Условия успешности при взаимодействии воспитателя и родителей в группе кратковременного пребывания для адаптации детей раннего возраста

Разделы: Работа с родителями


В ГОУ детском саду № 531 с сентября 2001 года функционируют две группы кратковременного пребывания для адаптации детей раннего возраста. Группа кратковременного пребывания создана с целью всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых.

Комплектование ГКП осуществляется районной комиссией (с 1 октября 2010 года - через электронную регистрацию).

Находится группа в отдельном помещении, имеется отдельный вход. Условия создания предметно-развивающей среды соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, в группе имеется полноценное игровое оборудование и хорошо подобранный дидактический материал.

Созданы все условия для развития различных видов деятельности с учетом возможностей и интересов детей. Педагогический и медицинский состав активно взаимодействует с родителями ГКП. В группе оформлены информационные стенды, имеются папки - передвижки. Старший воспитатель совместно с воспитателем ГКП постоянно изучают мнение родителей о работе группы, а также ведут активную работу по педагогическому всеобучу.

Детям в группе интересно, они играют, общаются, а воспитатель организует взаимодействие с родителями воспитанников для полноценного лично-ориентированного развития каждого ребенка.

Для успешного взаимодействия с родителями воспитанников группы кратковременного пребывания, имеющими разные установки на сотрудничество, определены следующие направления:

  • Формирование у родителей установки на сотрудничество с воспитателем, музыкальным руководителем, старшей медсестрой, старшим воспитателем;
  • Определение приоритетных направлений педагогического сотрудничества с группами родителей воспитанников;
  • Повышение педагогической компетентности родителей.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников, прежде всего, основана на знании правовых основ регулирования процесса воспитания и обучения, который разворачивается в едином образовательном пространстве.

Воспитатель ГКП, чтобы создать это единое образовательное пространство, должен быть компетентен в вопросах изучения семей, установления контакта с родителями, налаживания взаимодействия с ними, обладать коммуникативными умениями.

Анализ нормативно-правовых документов разного уровня позволяет педагогам разграничить роль, права, обязанности и ответственность семьи и ДОУ в воспитании, обучении и развитии ребенка. Изучение таких документов как Семейный кодекс, Конституция, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ "Об образовании",Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Концепция дошкольного воспитания, а также Устав ДОУ, Договор между ДОУ и родителями ребенка - позволяет педагогу юридически грамотно построить отношения с семьей и образовательный процесс ДОУ с учетом защиты прав ребенка, а также прав и обязанностей родителей и педагогов.

Сегодня все изменения, происходящие в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольных учреждений.

Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, которое подразумевает взаимодействие, сотрудничество между воспитателем ГКП и родителями.

Одним из условий создания этого единого образовательного пространства служат определение и принятие участниками образовательного процесса общих целей и задач. Эти цели и задачи формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Еще одно важное условие - это выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в детском саду.

Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становится выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения опыта семьи и передачи родителям информации и технологиях образовательного процесса.

Таким образом, современность ставит перед ДОУ сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

Цель работы группы - сформировать готовность ребенка к вхождению в социум, дальнейшему освоению культуры; предоставить ребенку возможность проявить собственную инициативу в выборе занятий и во взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми.

В хороших условиях ребенок гармонично созревает, растет и самореализуется. Малыш уже с первых месяцев жизни - это не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который надо зажечь.

Кто же может зажечь этот светильник?

Конечно те, кто находится рядом - родители и воспитатели. Педагог и родитель должны верить в способность ребенка действовать ответственно, уважать способность ребенка решать личные проблемы, верить во внутреннюю направленность ребенка.

Детей учит то, что их окружает. Как важно педагогу продумать содержание предметно-игровой среды, чтобы она была развивающей.

Что могут сделать взрослые, чтобы проявилась активность ребенка? Механизм активности может быть включен при условии, что ребенок будет чувствовать себя хозяином предметной среды, а также ребенок должен стать создателем предметной среды. Именно когда ребенок будет равноправным участником в создании среды, а именно ее преобразователем, предметная среда станет развивающей и для ума и для сердца.

Понятно, что многие достижения зрелой личности, так же как и ее трагедии, закладываются в первые месяцы и годы жизни человека. Обогащенный процесс развития личности в эти годы - серьезная гарантия физического совершенствования, обновления и дальнейшего обогащения интеллектуального и духовного потенциала общества.

Родители в группе - полноценные участники учебно-воспитательного процесса, единомышленники и помощники. Воспитатель должен уметь владеть не только коллективом детей, но и коллективом родителей, постоянно активизировать и включать их в процесс воспитания и обучения. Здесь нужен творческий, думающий педагог умеющий применять современные технологии в зависимости от ситуации. И такой есть в нашем коллективе.

Общение воспитателя ГКП с родителями воспитанников - важный момент в практическом взаимодействии взрослых и детей.

Основные стороны общения:

  • Установление доверительно-деловых контактов между воспитателем и родителями детей группы.
  • Обмен информацией между воспитателем и родителями.

Воспитатель начинает процесс установления доверительно - деловых контактов с родителями с этапа создания у себя и трансляции родителям положительного образа ребенка. На втором этапе можно передать родителям неожиданные и интересные знания о ребенке, при этом формируем у родителей установку на сотрудничество. На следующем этапе взрослые меняются ролями. Родителю надо дать возможность проявить свою готовность к сотрудничеству - вызвать потребность в исследовании своего ребенка. И последний этап установления доверительно-деловых контактов - коррекция всеми взрослыми своих воспитательных позиций, выработка согласованного взгляда на воспитание ребенка, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие.

Перед воспитателем появляется проблема нахождения эффективной технологии изменения установок в процессе бесед, собраний, консультаций и др. форм работ.

Понять другого - значит сформировать представление о нем, включающее характеристики его внешности, характера, способностях, сведения о его отношениях к различным сторонам действительности, к себе, к другим людям. На того, насколько полным и точным будет представление о другом человеке, зависит выбор способа поведения с ним.

Взаимодействие воспитателя ГКП с семьей должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы.

Основные формы взаимодействия с родителями ГКП:

  • Родительские собрания;
  • Групповая дискуссия;
  • Родительская конференция;
  • Беседа;
  • Тематическая консультация;
  • Записки, дневники;
  • Информационный листок;
  • Постоянный информационный стенд;
  • Доска объявлений;
  • Информационная корзина;
  • Тематические выставки;
  • Тематические папки;
  • Дни открытых дверей.

В настоящее время мы используем такую форму работы с родителями как дистанционное общение. Воспитатель общается с родителями через интернет т.е. на страницах нашего сайта или по электронной почте получает задание, консультацию или другую полезную для него информацию. Это становится удобно т.к. родители приводят малышей в группу не на полный день, а получив задание, они могут выполнить его дома, или вместе с остальными членами семьи обсудить проблему воспитания ребенка раннего возраста.

Взаимодействие воспитателя ГКП с родителями в целях повышения качества этого процесса должно подвергаться периодической оценке.

К признакам, по которым воспитатель ДОУ может судить о качестве своего взаимодействия с родителями воспитанников, можно отнести:

  • Владение способами налаживания взаимодействия с членами семей воспитанников на каждом из этапов установления доверительно-деловых контактов с ними.
  • Понимание педагогом ведущей роли семьи в воспитании ребенка и своей роли как помощника родителей;
  • Достижение единства педагогов и родителей в определении цели и задач, форм и содержания взаимодействия с семьей на основе изучения их потребностей и интересов, достижений и трудностей.
  • Систематическое повышение своей компетентности, позволяющей быть авторитетным в работе с родителями.

При этом необходимо также провести анкетирование родителей с целью сопоставления информации о степени их удовлетворенности взаимодействия с педагогами.

А качество в данном случае - это когда выполненная цель и задачи совпадают.

Все сказанное предполагает создание семейно-общественной модели воспитания детей раннего возраста на основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в период адаптации ребенка в ДОУ.

Главное действующее лицо в этой модели - это конечно ребенок. А окружают его родители, которые стремятся узнать много нового и правильно подойти к вопросам воспитания своего малыша. Ну и поможет ему в этом воспитатель, который постоянно повышает свой профессиональный уровень, знает, как достичь успеха и делится знаниями с родителями воспитанников.