сегодня. Поэтому я постоянно поддерживаю каждого ребёнка в разных ситуациях - как успеха, так и неудачи.

Предполагается, что ребёнок как любой человек испытывает различные ощущения в чувственном плане. Для формирования представлений детей о своих ощущениях в логопедической работе опираюсь на работу сохранных анализаторов: зрительного, слухового, тактильного(использую игры "Сказка о весёлом язычке", "Где живёт голосок?" "Поймай звук" и т. д. Для усиления эмоционального воздействия использую на занятих сказки, загадки, игры, музыкальные фрагменты, видеозаписи логоротмических физминуток, ИКТ. Совместно с учителями начальной школы нами были разработаны и проведены интегрированные уроки технологии и развития речи, музыкальные и логопедические занятия, чтение с использованием логопедических приёмов работы и др.

Для развития эмоциональной сферы личности ребёнка на логопедических занятиях провожу знакомство со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния. Всё это обогащает и развивает словарный запас, помогает ребёнку осознать и раскрыть свои переживания, особенно тем, которые испытывают дискомфорт, в связи с проблемами несовершенства речи. Очень важным я считаю добиться, чтобы у логопеда и ребёнка сложились доверительные отношения, что облегчит процесс коррекции.

Социализация подразумевает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Логопедическое воздействие предполагает ряд занятий с использованием сюжетно-ролевых игр - драматизаций, дидактических игр, где дети овладевают определёнными коммуникативными навыками, учатся договариваться, соблюдать очерёдность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение, обучаются нормам и правилам общения.

Содержание игр, их организация и методика проведения направлены:

- на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности;

- на развитие языка жестов, мимики и пантомимы;

- на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций;

- на расширение поведенческого репертуара;

Многие мои ученики посещают группу продлённого, и мы с воспитателем организуем КВНы, викторины, аукционы с логопедическими и занимательными заданиями. Такие мероприятия помогают актуализировать знания, приобретённые при изучении русского языка, дают детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний. Знания в области русского языка становятся личностно значимыми для ребёнка. Часто мои ученики приглашают меня на классные мероприятия. Я горжусь успехами своих воспитанников - они правильно произносят звуки, их речь эмоциональная и чёткая. Стандарты второго поколения затрагивают пласты, которые я, как логопед, пытаюсь реализовать со своими учениками.

Весь процесс развития ребёнка будет зависеть от того, как мы педагоги, логопеды, психологи, социальные работники, родители, медики сумеем организовать его жизнедеятельность, с тем, чтобы были учтены все стороны его здоровья и психического состояния. Гуманнее задачи нет.