Дифференциация букв И-Ш

Разделы: Логопедия


Любой учитель первой ступени образования сталкивается в своей работе с рядом проблем. Одна из них – участившиеся случаи замен одной буквы на другую при письме и чтении. Особое место среди этого типа ошибок занимают буквы рукописного шрифта, имеющие кинетическое сходство (и-у, б-д, п-т, х-ж, л-м и др). Эта проблема волнует родителей, над ней активно работают логопеды школ, а я хочу обратить внимание на  некоторые упражнения, которые могут использовать не только логопеды, но и учителя начальной школы,  и родители для работы над дифференциацией букв (на примере букв и-ш).

Перечень включает в себя упражнения и задания для работы по различению букв разного шрифта в различных позициях и условиях, формирование пространственных функций, развитие фонематических процессов, расширение словарного запаса, а также развитие процессов, являющихся фундаментом письма и чтения.

1. Разминка:

1) Ориентирование в пространстве (достать правой рукой до левого уха, левой рукой постучать по левой коленке и т.п.; попрыгать на правой ноге, повернуться налево и т.п.;

2) На альбомном листе разложить геометрические фигуры, вырезанные детьми из цветной бумаги, в порядке, который указывает взрослый: красный круг положить в правый верхний угол, зеленый треугольник – в нижний правый, между ними положить желтый ромб, под ромб – синий овал и т.д.;

3) Назови:

  • какой день недели сегодня, какой будет послезавтра, какой был позавчера…
  • какое время года сейчас, какое было до него…
  • какой сейчас месяц, как называется третий месяц в году, четвертый…
  • название учебного заведения (школа), выдели первый звук;
  • первый летний месяц (июнь), выдели первый звук;

4) Продолжаем разминку, все ответы будут начинаться на выделенные ранее  звуки:

человек, изучающий рыб (ихтиолог); домашняя птица (индюк); картинка в книге  (иллюстрация); детское занятие (игра); камень зеленого цвета (изумруд); одежда (шарф); мебель (шкаф) и др.

2. Вспомнить на какие звуки начиналась ответы на последние вопросы разминки, обозначение этих звуков буквами найти в наборе карточек. В набор для данного занятия входят карточки с буквами и ш во всех вариантах написания (строчные, заглавные; печатные, рукописные). Разложить карточки на две группы, объяснить принцип распределения. Важно, чтобы дети понимали, что одни и те же буквы можно сгруппировать по-разному: в 1-й группе – карточки с буквой  и во всех вариантах написания, во 2-й группе – ш -; в 1-й группе - все печатные, во 2-й – все рукописные; в 1-й – все заглавные, во 2-й – все строчные;

3. Выложить буквы рукописного шрифта из разных материалов (на выбор): из бусин, из пуговиц, из счетных палочек, из крупы, при помощи шнурка, вылепить из пластилина; написать буквы точками (пунктирными линиями), затем обвести карандашом другого цвета.

4. Подчеркнуть в строке букву, которая задана в образце и стоит в ряду первой:

И   иИИШИшлиИЩиШНПИин
Ш  ИшШИшиИШиШмИиШшщ
и   ИиИииШшИшшшиииищши

а в следующей строке подчеркнуть рукописную букву и двумя чертами, а рукописную букву ш тремя чертами:

Иишишиишшиш ;

5. Заполнить таблицу по образцу. Совместно с ребенком сделать вывод о том, что такое обозначение появилось в таблице не случайно, а по количеству одинаковых в буквах элементов – наклонных линий. Задания № 5, 6, 7 рекомендуются, если подобные упражнения не выполнялись при дифференциации букв т-п  известными в логопедии приемами.

     и            //           ш                   
ш /// и  
ш   и  
и   ш  

6. С учетом опыта предыдущих заданий расшифруйте слова и запишите

иде /// ь
беж //  ///  ь
лет //  /// ь

– Что объединяет эти слова? (Обозначают действия предметов, во всех словах есть буква ш, все слова оканчиваются на -ь …)

7. Зашифровать  слова: жизнь (ж // знь), шесть (///есть), карандаш (каранда///) …

Организовать взаимопроверку в парах или группах (одна группа зашифровывает слова, другая – расшифровывает; затем группы меняются ролями);

8. Физминутка:

  • На полу разложены карточки с буквами. Нужно прыгнуть и оказаться над карточкой.  Придумать слово, в котором при написании встретится буква, над которой после прыжка оказался ребенок;
  • Рука слегка согнута в локте, в воздухе пишем буквы, следим за рукой глазами. Написать буквы надо в следующей последовательности: ишШИиш, запомнить. Записать данную строчку в тетрадь по памяти.

9. Работаем со словами, которые записаны на ленте рукописным шрифтом следующим образом:

шапкишарфшубкигалоши

  • исправить ошибки при помощи ножниц (отделить слова друг от друга);
  • определить лишнее слово, объяснить свой выбор;
  • записать  слова, которые стоят во множественном числе, разделить их на слоги;
  • к слову, которое стоит в единственном числе подобрать однокоренные, обозначить в них ударение;
  • составить предложение с одним из слов, проиллюстрировать предложение (возможны и другие варианты работы);

10. Работа с предложением.  Вставить пропущенные в словах буквы, объяснить значение пословицы:

С кн*гой поведе*ься – ума набере*ься.

11. Подведение итогов:

  • какое задание понравилось?
  • какое задание показалось трудным (почему)?
  • что общего и в чем отличие в написании букв, которые мы тренировались различать?