Коррекционно-логопедическое занятие по развитию связной речи у детей в старшей группе с ОНР "Составление рассказа о профессии с опорой на графический план"

Разделы: Логопедия


Программные задачи:

  • Формировать умение составлять рассказ о профессии с опорой на графический план.
  • Упражнять в составлении простых распространенных предложений.
  • Упражнять в употреблении существительных в дательном и творительном падежах.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.

Оборудование:

  • презентация "Профессии".
  • Игрушки: мешочек, фонендоскоп, расческа, нитки, кастрюля, молоток, книга, мяч.
  • Картинки с изображением профессий: доктор, парикмахер, портной, учитель, столяр, повар, пожарный.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Хлопните в ладоши, когда услышите название предмета, необходимого парикмахеру.

Ножницы, газета, фонендоскоп, бигуди, расческа, таблетки, фартук, фен, рецепт.

II. Сообщение темы занятия.

"Что лишнее?" - доктор, парикмахер, ножницы, учитель.

(Лишние ножницы - это инструмент, а повар, доктор и парикмахер - это профессии).

Сегодня мы будем беседовать и составлять рассказы о людях разных профессий.

III. Лексико-грамматические упражнения.

1. Игра "Кому что нужно для работы?" (слайды 1, 2 - для перемещения картинок педагог щелкает по ним компьютерной мышкой).

Нож нужен повару, расческа - парикмахеру, градусник - доктору, сковорода - повару, ножницы - парикмахеру, шприц - врачу.

2. Игра "Кто чем работает?" (слайды 3, 4 - педагог щелкает по картинке с инструментом после ответа ребенка).

Пилой пилит столяр. На сковороде готовит повар. На весах взвешивает продавец.

Расческой делает укладку волос парикмахер. Градусником измеряет температуру доктор. Нитками шьет портной.

3. Игра с мячом "Исправь ошибку".

Доктор работает в мастерской, учитель - в больнице, повар - в столовой.

Столяр - в магазине, швея - в парикмахерской, продавец - в ателье, парикмахер - в школе.

4. Игра "Угадай предмет на ощупь и скажи, кем ты будешь?"

Дети достают из мешочка игрушки и называют свою профессию.

  • Фонендоскоп - "Я буду доктором".
  • Расческа - "Я буду парикмахером".
  • Кастрюля - "Я буду поваром".
  • Нитки - "Я буду портным".
  • Молоток - "Я буду столяром".
  • Книга - "Я буду учителем".

5. Игра "Угадай профессию по головному убору" (слайд 5).

- Чей это колпак? - Это колпак повара.

- Чья это каска? - Это каска строителя.

- Чья это фуражка? - Это фуражка моряка и т. д.

Педагог указкой показывает головной убор и после ответа ребенка щелкает компьютерной мышкой по картинке. (Повар, доктор, моряк, пожарный, строитель).

6. "Назови, что лишнее?" (слайды 6, 7, 8, 9)

Педагог щелкает по картинке с лишним предметом после ответа ребенка и предлагает составить предложения с оставшимися картинками.

"Парикмахер" - лишний градусник. Парикмахер подстригает волосы ножницами. Парикмахер делает прическу расческой. Парикмахер показывает в зеркале стрижку.

"Доктор - лишняя расческа. Доктор слушает больного фонендоскопом. Доктор делает уколы шприцем. Доктор измеряет температуру тела градусником.

"Повар" - лишний наперсток. Повар носит колпак. Повар режет овощи на доске. Повар готовит суп в кастрюле.

"Столяр" - лишние пуговицы. Столяр пилит доски пилой. Столяр забивает гвозди молотком. Столяр стругает доски рубанком.

IV. Динамическая пауза.

Дети движениями показывают действия человека определенной профессии, один ребенок отгадывает профессию.

V. Составление рассказа о профессии по графическому плану (слайд 10).

1. Педагог демонстрирует графический план, объясняет его схематичное изображение, предлагает детям задать вопросы по плану, рассказывает о профессии "логопед".

  • Как называется профессия?
  • Где работает человек этой профессии?
  • Какие инструменты нужны для работы?
  • Что делает человек этой профессии?

2. Педагог выставляет на доске картинки с изображением профессий людей и предлагает детям составить рассказы, опираясь на графический план.

VI. Итог. Оценивание работы детей.

О каких профессиях рассказали? Чей рассказ понравился? Что узнали о профессиях из рассказов друг друга?