Интегрированный урок с использованием ИКТ на тему "Весна – победа света, воды, зелени"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (32 МБ)


Основная идея работы.

Разделяю мнение о том, что основная миссия учителя-словесника – развитие личности ребёнка через слово и творчество. На протяжении нескольких лет работаю над темой: “Развитие литературно-творческих способностей детей на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время”. В своей практике я стараюсь развивать не только общие интеллектуальные способности учащихся, но и креативные. Преследую цель активного включения ученика в творчество на всех этапах литературного образования, будучи уверена в том, что искусству наблюдать, образно мыслить, творчески воображать, слышать, чувствовать надо учить. “Чувство слова” и литературное воображение можно успешно развивать, создавая небольшие по объёму тексты – сочинения-ассоциации и сочинения-этюды (или миниатюры) на 7-10 минут. Создание этюдов интересно ученикам возможностью развивать наблюдательность, точность и образность мысли.

Актуальность.

Динамичность развития нашего общества, информатизация образовательной сферы предопределяют необходимость использования в образовании процессов интеграции, устремления к цельности ученической личности, раскрытия его внутреннего потенциала, подготовки к активной жизненной позиции, формирования его нравственных основ.

Стремление представить единый мир, объясняющий свои тайны на ярких языках довольно часто подталкивает нас, педагогов-словесников, прибегать к такому типу урока как интегрированный. Предлагаю план-конспект интегрированного урока в 5-м классе с использованием ИКТ на тему “Весна – это победа света, воды, зелени”.

Новизна.

Этюд – не простая фотография события, явления, факта, а отражение действительности, переданное опосредованно, через личные наблюдения, через духовный опыт автора. В этюде должна содержаться самостоятельная оценка, суждение, которые могут быть развёрнуты в дальнейших размышлениях. На этом уроке дети создают и живописный этюд, и прозаический.

Практическая значимость.

Перед учителями русского языка и литературы стоит задача подготовки учащихся к сочинениям-рассуждениям – заданиям ЕМЭ и ЕГЭ под С. Эту работу мы начинаем проводить уже в 5-м классе, принимая детей из начального звена. Жизненный и читательский опыт необходимо развивать на основе личных наблюдений, оттачивания “чувства слова и языка”, воспитывая живописью, музыкой, поэзией, прозой. Этюды – это своего рода наброски, эскизы будущей работы над проблемными текстами.

К тому же способности, развитые в процессе литературного творчества школьника, могут быть перенесены на любой вид творчества, на любой учебный предмет и дадут толчок к развитию общего творческого потенциала личности.

Интегрированный урок в 5-м классе с использованием ИКТ на тему:

“Весна — победа света, воды, зелени”.

Предварительная подготовка учителя: распечатаны листы с народной обрядовой веснянкой, текст стихотворения Ф.И.Тютчева “Весенние воды”, этюд М.М.Пришвина “Рождение звука” и другие лирические миниатюры; продумана и подготовлена презентация.

Предварительное задание учащимся: подобрать и выписать в тетрадь пословицы и поговорки о весне, вести наблюдение над ежедневными переменами в весенней погоде, подготовить рисунки.

Техническая оснащённость урока: презентация; пейзажные зарисовки (из альбома “Природа России”) через проектор ; музыка П.И.Чайковского “Времена года” – “Песня жаворонка” (март), “Блюз”;

Материалы: этимологический словарь, портреты Ф.И.Тютчева, М.М.Пришвина; портрет и репродукция картины местного художника М.В.Колчина; выставка книг и исследовательских работ по творчеству М.Пришвина с подзаголовком “К мудрости ступенька”, рисунки учащихся.

Цели урока:

– познакомить учеников с поэтическим и прозаическим этюдами и соотнести их с музыкальными и живописными образами;

– находить описание предмета или явления в этюдах разных видов искусства; обратить внимание учащихся на художественное мастерство поэта и писателя в передаче описываемого предмета или явления; выявить настроение автора, понять его мысли и чувства;

– развивать “чувство слова”, творческое воображение учеников в процессе их работы над созданием собственного этюда.

Эпиграфы урока: “Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною…” (А.Н.Плещеев)

“…схватить в слове проходящее мгновенье…” (М.Пришвин)

Ход урока

Вступительное слово учителя.

“Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною…”– так говорит о первых признаках весны поэт XIX века Алексей Николаевич Плещеев.

Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о весне – о том, как писали о ней поэты, писатели, композиторы, какой изображали её художники.

Лексико-орфографическая работа со словом весна.

– Давайте произнесем это слово (весна) отчетливо, выразительно все вместе.

– Что слышится в этом слове?

– Обратимся к истокам этого слова. Заглянем в этимологический словарь. (Весна. Общеславянское. Производное от слова весёлый. В буквальном смысле “Весной всем хорошо”).

– Давайте сейчас подберем однокоренные слова к слову весна.

Запись в тетрадях: весна, весенний, предвесенний, по-весеннему, веснушка.

Есть еще в русском языке старинная обрядовая песня, воспевающая приход весны. Она называется веснянка.

У вас на партах и на доске есть текст веснянки. Прочитайте его сначала про себя, затем вслух.

Весна, весна красная!
Приди, весна , с радостью, радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным! (Прилож.№1)

Обсуждение:

– Что значит “приди с милостью”. (Cловарная работа)

– Что представляет собой первая строчка песни? (Обращение.)

– Есть ли ещё обращения? Выделите на листочках.

– А какое предложение по цели высказывания? (побудительное, восклицательное).

– Каким эпитетом одаривает весну народ? (красная).

В этом году весна более поздняя, поэтому давайте все вместе обратимся к весне. (2 строчки из веснянки все вместе).

Весна отозвалась.

Использование мультимедийной презентации.

Просмотрим через проектор пейзажные зарисовки из альбома “Природа России” в музыкальном сопровождении классического блюза.

Весна в живописном этюде

На экране появилась репродукция картины “Весна” Михаила Васильевича Колчина, чувашского художника – нашего земляка, уроженца села Мочкасы Порецкого района.

Михаил Васильевич Колчин, д.Мочкасы Порецкого района

М.В.Колчин. “Весна”. 2003 год.

– Нравится ли вам эта картина? Привлекла ли она ваше внимание и чем?

(Картина привлекает обилием солнечного света, свежестью воздуха, который мы ощущаем. Всё сверкает на солнце – голубизна отражений от белоствольных берёз, привлекает прозрачность проталин. Особенно богато и сложно написан снег, то сверкающий, разрыхлённый, то освещённый, то в синих тенях. Всё это красочное богатство картины представляет собой оттенки жёлтого, голубого, зелёного и белого. Такой богатый цветовой колорит помогает художнику передать праздничное настроение весеннего дня.)

Проверка выполнения домашнего задания.

1) Вы должны были выписать пословицы и поговорки о весне. Зачитайте их.

2) К уроку вы ещё подготовили рисунки. Расскажите, пожалуйста, какую весну вы здесь изобразили? Что составляет ваш рисунок? Какими красками, какой цветовой палитрой вы передаете здесь то или иное настроение? (представляют свои работы 3-4 ученика).

Работа над поэтическим текстом.

А что же говорят о весне поэты? Мы с вами обратимся к стихотворению Ф.И. Тютчева, чей портрет представлен на экране, – “Весенние воды”. (Прилож. №2) (Прочитает его подготовленная ученица). Вы внимательно слушайте, определите интонацию стихотворения.

– Итак, какова интонация стихотворения? (Бодрая, жизнерадостная.)

– Какое образное определение подобрал к слову “весна” Ф.И.Тютчев? (“молодая”)

– А какой она еще может быть? Подберите эпитеты (ранняя, поздняя, радостная, запоздалая, дружная, медленная, полноводная, веселая, невзрачная, холодная, неодетая, красная.)

– Назовите непривычные слова. (“брег”, “гласят”). Попробуйте сами объяснить их значение. (Брег – берег сонный, гласят– голосят(поют, кричат).

– Кто такие “гонцы”? (Оповестители, посыльные, глашатаи. В стихотворении гонцы – это весенние воды, они предвещают наступление весны.)

– Слов какой части речи в стихотворении больше всего? (Глаголов, потому что весна – это жизнь, движение, действие.) Выпишите эти глаголы.

– Назовите эпитеты данного стихотворения. (Брег сонный; молодая весна; тихие, тёплые дни; румяный, светлый хоровод.)

Фонофлексия. Звуки весны.

– А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос?

Сейчас я включу запись и зазвучит музыка Петра Ильича Чайковского из “Времен года”, посвященный марту. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передает настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на поле, на речку. (Звучит музыка)

– Итак, какие звуки у весны? (Капель, журчание ручья, шелест веток, крик птиц, треск ломающегося льда.)

– Звучание какого музыкального инструмента вы услышали? (Щебечущие трельки – это звуки фортепиано. Нежно и звонко разливаются трели над полями. Чувствуется в музыке и какая-то по-особому холодноватая звонкость. Слушаешь и словно вдыхаешь свежий ароматный запах весны, словно ощущаешь весеннее солнце; тепло его лучей смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый. Какое волшебство – весна! Своей внезапностью, своей роскошной силой.)

Обратимся к творчеству писателя XX века Михаила Михайловича Пришвина.

Здесь представлены два его портрета. Сравните.

1. Впечатление человека умного, сосредоточенного. Круглые очки, острый взгляд говорят о его проницательности, открытый лоб – о его уме, на голове вьющиеся, чёрные с проседью волосы, седина и в бороде.

2.Это наброски художника Юрия Иванова. Здесь Пришвин предстаёт более доступным, земным. Глаза его добрые, улыбающиеся, с прищуром. Его походная шляпа и охотничий плащ подчёркивают его простоту и открытость. Такое впечатление, будто он охотник и путешественник.

М.Пришвин внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом: “ Моя охота всегда – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто в своей жизни с этим не встречался”. Свои наблюдения он записывал в дневник. Затем появились его сборники с разными циклами. Здесь представлены книги об этом человеке, его очерки, рассказы, пейзажные зарисовки к его произведениям. (Учитель обращает внимание на выставку “К мудрости ступенька”.)

К лирическим миниатюрам (этюдам), посвященным весне, мы и обратимся на уроке.

– Как вы понимаете выражение “литературный этюд”? (Напоминаем ученикам, что этюд – это небольшое по объёму сочинение, набросок, эскиз, описывающие реальные предметы или явления несколькими штрихами, но метко и точно. Это не простая фотография события, явления, факта, а отражение действительности, переданное опосредованно, через духовный опыт человека.)

Вспомним характерные черты прозаических этюдов.

  1. Форма – маленькая
  2. Содержание – тайна, секрет, личные наблюдения
  3. Средства-выразительные средства(эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения)
  4. Чувства – восторг, восхищение
  5. Цель – желание поделиться, убедить

Прочитайте миниатюру “ Рождение звука” (Прилож. №3) про себя. Постарайтесь понять, как описано утро года?

– Какое настроение создаётся у вас при чтении этого этюда? Как передал своё настроение автор?

(Он использует уменьшительно-ласкательные суффиксы: хвоинки, веточки, лапки. Они, словно живые, выпрыгивают из-под снега. Чувствуется во всём: писателя радует весна, быстрое пробуждение природы.)

– На каких деталях, предметах останавливает внимание автор?

(Снег-хвоинки-репейник-дороги-опушки-веточки и лапы елей-ручьи-тишина-свет – проталины-капли-звуки)

– Расскажите, что вы представляли во время его чтения…

Проследим, с помощью каких изобразительных выразительных средств автор добивается образности, красочности текста? (чтение и анализ по абзацам)

Сравнения — “как песком посыпано”, “лучи солнца как пожар на снегу”;

Эпитеты — “ старые хвоинки”, “рыжие дороги”, “стремительная весна”;

Метафоры — “начинают выпрыгивать веточки”, “лес шевелится”, “рождаются капли, звук”;

Олицетворения — “лес встаёт”, “бегут ручьи”

– Какие краски преобладают в этой миниатюре? (Солнечные, рыжие)

– Как же рождается звук весны, ее голос? (Постепенно, переходя от снега в водяные капли.)

– Какой эпитет нашел писатель для слова весна? (стремительная)

– Как вы думаете, почему Пришвин дал этюду такое название? (Звук первой капели весной рождается из тишины зимнего спящего леса.)

Послушаем еще миниатюры М. Пришвина. (Прилож.№4)

“Весна смотрит в окно ”.

  1. “Голубые тени”.
  2. “Сосулька”.
  3. “Апрель”.
  4. “Первые ручьи”.
  5. “Совсем весна…”.

Точно, метко, своеобразно пишет этюды Михаил Михайлович Пришвин. Рассказывая о природе, автор рассказал и о себе, о том, что он видит, слышит, чувствует.

Рефлексия. Совместная творческая работа учителя и учеников.

Я думаю, что и мы с вами способны, как и М.Пришвин, в обыкновенном увидеть необычное. Мы тоже будем писать этюды на общую тему “ Весна”. Я просила вас вести наблюдение за изменениями в природе. Каждый из вас определит, о чем будет писать (о капели, о весеннем небе, о солнце, о дороге, о мартовском снеге).

Далее выполняется работа, направленная на развитие литературно-творческих способностей учащихся,– самостоятельное сочинение этюдов.

(После выполнения прослушаем несколько работ учащихся). (Прилож. № 5)

– А я вела наблюдение за капелью. Послушайте мой этюд. (Учитель зачитывает свою лирическую миниатюру).

ВО ДВОРЕ КАПЕЛЬ.

От нагретой на солнышке крыше подтаивает снег. Наиболее нетерпеливые и смелые капельки прыгают вниз. Другие, робкие, стараются боком добраться до ближайших сосулек и с них ныряют в осевший сугроб. При этом слышится звук: “Люп! Люп!”. По краю дома образовались глубокие ямки , почти наполненные водой от капели.

Итак, вы работали творчески. Ваши миниатюры действительно составлены на основе личных наблюдений. Они образные, яркие, красочные, эмоциональные.

Вам удалось убедить нас в том, что

“Весна – это победа солнца, света.

Весна – это победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю.

Весна – это победа зелени. Благодаря солнцу появятся почки, из них зеленые листочки”.

Обобщение

Вот и подходит к концу наш “весенний” урок. Приятно, что вы, как поэты и писатели, умеете красиво излагать мысли, как композиторы чувствуете музыку весны, как художники умеете в красках передавать увиденное… Мне очень приятно высказать всем слова благодарности за ваше внимание, за вашу любовь к родной земле, за ваше умение творить, воспринимать красоту окружающей природы.