Обобщающий урок-игра по теме "Класс Млекопитающие". 7-й класс

Разделы: Биология, Внеклассная работа

Класс: 7


Цели и задачи:

  • повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности млекопитающих, взаимоотношениях их со средой, роли зверей в природе и жизни человека;
  • совершенствовать умение распознавать изученных животных по признакам;
  • воспитывать любовь к природе, заботу о животных.

Ход урока

1. Орг.момент.

- Мы изучили с вами животных класса Млекопитающие - самых высокоорганизованных представителей животного мира, рассмотрели их особенности, строение, условия жизни и способы приспособления к среде обитания.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы обобщим знания, полученные на предыдущих уроках. Урок будет проходить в игровой форме.

3. Проверка домашнего задания.

-Дома вы готовили рефераты по теме "Класс Млекопитающие". (Оценивание работ).

4. Обобщение материала.

- Я предлагаю вам разделиться на две команды: "Хищники" и "Травоядные". Конкурсы для команд.

"Разминка"

- Повторим систематику млекопитающих. Я показываю вам животное, а вы называете отряд, к которому оно относится.

  • орангутанг - приматы
  • леопард - хищные
  • северный олень - парнокопытные
  • морж - ластоногие
  • синий кит - китообразные
  • волк - хищник
  • бобр - грызун
  • рысь - хищник
  • манул -хищник
  • джейран - парнокопытное

"Круг знаний".

- Вращая стрелку барабана, команды выбирают вопросы. Задания разделены на секторы по областям знаний: зеленый - строение; желтый - систематика; сиреневый - многообразие; оранжевый - краеведение. Сектор "Блиц" позволяет команде ответить на два вопроса. Если оба ответа правильные, команда получает пять баллов.

Задания для секторов:

Зеленый - строение.

1) Был жаркий день. Я очень устал. Моя собака тоже устала. Она учащенно дышала, высунув язык. Почему?

Ответ: на теле собак нет потовых желез, поэтому в жаркие дни охлаждение достигается испарением воды с поверхности языка и дыхательных путей.

2) Какое значение для зверей имеет волосяной покров? Почему он не развит у китов?

Ответ: он защищает тело от ушибов и охлаждения. У китов развит толстый слой подкожного жира, который заменяет волосяной покров.

Желтый - систематика.

1) Отряд яйцекладущих иногда называют однопроходные или первозвери. Почему их так называют? Назовите представителей.

Ответ: однопроходные - имеют клоаку, первозвери - примитивные, яйцекладущие - откладывают яйца. Утконос, ехидна.

2) К какому отряду относится кролик, а к какому - белка. В чем различие.

Ответ: кролик принадлежит к отряду зайцеобразных, для них характерно наличие двух рядов верхних резцов. Белка - к отряду грызунов.

3) Чем питание кабана отличается от питания лося? К какому отряду относятся?

Ответ: кабан питается разнообразной пищей, он - нежвачное парнокопытное; лось - исключительно грубой растительной пищей, которую он отрыгивает и вторично пережевывает, принадлежит к жвачным парнокопытным.

4)В названии каких двух отрядов есть слово "первые"?

Ответ: первозвери (примитивные), приматы (высокоорганизованные).

Сиреневый - многообразие.

1) Местные жители Алтая утверждают, что это животное сочетает в себе качества различных животных: как корова дает молоко; как с овцы с него стригут шерсть; хвост как у лошади, а хрюкает, как свинья.

Ответ: як.

2) Многие века короткое название этого животного звучало, как сигнал тревоги. В литературе его называли "бирюк", "серый помещик", "бич всего живого". Сегодня он появляется и нашей местности.

Ответ: волк.

3) Этого животного, к великому сожалению, больше не существует. Описание охоты на него встречается во многих исторических документах. Дольше всего они сохранились в Польше и Литве. Вымерли эти животные - родоначальники крупного рогатого скота в 1927 году, т.к. человек нещадно истреблял их. Кто это?

Ответ: тур.

Оранжевый - краеведение.

1) Живут эти зверьки поодиночке. У них хорошо развит слух, но глаз они не имеют. Их враги - хорьки. В мире существует всего четыре вида этих животных.

Ответ: слепыш.

2) Это животное живет в воде, оно включено в списки Международной Красной книги со статусом вида, подвергающегося критической опасности.

Ответ: каспийский тюлень.

3) Из других областей к нам проникла дикая собака. Её родина - Дальний Восток. О ком речь?

Ответ: енотовидная собака.

"Знаете ли вы:."

Каждая команда готовит для противников сообщение.

"Один из трех".

Горбач - это:

А) одногорбый верблюд;

Б) представитель китов;

В) сгорбившийся человек.

Пипа - это:

А) маленькая пипетка;

Б) жаба, откладывающая икру на спину;

В) название пятачка у свиньи.

Куду - это:

А) африканский колдун;

Б) крупная антилопа;

В) попугай.

Бандикут - это:

А) главарь бандитской шайки;

Б) сумчатый барсук;

В) маленький енот.

Кускус - это:

А) человек, покусанный собакой;

Б) сумчатое животное Австралии;

В) пахучее вещество, выделяемое скунсом.

Кукубара - это :

А) родственница кукушки;

Б) австралийская птица, поедающая змей;

В) дразнилка африканских пигмеев.

Видеозагадка.

- Показываю сюжет о млекопитающих для команды. Команда должна записать перечисленные признаки. Выигрывает та команда, которая назовет большее количество признаков.

"Чудо - зверь".

Придумать млекопитающее, нарисовать его, описать признаки.

5. Итог урока. Подсчет количества набранных командами баллов. Награждение победителей.

6. Домашнее задание. Придумать рассказ о млекопитающем.