Числа 1–4 (УМК «Школа–2100»)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить умение считать в пределах 10;
  • прибавлять и вычитать в пределах 4;
  • составлять буквенные и числовые равенства;
  • закрепить знание числа 4;
  • продолжить формирование представления о геометрических фигурах;
  • развивать внимание и логическое мышление;
  • воспитывать желание заботиться о своем здоровье, аккуратность, умение вести себя на уроке.

Оборудование:

  • учебники;
  • сказочные герои;
  • дидактический материал для устного счёта;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • перфокарты для работы в парах;
  • магнитофон, запись пения птиц.

Ход урока

I. Оргмомент:

- Ребята, проверьте, готов ли ваш стол к уроку?

- Каких героев вы видите на доске?

- Из какого они произведения?

- Кто их автор? (Э.Успенский)

- Вы можете взять одну из книг Э.Успенского в нашей библиотеке и прочитать.

- Кроме учебных принадлежностей на уроке нам необходимо хорошее настроение и отличное поведение.

- Вместе с героями будем:

  • считать до 10 и обратно;
  • находить соседей числа, предыдущее и последующее;
  • составлять буквенные и числовые равенства;
  • решать логические задачи.

II. Устный счёт.

В выходной день дядя Фёдор отправился в деревню. По пути он дышал свежим воздухом и любовался растениями. (Звучит запись пения птиц).

- Сколько их? Сосчитайте. (хором).

- Сосчитайте обратно (хором).

- Сколько всего растение увидел дядя Фёдор? (10).

- На какие группы их можно разбить? (деревья и цветы).

- Сколько цветов? (5).

- Сколько деревьев? (5).

- Какой по счёту стоит берёза? (4).

- Покажите цифру 4 в числовом ряду.

- Назовите соседей числа 4.

- Назовите предыдущее число 4.

- Число 3 > или < 4?

- Как вы думаете, почему? (В числовом ряду число 3 стоит левее числа 4).

- Назовите последующее число 4.

- Число 5 > или < 4?

- Как вы думаете, почему?

- Что мы сейчас делали с дядей Фёдором?

  • считали до 10 и обратно;
  • находили соседей числа 4;
  • находили предыдущее и последующее число 4.

А сейчас проверим ваше внимание:

Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
(2).

- Два – это сколько? 2 (хором).

  • 1 и 1

А сейчас проверим ваше внимание:

Два жучка бежали в домик.
Им навстречу муравей.
Сколько будет насекомых?
Сосчитай-ка поскорей!
(3).

- Как получили число 3?

- Три – это сколько? 3 (хором).

  • 1 и 2
  • 2 и 1

И ещё раз проверим ваше внимание:

Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала
Сколько кошек вместе стало?
(4).

- Как получили число 4?

Давайте вспомним какими ещё способами можно получить число 4.

4 – это: 4 (хором).

  • 1 и 3
  • 2 и 2
  • 3 и 1

Что мы сейчас повторили? (состав чисел 2 – 4).

А дядя Фёдор и я остались довольны устным счётом в пределах 10, знанием состава чисел 2,3,4. Устный счёт поможет нам в дальнейшей работе на уроке.

III. Повторение и закрепление изученного.

- Ребята, а кто ещё жил с дядей Фёдором в деревне?

Под берёзой дядя Фёдор увидел Матроскина, который считал цветы.

(А почему он их только считал?)

- Сколько цветов увидел Матроскин?

- Как называются эти цветы?

- По какому признаку их можно разделить на группы? (по цвету).

- На какие группы мы их разобьем?

- Сколько синих? (3)

- Сколько розовых? (1).

Давайте синие обозначим буквой С, розовые буквой Р, все цветы – Ц.

Составим буквенные равенства:

  • С + Р = Ц
  • Р + С = Ц

- Как называются компоненты при сложении? (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма).

- Как они называются по-другому? (1 часть, 2 часть, целое).

- Какое свойство сложения мы применили? (перемещение).

- Расскажите его. (от перестановки слагаемых сумма не изменится)

- Как найти целое? (к 1 части + 2 часть)

- Как найти часть? (из целого – 2 часть)

  • Ц – Р = С
  • Ц – С = Р

- Что мы сейчас делали?

- А теперь заменим буквенные равенства числовыми.

- Дима, замени 1 буквенное равенство числовым.

- Прочитай.

- Прочитайте по-другому.

- Саша, замени 2 буквенное равенство числовым.

- Прочитай.

- Прочитайте по-другому.

- Настя, замени 3 буквенное равенство числовым.

- Прочитай.

- Прочитайте по-другому.

- Артём, замени 4 буквенное равенство числовым.

- Прочитай.

- Прочитайте по-другому.

- Сколько всего цветов? (4)

- Как вы думаете какова тема нашего урока? (Числа от 1 до 4).

- Как же получить число 4? 4 – это: 4 (хором).

  • 1 и 3
  • 2 и 2
  • 3 и 1

Физкультминутка

- С кем ещё дружил дядя Фёдор?

Дядя Фёдор пошёл дальше и увидел Шарика, который играл с цветочком.

Давайте вместе с ним сыграем в игру «Поставь цифры в порядке возрастания».

- Возрастание это как? (от меньшего к большему).

- Какое слово получилось?

- Прочитайте.

- Что оно обозначает? (растение).

- Встретил ли это растение дядя Фёдор?

- Саша, выйди и покажи его.

- Ромашка – лекарственное растение. Растет ли она в нашем крае?

- Какие ещё лекарственные растения растут у нас на Севере? (черника, брусника, иван-чай)

- Что лечит черника? (в чернике много витаминов, с её помощью лечат зрение)

- Молодцы, знаете растения нашего края!

Здоровье – высшая награда и его нужно беречь, особенно в условиях Севера. Мы сбережём зрение, если будем выполнять правила работы с книгой, которые изучили.

- Давайте выполним одно из них. Вова, напомни ребятам это правило.

Проверьте расстояние от глаз до учебника.

Физкультминутка для глаз. (2 упражнения).

IV. Работа с учебником.

- Сядьте правильно. Откройте учебник на стр. 35 № 5.

- Сейчас мы проверим ваше умение прибавлять и вычитать в пределах 4. Наташа решит эти примеры у доски, а вы самостоятельно в тетрадях.

(В это время провожу индивидуальную работу).

- Проверим выполненную работу «цепочкой».

(После каждого ответа спрашиваю у детей кто не согласен. Если все согласны, значит пример решён верно).

- Проверим все вместе как решила Наташа примеры.

За правильный ответ ставьте +.

- У кого все +? Вы, ребята, молодцы. Были очень внимательны.

- Какие задания мы выполняли по учебнику?

(Находили значения выражений).

- С какими числами решали примеры? (от 1 до 4).

- Как получить число 4? 4 –это:

  • 1 и 3
  • 2 и 2
  • 3 и 1

Физкультминутка.

Однажды почтальон Печкин принёс дяде Фёдору письма с советами как быть здоровым. Чтобы прочитать эти советы, вы должны с соседом по парте вспомнить и верно записать состав числа 4. (работа в парах).

- Проверим выполненную работу.4-это: (хором)1 и 3,2 и 2, 3 и 1.

- Какие советы даёт почтальон Печкин, чтобы быть здоровым?

  1. Играй на свежем воздухе.
  2. Выполняй утреннюю гимнастику.
  3. Употребляй полезную пищу.

Наконец, вечером, все герои собрались в красивом уютном домике пить чай.

- Из каких геометрических фигур состоит домик? (Квадрат, прямоугольник, овал, треугольник).

- Молодцы, знаете геометрические фигуры.

А наши герои пили чай и проверяли логическое мышление друг друга.

- Поможем им?

Из-за куста торчат 8 ушек. Там спрятались зайчата. Сколько их? (4).

Из гнезда выглядывают 4 клювика. Сколько там птенцов?

- Молодцы, помогли героям решить задачи, а тем самым проверили и своё логическое мышление

V. Подведение итога урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие вместе с героями повести Э.Успенского. Вам понравилось?

- Какие задания мы выполняли?

  • Считали до10 и обратно;
  • находили соседей числа;
  • составляли буквенные и числовые равенства;
  • решали задачи на внимание и логическое мышление;
  • повторяли состав чисел 2,3,4
  • решали примеры с изученными числами.

Оценка работы.

- Сегодня, ребята, вы работали отлично, были активны и внимательны.

(Конкретно назвать по именам).

VI. Домашнее задание

А дома выполните интересное творческое задание вместе с родителями: нарисуйте сказочный домик, в котором используйте геометрические фигуры.