Конспект фронтального занятия с презентацией по теме "Языковый анализ. Понятие о предложении"

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

  1. Уточнение понятия о предложении, дифференциация предложения от набора слов и словосочетаний.
  2. Развитие языкового анализа.
  3. Обогащение и активизация словаря.
  4. Совершенствование навыков распространения предложений.
  5. Закрепление понятия о грамматическом оформлении предложений.

Оборудование: ПО: стандартные приложения ОС, Microsoft Office 7, мультимедийное оборудование, экран, тетради.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Логопед

- Какое сейчас время года? (зима)

Зимой холодно, потрите ручки, потрите ладошки. Теперь погладим лицо. Согрелись?

-Какой праздник мы встречаем зимой?

Дети:

- Новый год.

2. Понятие о предложении.

Логопед

- К нам пришел новогодний гость. Кто это? (Снеговик). Это не простой Снеговик, а почтовик. Он приносит письма Деду Морозу, а сегодня решил написать письмо сам.

Слайд № 2 «ёлка снег подарок зима»

- Увидела письмо Снегурочка (появляется фигурка) и удивилась – разве это письмо? Ребята, а почему удивилась Снегурочка?

Дети

- Письма пишут предложениями.

-А что такое предложения? – спросил Снеговик.

Логопед

- Ребята, что такое предложения?

Дети

- Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу и выражает законченную мысль.

Логопед (Снеговик)

- Но ведь мои слова связаны по смыслу, они же все зимние! Почему же это не предложение?

Дети (с помощью логопеда)

- Потому что нет законченной мысли. О чем говорится в предложении? Что говорится о снеге? О зиме, подарках? Непонятно. Значит это не предложение, это набор слов-предметов.

Слайд № 2 (появляются запятые)

Логопед

- Выбери, снеговик одно слово и составь предложение с ним. Ребята, как вы думаете, какое слово выберет Снеговик?

(подвести к слову «снег»)

Это слово – предмет и отвечает на вопрос «что?»

- Давайте придумаем слово-действие. Что делает снег?

(идет, падает, сыплет, кружится, летит, валит и т.д.)

- Составим предложение «Снег идет», запишем его в тетрадь.

3. Грамматическое оформление предложения.

Логопед

- Снеговик тоже записал предложение. Посмотрите как:

Слайд № 3 «снег идет»

- Как вы думаете, правильно предложение записано? (нет точки и большой буквы)

Надо исправить (на слайде) Проверьте, никто не допустил ошибку Снеговика?

ФИЗМИНУТКА Слайд № 4

Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок – скок – скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.

4. Дифференциация предложения - от словосочетания.

Логопед (Снегурочка и Снеговик)

- Понял, Снеговик? - спросила Снегурочка? Вот тебе упражнение:

- Ну-ка, найди, где здесь предложение.

Слайд № 5 «Красивые снежинки».

«Падают Снежинки».

(выделяется словосочетание «красивые снежинки»)

- Они же красивые – сказал Снеговик

- Ребята, прав Снеговик? Мысль закончена? Снежинки что делают? – падают, а может, тают?

- Как это тают - испугался Снеговик – они ПАДАЮТ

Дети

(объясняют Снеговику, почему он ошибся и где настоящее предложение)

ПАЛЬМИНГ Слайд № 6

Дети сидят за партами. Локти опираются на стол. Глаза закрываются веками и прикрываются нагретыми ладонями, чтобы свет не проникал в глаза, но и никакого давления на них не было. Ладони спокойно лежат на скулах, а пальцы находятся на лбу. Сидеть спокойно около минуты.

- Теперь закроем глаза и представим, как падают снежинки (по щелчку включить музыку).

5. Работа в тетради.

Логопед

- О чем говорилось в предложении? (о снежинках)

- Что говорилось о снежинках? (они падают)

- Давайте запишем в тетрадь предложение.

- Назовите слово, обозначающее предмет, подчеркните его одной чертой

- Назовите действие (подчеркивается двумя чертами)

Слайд № 7 (Выделяется основа)

6. Определение границ предложения.

Логопед

- Напоследок Снегурочка дала Снеговику еще одно задание Слайд № 8

(детям раздаются карточки с напечатанным текстом: «пришла зима выпал снег»)

- Помогите Снеговику его выполнить.

(разобрать устно, исправить на карточке, записать в тетрадь).

7. Итог занятия.

Логопед

- Давайте повторим, что такое предложение (ответ детей), и позовем Снеговика прийти к нам еще раз.

- Ребята, какое упражнение вам понравилось больше всего?

- Какое упражнение было самым трудным?

Слайд № 9

Презентация (в архиве вместе со звуковым сопровождением)