Урок технологии в 1-м классе. Аппликация из ваты "Снеговик"

Разделы: Начальная школа


Цели: учить располагать на листе бумаги композицию; выполнять аппликацию из ваты; развивать воображение, логическое и пространственное мышление, память, моторику пальцев, умение работать самостоятельно; прививать навык аккуратности в работе; расширить кругозор учащихся: дать сведения о символике снеговика.

Оборудование: образец работы; цветная бумага, цветной картон для фона, вата, клей, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Организация рабочего места.

2. Вводная часть.

Беседа.

- Отгадайте загадку. Отгадка послужит темой нашего урока.

Что за странный человек
Прибыл в двадцать первый век:
Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла? (Снеговик)

Снеговик (Виктория Черняева)

Мы слепили снежный ком...
— Будешь, ком, снеговиком!
Сверху мы поставим два.
Самый верхний — голова.

Нос — морковка. Это раз!
Два — стекляшки вместо глаз.
И свеклой, при счёте “три!”,
Рот рисуем. Посмотри!

Ноги – кеды, руки – ветки.
Лыжи взяли мы у Светки…
Снеговик заулыбался
И на лыжах в лес умчался.

Снеговик (Снежная баба) — простая снежная скульптура, создаваемая из снега зимой — в основном, детьми. Лепка снеговиков — дошедшая до нас с древних времён детская зимняя игра.

Снеговик состоит из трёх снежных шаров (комов), получаемых путём лепки снежков и накатывания на них лежащего снега. Самый большой ком становится брюшком снеговика, поменьше — грудью, а самый маленький — головой.

18 января праздную день снеговика! Это замечательный повод повеселиться с друзьями, семьей или всем классом: устройте конкурс на самого симпатичного снеговика.

Снеговик стал символом зимних каникул у детворы и новогодних праздников у взрослых. И никто не задается вопросом, кто, как и когда вылеил первого снеговика? И не многим известно, какой сверхъестественный смысл был у снеговика в прошлом.

На Руси же снеговиков лепили с древних времен и почитали как духов зимы. К ним, как и к Морозу, относились с должным уважением и обращались с просьбами о помощи и уменьшении длительности лютых морозов.

В Европе снеговиков всегда лепили рядом с домами, щедро украшали гирляндами,укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы.

Снеговикам посвящены замечательные детские сказки. Самая известная – сказка Г.Х. Андерсена “Снеговик”. Собака рассказывает снеговику о своей жизни, о людях и о печке, у которой она так любила греться, будучи щенком. И у снеговика тоже появилось необъяснимое желание приблизиться к печке, ему казалось, что-то шевелится в нем. Целыми днями, вместо того, чтобы радоваться трескучим морозам, он тосковал, глядя на печь через окно... Пришла весна, и снеговик растаял. И только тогда нашлось объяснение его печали: снеговика укрепили на кочерге, которая и шевелилась в нем при виде родной печки.

В Москве уже несколько лет подряд в усадьбе Деда Мороза в Кузьминском парке проводится ежегодный конкурс “Парад снеговиков”.

Образ снеговика можно использовать так же при оформлении дома к новогодним праздникам. Его легко сделать самостоятельно из ваты и ярких украшений.

Так же самодельным снеговиком можно украсить праздничную открытку.

3. Постановка целей и задач урока.

II. Работа над темой.

1. Анализ образца.

- Посмотрите внимательно на эту работу.

- Какие материалы будем использовать? (Картон для фона, цветную бумагу для ведра, метлы, носа глаз и рта снеговика, вату)

- Каким клеем будем пользоваться? (Клеем ПВА)

- Необходимо правильно расположить снеговика на картоне - это называется композиционное решение. Для этого: вокруг снеговика должно оставаться пространство, т.е. – “воздух”; нельзя размещать снеговика точно по центру; должно соблюдаться равновесие в композиции.

2. Правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

III. Гимнастика для пальчиков.

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Упражнение повторяется 2-3 раза.

IV. Практическая работа.

- Контур снеговика сначала рисуем клеем, а затем положим на него вату, скрученную жгутиком.

- Как получить ватные жгутики? (Нужно взять немного ваты и скатать ее в тонкие ниточки)

Внутри контура приклеиваем тонкий слой ваты. Снеговик готов.

- Теперь приступаем к наряду снеговика: приклеим на голову ведро, из кусочков цветной бумаги сделаем нос, рот, глаза.

- Как сделать снежные сугробы? (Для сугробов тонкий слой ваты приклеим на нижнюю часть фона)

- Осталось дать Снеговику в руки метелку. Из чего можно ее сделать? (Метлу вырежем из коричневой бумаги и приклеим к руке Снеговика)

- Украсим голубое небо падающими снежинками. Для этого нанесем несколько капель клея на фон и приложим маленькие кусочки ваты.

В процессе самостоятельной работы дети могут проявить фантазию, творческий подход - дополнить аппликацию деревьями, солнышком, облаками.

V. Физкультминутка.

Раз-рука, два-рука,
Лепим мы снеговика!
Три-четыре, три-четыре,
Нарисуем рот пошире!
Пять - найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Шесть - наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь.
Мы сплясать его попросим!

VI. Итог урока.

- Давайте сделаем выставку наших работ и посмотрим - у кого как получилось. Что в этих работах вам понравилось и почему?

- С каким материалом мы работали на уроке? (Мы работали с ватой)

- Что еще можно сделать из ваты? (Из ваты можно сделать одуванчики, снег на домах)

- Все справились с заданием, молодцы! Сейчас организуем из ваших работ выставку “Парад снеговиков”. - А теперь приведем в порядок рабочие места.