Развитие эмоций в практике логопедического воздействия

Разделы: Логопедия


Работа состоит из двух глав:

  • Первой главе представлена теоретическая часть: «Развитие эмоций младших школьников как средство логопедического воздействия».
  • Во второй главе представлены методы работы по данной теме. «Содержание и методы работы».

Введение

Радикальные преобразования, происходящие в последнее время в России, ставят особые задачи перед системой образования. Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной её адаптации в современном социокультурном пространстве.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях обучается большое количество детей с трудностями в обучении, которые связаны с проблемами в речевом развитии и учащихся нуждающихся в коррекционной работе.

Одна из наиболее часто встречающихся проблем связана с нарушениями в речевом развитии школьников. Дети с проблемами в речи испытывают затруднения в речевом обозначении эмоциональной сферы, так как эмоции у таких учащихся мало дифференцированы.

Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с проблемами в речи, с целью развития у них осознания собственных эмоциональных состояний, умения дифференцировать эмоции окружающих, переводить эмоции в словесный план, обусловлена рядом причин.

Во-первых, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием эмоциональной сферы ребёнка.

Во-вторых, запоминание различного по содержанию материала также, во многом зависит от его эмоциональной насыщенности.

В-третьих, ребёнок в силу своего возраста не способен делать то, что не вызывает у него интереса и эмоционального всплеска.

К сожалению, в специальной литературе практически отсутствуют данные, касающиеся эмоциональных состояний младших школьников с проблемами в речевом развитии, что затрудняет эффективность логопедического воздействия обучения и воспитания детей данной категории.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в необходимости разработать определенную систему методов и приёмов организации работы по развитию эмоций у детей с речевыми нарушениями, как результат логопедического воздействия.

Новизна данной работы заключается в том, что впервые представлена коррекция речевого развития с точки зрения эмоционального статуса ребёнка.

Цель работы: Определить содержание, методы работы по развитию эмоций в практике логопедического воздействия.

Задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме эмоционального развития младших школьников.
  2. Проанализировать источники с точки зрения использования в логопедической практике.
  3. Подобрать, систематизировать и адаптировать материал для использования в работе логопеда.
  4. Изготовить необходимые пособия и игры для обеспечения эффективной помощи.
  5. Определить оптимальное содержание коррекции речевого развития с точки зрения эмоционального статуса ребёнка.
  6. Подготовить практические рекомендации педагогам, учителям – логопедам

И так, Что такое эмоции?

На вопрос: «Что такое эмоции?», пытались отвечать уже древние философы. Их волновали вопросы о двойственной природе эмоций: психические переживания и различные телесные изменения.

В иностранном словаре понятия эмоции формулируются следующим образом: от французского – потрясаю, от латинского – волную. Реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности переживаний.

К основным, или фундаментальным, эмоциям относятся те, которые являются врожденными. Ниже приведём описание их, следуя классификации К. Изарда:

Основные виды эмоций:

  • Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
  • Радость – появляется как следствие или преодоление чего–то, как результат событий и стечений обстоятельств.
  • Удивление – кратковременная и очень неопределенная эмоция. Внешней причиной, которой должно быть что-то внезапное, неожиданное.
  • Отвращение – понижает чувство достоинства и собственной ценности, ведет к депрессии.
  • Гнев – приводит к нарушению ясности мышления, «отравлению» отношений с другими людьми.
  • Стыд – внутреннее переживание, сфокусированное на неприятной ситуации.
  • Вина – это обязательно осуждение своего поступка и самого себя.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и речевую деятельность.

Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Эмоциональный тон присутствует в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

Хорошее настроение улучшает запоминание. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее снижают.

Речевые процессы тесно связаны с эмоциями. Эмоции проявляются на всех этапах развития речи в онтогенезе.

Особенности эмоций в младшем школьном возрасте состоят в том, что они более уравновешены по сравнению с детьми дошкольниками. Младшие школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаружить свои чувства, начинают управлять своим настроением, а порой и скрывать его. Вместе с тем, для них характерна эмоциональная впечатлительность и отзывчивость. В младшем школьном возрасте расширяется «эмоциональное поле» переживаний. Дети в этом возрасте осознают более тонкие оттенки собственных переживаний и могут выразить эти переживания словом, что достаточно затрудненно для детей с речевыми нарушениями. Освоение разнообразия эмоциональных переживаний человека, в том числе и собственных, не всегда связано с конкретным словесным их выражением. Дети семилетнего возраста знают многие оттенки чувства и переживаний, но не используют их активно в своей лексике. Это объясняется тем, что вербальное обозначение оттенков переживаний еще не осознаны детьми. Поэтому первоклассники, объясняя собственные переживания, заменяют слова жестами, мимикой, возгласами, то есть невербальной коммуникацией.

Как известно, при поступлении в школу у детей младшего школьного возраста ведущей деятельностью становится учебная, но в силу своих особенностей, для развития у детей эмоциональной сферы зачастую используется игровая деятельность.

Дети младшего школьного возраста, особенно дети с проблемами в речевом развитии испытывают затруднения в речевом обозначении эмоциональной сферы. В связи с этим, большие возможности для развития и активизации у детей эмоционально сферы и усвоения ими эмоционально – оценочной лексики предоставляет игровая деятельность. Игры учат словесному общению (на что важно обращать внимание в работе с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии), помогают усвоению словаря эмоций, развитию общения, пониманию. В младшем школьном возрасте изменяется и содержательная сторона эмоций и чувств. Так, формирование моральных чувств – чувства товарищества, дружбы, долга, чести – невозможно представить без эмоциональной децентрации, развитие которой идет по двум основным линиям[1]: расширение круга предметов сопереживания и сочувствия, опосредствование идентификации и соучастия социальными принципами, правилами (избирательная и регламентированная помощь).

В этот период в процессе обучения происходит развитие интеллектуальных чувств, растёт любознательность детей, возникают чувства восхищения при новых открытиях. У младшего школьника развиваются и разнообразные эстетические переживания: у детей 6-7 летнего возраста могут быть глубокими и стойкими впечатления от стихов и рассказов, от театрального спектакля, от музыкальной пьесы.

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения.

К сожалению, в специальной литературе практически отсутствуют данные, касающиеся коррекции эмоциональных состояний младших школьников с проблемами в речевом развитии, что существенно затрудняет выбор педагогических методов обучения и воспитания детей данной категории.

Анализ теоретических, экспериментальных исследований и практической деятельности позволил выявить противоречие между необходимостью создания специальных условий педагогической коррекции эмоциональных состояний младших школьников и слабой практической разработанностью данного вопроса, недостаточным методическим обеспечением в условиях логопедической практики.

Определение возможности использования педагогически обоснованных средств преодоления неблагоприятных эмоциональных состояний детей на логопедических занятиях.

Развивать эмоциональную сферу ребёнка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, родители, а также учителя-логопеды. Как известно, речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. В связи с этим, в настоящее время понимание эмоций и их вербальное обозначение детьми в деятельности, всё больше привлекает внимание логопедов. Ценность занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. И что очень важно в логопедической работе – эмоции оказывают регулирующее, стимулирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями, побуждают к усиленным занятиям, изучаемый материал становится занимательным, что вызывает активное к нему отношение.

Литература:

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990.