Поспешим на бал

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель: развитие интереса учащихся к истории Царскосельского Лицея, к творчеству лицеистов, к стихосложению.

Задачи.

1. Познакомиться с историей Царскосельского Лицея, с личностями лицеистов. (А.С.Пушкина, И.И.Пущина, В.К.Кюхельбекера, А.Дельвига, Ф.Матюшкина)

2. Вовлечь учащихся в сочинение стихотворений.

3. Воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование: гравюры с изображениями фрагментов быта XIX века используются для украшения лестничных пролетов и маршей; портрет Александра I, портреты директоров Лицея (В.Ф.Малиновского, Е.А.Энгельгардта), портреты преподавателей Лицея (А.П.Куницына, Н.Ф.Кошанского, А.И.Галича и др.), лицеистов (А.С.Пушкина, В.К.Кюхельбекера, Ф.Матюшкина, М.Яковлева, В.Вольховского, И.Малиновского и др.) используются для украшения интерьера зала; костюмы для ведущих и участников мероприятия по моде XIX века; газета “Санкт-Петербургские ведомости”; книга; ваза с цветами; презентация; пожелания гостям.

Ход мероприятия

У входа на лестницу, ведущую в зал, где будет проходить мероприятие, гостей (команды) встречают юноши (в камзолах) и указывают, куда пройти. Стены лестничных пролетов украшены гравюрами с изображением фрагментов быта 19 века.

На втором этаже гостей встречают хозяин и хозяйка была (одеты в соответствии c модами 19 века) и предлагают пройти в зал и занять место.

В самом зале находятся девушки (в бальных платьях) и помогают гостям занять соответствующее место. Встречающие приветливы, гостеприимны, любезны.

Предварительный этап

Распорядитель бала (один из встречающих юношей) свою речь произносит торжественным голосом, в голосе звучит размеренность и неторопливость.

Распорядитель бала (выходит на сцену): Дорогие дамы и господа! (Пауза) Мы рады видеть вас на балу, посвященном юбилею Царскосельского Лицея! (Слайд 1. Презентация).

Как известно на балу гостей развлекали не только танцами, игрой в шарады и карты, но и домашними спектаклями. (Уходит)

Театральная сценка

Князь, княгиня. Княгиня читает книгу. Стремительно входит князь.

Князь: Княгиня, дорогая, добрый вечер! (Целует руку) Вы уже успели заглянуть в свежий номер Санкт-петербургских новостей?

Княгиня: Нет, не успела! (Захлопывает книг, внимательно смотрит на князя). А что привлекло Ваше внимание?

Князь (усаживается в кресло): В сегодняшнем номере есть интересное объявление… (достает сложенную газету, начинает читать): “в непродолжительном времени имеет быть прием воспитанников в императорский Царско-Сельский Лицей. Министр народного просвещения А.К.Разумовский должен представить лично императору 1 августа детей и документы об их возрасте, дворянском происхождении и удостоверения об отличной их нравственности”. Также в объявлении упоминается об испытаниях, которые будут проведены в доме министра в присутствии его и директора Лицея. (Откладывает газету).

Вот я и подумал, что Иван имеет прекрасную возможность поступить в императорский Лицей и обучаться в нем.

Княгиня (задумчиво): Наверное, нужно спросить самого Ивана.

Вместе уходят со сцены вправо. Выходит распорядитель бала. Торжественным голосом объявляет.

Распорядитель бала: Прошло шесть лет.

Уходит со сцены. Раздается бой часов. На сцене появляется княгиня, несет в руках цветы, ставит их в вазу. В комнату стремительно входит князь.

Князь: Душа моя! (Произносит радостным, торжественным голосом). Сегодня у нас праздник!

Княгиня: (размышляя) Праздник? Бал?! (Восторженным голосом) Обожаю балы!!!

Князь: (восторженным голосом) Бал! В честь Царскосельского лицея и лицеистов!!!

Княгиня: Тогда поспешим к нашим гостям! Поспешим на бал!!!

Князь берет княгиню под руку, остальные участники выходят на сцену, составляют пары и вслед за хозяевами исполняют полонез, затем спускаются в зал и занимают свои места. Следом за ними спускаются пары помощников и занимают свои места. В это время появляется заставка с названием мероприятия “Поспешим на бал”. (Слайд 2)

Князь: Первым танцем на балу был полонез или “польский танец”. Помните один поэт сказал о нем:

Дайте руку, пани, как опасно, 
Словно страсть, отлитая в железе, 
Вы идете нежно, тонко, властно 
В королевском танце – полонезе.

Княгиня: Первый этап нашей игры так и будет называться “Полонез – ходячий разговор”.

Появляется заставка “Полонез” - “ходячий разговор”. (Слайд 3)

Княгиня: Задание первого этапа потребует от команд знаний, связанных с лицейским бытом, со временами Лицея. На выполнение задания отводится 3 минуты. Об истечении отведенного времени вам сообщат звуки польки. (Включается звуковой сигнал)

(Слайд 4). Задание. Объясните значение приведенных ниже слов.

Дортуар  
Дядька  
Конторка  
Надзиратель  
Рекреация  

По истечении отведенного времени помощники собирают задания у команд и передают их

в жюри. Пока кавалеры и девушки поднимаются на сцену, командам демонстрируется слайд с правильными ответам (Слайд 5). Пока жюри подводит промежуточные итоги кавалеры и девушки исполняют вальс. Во время исполнения танца князь и княгиня ведут диалог.

Князь (произносит восторженно-мечтательно): Ах, этот вальс!!! Ведь он долгое время считался неприличным танцем и все по тому, что кавалер в танце обнимал свою спутницу за талию.

Княгиня (выразительно произносит строки):

Всех увлекает мелодия венского вальса,
Барышни в шёлковых платьях улыбки дарят,
Зал наполняет энергия старого танца,
Взгляды танцоров весёлым задором горят.

Князь: Вальс - второй бальный танец. Поэтому наш второй этап так и будет называться “Ах, этот вальс!”

Появляется заставка с названием этапа “Ах, этот вальс!” (Слайд 6).

Князь: Вам, дорогие гости, будут заданы вопросы о Лицее, лицейских преподавателях, лицеистах. Ваша задача правильно ответить на вопросы и свой ответ зафиксировать в бланке ответов. На этап отводится 5 минут. О завершении этапа будет свидетельствовать звуковой сигнал.

Вопросы:

(Слайд 7) 1. Какой лицейский преподаватель во время своих занятий любил говаривать, взяв в руки томик классики: “Теперь потреплем нашего старика”. (Александр Иванович Галич)

(Слайд 8) 2. От своих товарищей этот лицеист получил прозвища “Паяс”, “Комедиант”. После окончания Лицея он вёл протоколы лицейских сходок, проходивших у него в квартире, которую стали называть “лицейским подворьем”. (Михаил Яковлев)

(Слайд 9) 3. Что объединяет следующие названия: “Неопытное перо”, “Для удовольствия и пользы”, “Сверчок”, “Юные пловцы”? (Перечислены названия лицейских журналов)

(Слайд 10) 4. О каком лицеисте А.Илличевский написал слова, впоследствии ставшие пророческими: “Лучи славы его будут отсвечиваться в его товарищах”. (Александр Сергеевич Пушкин)

(Слайд 11) 5. Этот лицеист среди друзей имел разные прозвища: Султан – за полноту, Мусульманин – за леность. (Антон Дельвиг)

(Слайд 12) 6. Этот преподаватель не только давал прекрасные знания во французском языке и литературе, но и рассказывал о великих деятелях французского Просвещения и революции – Вольтере, Марате. (Давид Иванович де Будри)

(Слайд 13) 7. На гербе Лицея были изображены “принадлежности наук и словесности”: сова – символ мудрости, лира, свиток и венки – лавровый и дубовый. А какой девиз венчал лицейский герб? (“Для общей пользы”)

(Слайд 14) 8. О каком из лицеистов А.С.Пушкин писал:

Завидую тебе, питомец моря смелый,
Под сенью парусов и в бурях поседелый… (Федор Матюшкин)

(Слайд 15) 9. Об одном из своих преподавателей юный Пушкин написал довольно дерзкое послание:

Помилуй, трезвый Аристарх
Моих бахических посланий,
Не осуждай моих мечтаний
И чувства в ветреных стихах. (Николай Федорович Кошанский)

(Слайд 16) 10. О каком событии упоминает А.С.Пушкин в этом стихотворении:

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались,
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шёл мимо нас …(О войне 1812 года)

По истечении отведенного времени помощники собирают задания у команд и передают их

в жюри. Пока жюри подводит промежуточные итоги кавалеры и девушки поднимаются на сцену и исполняют мазурку. Во время танца княгиня произносит слова.

Княгиня: Дорогой князь! А помните строки, посвященные мазурке:

Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Трещал паркет под каблуком.

После танца жюри оглашает итоги первого конкурса.

Княгиня: А знаете, князь, кроме того, что я люблю танцевать, мне всегда на балу нравилось разгадывать шарады, играть в фанты, сочинять коротенькие стихотворения-буриме.

Князь: А помните, дорогая, Иван рассказывал историю о том, как однажды преподаватель да тему классного сочинения “Восход солнца”, и один из лицеистов ничего не мог придумать, кроме фразы: “Грядет с заката царь природы”, а Александр Пушкин, не задумываясь, тут же подсказал ему: “И изумленные народы

Не знают, что им предпринять –
Ложиться спать или вставать”!

Демонстрируется слайд с названием этапа “Мазурочная болтовня”. (Слайд 17)

Княгиня: Вот и нашим друзьям сейчас предстоит сочинить за 7 минут стихотворение, но не простое. А стихотворение-акростих, в котором первыми буквами строк станут буквы слова “СВОБОДА” (демонстрируется слайд 18 с этим словом).

По истечении отведенного времени помощники собирают задания у команд и передают их

в жюри. Секретарь жюри оглашает итоги второго этапа, а члены жюри подводят промежуточные итоги третьего этапа. Пока идет работа звучит музыка.

Княгиня: На балах собирались не только потанцевать, но и поиграть в карты. Вот и нашим командам предстоит ответить на вопросы тех уважаемых дам, которые удобно расположились за ломберным столиком.

Демонстрируется название этапа “Вопросы за ломберным столиком”. (Слайд 19)

Князь: Сейчас команды, на столиках которых находятся подсвечники, заглянут под ножку подсвечника и назовут три карты. А уважаемое жюри по очереди зачитает вопросы, которые скрывает каждая карта. На обдумывание ответа на вопрос у команды есть 1 минута, ответ вы должны зафиксировать в бланке и передать помощникам.

“Вопросы за ломберным столиком” (вопросы от жюри).

(Слайд 20) “Тройка”. В 21 явлении III действия комедии “Горе от ума” в разговоре Хлестовой с княгиней перечисляются такие учебные заведения: Лицей, Педагогический институт, Благородный пансион, Общество взаимных ланкастерских обучений. А какое отношение они имеют к Кюхельбекеру? (Вильгельм Кюхельбекер учился и преподавал в них)

(Слайд 21) “Семерка”. Что связывает Федора Матюшкина с ротмистром Минским и Петербургом? (Федор Матюшкин в течение 18 лет снимал комнату в Петербурге в Демутовом трактире)

(Слайд 22) “Пиковая дама”. С 1816 года лицеисты получили возможность свободно общаться с офицерами лейб-гвардии Гвардейского полка, квартировавшего в Софии – предместье Царского Села, и даже посещать их казармы. Однажды лицеист А.С.Пушкин, будучи в гостях у гусар, услышал от одного из них фразу, которую запомнил на всю жизнь: “Я не ношу перстней. Они напоминают рабство”. Кто произнес эти слова? (Петр Яковлевич Чаадаев)

“Туз”. В своих учебных лекциях Александр Петрович Куницын развивал идеи французских просветителей о “естественном праве”. А что скрывается за “естественным правом”? (Естественное право – право каждого человека на свободу и равенство)

После каждого вопроса команда сдаёт свой ответ помощникам, в конце этапа жюри подводит итоги. Пока жюри занято подведением результатов, командам демонстрируется слайд с правильными вариантами ответов. Жюри оглашает результаты перед последним конкурсом.

Княгиня: Впечатления от бала, признания в любви, пожелания и посвящения хозяевам бала гости оставляли в альбоме хозяйки бала.

Князь: Александр Пушкин написал в стихотворении “19 октября 1825 года” строки, которые можно считать посвящением Царскому Селу, Лицею:

(Выразительно читает наизусть) Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина
Отчество нам Царское Село.

Княгиня: И сейчас, дорогие гости, Вам предлагается познакомить собравшихся со своими стихотворениями-посвящениями Царскосельскому Лицею.

Демонстрируется слайд 23 с названием этапа “Стихи в альбом”. Команды по очереди (очередность определяется прибытием команд на бал) читают стихи собственного сочинения. Жюри оценивает стихотворения. После прочтения всех стихотворений жюри подводит итоги. В то время, пока жюри подводит итоги, помощницы выносят поднос, на котором лежат записки с пожеланиями.

Княгиня: Дамы и господа! Сейчас каждая команда получит записку с пожеланием. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.

Княгиня сама обходит гостей и предлагает им выбрать пожелание. А танцоры исполняют вальс. Жюри оценило выступление команд и оглашает победителей и призеров игры.

Приложение 1

Презентация

Список литературы

1. Волков Г.Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение. – М.: Мол.гвардия, 1989.

2. В поисках смысла/Сост.А.Е.Мачехин. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

3. Летопись жизни и творчества А.С.Пушкина: В 4 т. Т.1 (1799-1824)/Сост.М.А.Цявловский. –  М.:Слово/SLOVO, 1999.

4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и нравы русского дворянства (XVIII - начало XIX века). – СПБ. Искусство - СПБ, 1996.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. – М., Русский язык, 1990.

6. Пущин И.И. Записки о Пушкине. – М., Детгиз, 1956.

7. Руденская М.П., Руденская С.Д. Они учились с Пушкиным. – М.: Просвещение, 1987.

8. Слово о писателе – на урок. Часть I/Сост. Окулова Г.Е. – Оса: Росстани-на-Каме, 1995.

Интернет-ресурсы:

http://www.romance.ru/cgi-bin/index.cgi?page=34&item=72&sort=H1&pagenum=1

http://www.sunhome.ru/poetry/155198

http://www.pushkintut.ru/pushkin_evgeny_onegin.php?page=68