Программа профессионального самоопределения для воспитанников с особенностями в развитии в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: формирование профессионального самоопределения, адекватного психофизическим особенностям воспитанников.

Задачи:

  • ознакомить с миром профессии;
  • развивать и корректировать профессиональную ориентацию в выборе соответствующих профессий;
  • формировать потребность к профессиональному самоопределению с учетом интересов и собственных возможностей.

Ожидаемый результат: Социальная адаптация воспитанников посредством адекватного осознания своих возможностей в профессиональном самоопределении.

Пояснительная записка

Проблема социально-трудовой адаптации воспитанников и выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, попрежнему остается остроактуальной в новых экономических условиях. Как показали исследования, основной проблемой выпускников сиротских учреждений, является разрыв между представлениями о жизни и реальностью.

Актуальность программы профессионального самоопределения обусловлена рядом факторов:

  • рост социального сиротства;
  • недостаточность разработанных технологий профессионального самоопределения для детей-сирот с особенностями в развитии;
  • потребительская позиция воспитанников по отношению к окружающей действительности;
  • проблема трудоустройства детей-сирот с особенностями развития в условиях конкурентной рыночной экономики;
  • отсутствие у большинства воспитанников навыков работы с информацией.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в обществе воспитанников с особенностями в развитии.

Программа для воспитанников с особенностями в развитии направлена на систему организационно-методических мероприятий в профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении.

По мнению известного исследователя Н.Н. Дьяченко, профориентация и профессиональное самоопределение детей осуществляется через:

  • знакомство миром профессий;
  • выбор профессии;
  • профессиональную подготовку, которая закрепляется в практической деятельности (профтехучилищах, колледжах, заводах). Только при таком комплексе воспитательных воздействий, считает Н.Н. Дьяченко, процесс по формированию профессионального самоопределения является правильным и научно-обоснованным. Программа содержит в себе инновационную систему технологий профессионального самоопределения выпускников, как особо важного компонента социализации:
  • создание образовательно-творческой среды;
  • доступный теоретический и практический материал;
  • создание условий для формирования профессионального самоопределения во взаимодействии с колледжем №17, заводом «Салют» (производственная практика).

Принципы работы: доступность, наглядность, системность, повторяемость, последовательность.

Формы работы: Игра, беседа, экскурсии, просмотр кинофильмов, дидактические и сюжетно- ролевые игры, викторины, конкурсы, опросы, анкетирование, тесты, тренинги.

Учитывая особенности детей в развитии следует помнить, что коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на коррекцию всей личности.

Таким образом, программа профессионального самоопределения позволяет воспитанникам с особенностями в развитии понять главные составляющие профессионального самоопределения:

  • познание собственного «Я» ,
  • осознанный выбор профессии с учетом собственных психофизиологических возможностей;
  • овладение специальными знаниями, умениями, навыками.

Содержание программы профессионального самоопределения

Данная программа состоит из трех разделов:

Первый раздел «Азбука профессий» (5-6 классы).

Курс обучения два года, рассчитан на 36 часов, из них теории – 8 часов, практики – 28 часов. Занятия проводятся два раза в месяц, время занятий – один академический час.

Раздел «Азбука профессий» направлен на развите общего кругозора детей о мире профессий. Беседам о профессиях целесообразно придать характер игры.

Второй раздел «Я в мире профессий» (7-8 классы).

Курс обучения два года, рассчитан на 36 часов, из них теории – 13 часов, практики – 23 часа. Занятия проводятся два раза в месяц, время занятий – один академический час.

Раздел «Я в мире профессии» направлен на профессиональную ориентацию в выборе профессий, в том числе:

  • углубленные знания о мире профессий;
  • стремление к самопознанию;
  • выявление интересов, склонностей и возможностей;
  • коррекция неадекватных представлений своих возможностей в соотношении требований будущей профессии.

Третий раздел «Найди свое призвание» (9 класс).

Курс обучения один год, рассчитан на 18 часов, из них теории – 7 часов, практики – 11 часов. Занятия проводятся один раз в неделю, время занятий – один академический час.

Курс обучения направлен на формирование профессионального самоопределения:

  • социальных норм поведения;
  • потребности к трудовой деятельности;
  • адекватных представлений своих возможностей в соотношении требований своей будущей профессии.

Четвертый раздел «Курс углубленного трудового обучения в условиях производственной практики завода «Салют»» (10 класс).

Реализация данной программы рассчитана на один год.

Программа включает теоретическое и практическое обеспечение: 90% отводится практике, 10% на закрепление теоретического материала.

Возраст воспитанников 17-18 лет. Производственная практика на предприятии проводится три раза в неделю, по шесть часов с учетом обеденного перерыва – 45 минут.

Курс углубленного трудового обучения в условиях производственной практики завода «Салют» направлен на приобретение профессиональных знаний и навыков по профессиям Столяр», «Швея».

Программа углубленного трудового обучения в ксловиях производственной практики завода «Салют» поволяет воспитанникам приобретать :

  • навыки оформления нормативных документов при амостоятельном поступлении на работу (заявление,трудовой договор, трудовая книжка, открытие пенсионного страхового свидетельства, банковской карточки);
  • в процессе производственной практики формируется осознанный интерес воспитанника к выбору профессии и к дальнейшему трудоустройству;
  • производственная практика позволяет воспитанникам корректировать и формировать социальные нормы поведения;
  • производственная практика для воспитанников- это интеграция в рабочие коллективы предприятия;
  • по окончании производственной практики воспитанники получают рекомендательное письмо по усвоению профессии «Столяр» и «Швея» или прохождение аттестации для повышения разряда (3-4) с последующей записью в трудовой книжке.

Тематические планы – Приложение.

Производственная практика в учебных часах (10 класс)

Четверти Всего Теория Практика
1 четверть 156 20 136
2 четверть 156 20 136
3 четверть 204 30 174
4 четверть 138 18 120
Итого 566 88 478

Условия реализации программы профессионального самоопределения

Условия Выход
Организационные Сформированные первичные трудовые навыки и умения в социально-трудовой деятельности.
Научно-методические Повышение уровня компетентности воспитателей с применением инновационных технологий по вопросам профессионального самоопределения воспитанников.
Мотивационные Потребность к трудовой деятельности у воспитанников.
Материально-технические Создание диагностического банка по профессиональной ориентации и самоопределению воспитанников.

Список литературы:

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой – М., Школа-Пресс, 2004.
  2. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Авт.-сост. Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной -М.: издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
  3. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников – В.Р. Шмидт. ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Беседы о профессиях с детьми – Т.В.Потапова. -М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Умственная отсталость у детей: Метод. пособие для студ. Сост. О.П. Рожков -М.: издательство НПО «МОДЭК», 2007.
  6. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ;под ред.И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной – 5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  7. Формирование профессионального самоопределения: Программа для учащихся старших классов -М.: МГПИ, 2010.
  8. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Подобие для учителей и студентов дефектологич. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой -М.: Школа-Пресс, 1994.
  9. Коррекционная педагогика: Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин – 2-е изд. «Феникс, МарТ», 2010.
  10. Найди свое призвание. В помощь выпускникам школ интернатного типа /Государственный Центр профориентации и психологической поддержки населения -М., 2002.