Образ войны в творчестве первых профессиональных композиторов Башкортостана

Разделы: Музыка


Тема урока: «Образ войны в творчестве первых профессиональных композиторов Башкортостана»

Тип урока: формирование новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с  музыкальным  искусством военного периода, с произведениями композиторов Башкортостана.

Задачи урока:

  • Формировать уважение к истории родной земли, к тем, кто защищал её свободу и независимость.
  • Развивать чувство патриотизма, гордости за достижения национальной культуры.
  • Способствовать  воспитанию у учащихся  культуры слушания.

Литература:

  • Музыка: Программа для 5-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. – Уфа: БИРО, 2006. Авторы-составители: Н. Г. Ямалетдинова, Р.Х.Хусаинова.
  • Материалы с сайта http://www.vatandash.ru/, http://www.mknprb.ru
  • Ахметова Г. «Соловей из долины Сакмара». Журнал  «Бельские просторы». – № 8, 2007 г.
  • Узиков Ю. «Мелодии сердца композитора Муртазина». Первая  интернет-газета Республики Башкортостан «Башвест».
  • История Башкортостана. Культурное строительство в годы войны. http://www.oktb-tower.narod.ru.
  • Нотная хрестоматия к программе «Музыка» для VI  класса. – Уфа: Китап, 2004.

Оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран, на доске написана тема урока и эпиграф. В ходе урока использован наглядный материал, представленный в виде иллюстрированной презентации (портреты первых башкирских композиторов, репродукции картин).

Музыкальный материал:

  • Видеопособие по музыке и культуре Башкортостана (DVD) «Композиторы Башкортостана. Выпуск № I (Рауф Муртазин, Хусаин Ахметов). Составители: Хусаинова Р. Х. и Ямалетдинова Н. Г.
  • Учебное пособие «Шаймуратов генерал». – Уфа: МО РБ
  • «Этот день Победы» слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова
  • "Шаймуратов генерал" муз. Загира Исмагилова, сл. Кадыра  Даяна.
  • «Песня   батыров», сл. К. Наджми, муз. З. Исмагилова
  • Симфония № 7 «Ленинградская» Д. Шостаковича
  • «Праздничная  симфониетта» Р. Муртазина
  • Симфония № 7 Р. Муртазина

Зрительный ряд: А. Храмов.  «Генерал Шаймуратов», Ю. Непринцев. «Отдых после боя», П. Кривоногов. «Победа», А. Обухов. «В блокаду», А. Лактионов. «Письмо с фронта».

Запись на доске: «Образ войны в творчестве первых профессиональных композиторов Башкортостана»

Эпиграф к уроку: «Был музыкант в строю солдатском»

ХОД УРОКА

Музыка на вход: «Этот день Победы» слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова.

1.   Организационный момент

– Ребята, в этом году вся наша страна, весь мир будут отмечать великий праздник. Как называется этот праздник? (Ответы детей)
– Когда началась Великая Отечественная война? Когда закончилась? (Ответы детей).

II. Основная часть. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя  (введение в тему урока)

– Нас сегодня встретила знакомая для всех песня, и, без сомненья, вы  узнали её. (Ответы детей.)
– Да, прозвучала песня  «Этот день Победы», которую написал композитор Д. Тухманов  на стихи поэта В. Г. Харитонова,  ветерана Великой Отечественной войны.
(На экране слайд № 1 – П. Кривоногов. «Победа»)
– А в каком исполнении она звучала? Назовите, пожалуйста, имя певца (ответы детей)
– Она прозвучала в исполнении   Льва  Лещенко, народного артиста  России. 
– Что вы почувствовали, слушая эту музыку? (Ответы детей.)
– «Этот День Победы порохом пропах. Это праздник с сединою на висках, это радость со слезами на глазах…» — именно эта песня как нельзя лучше выражает то смешение чувств и эмоций, которые испытывает каждый из нас в канун празднования годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
–  Ребята, что значит для вас 9 мая? (Ответы детей)
День 9 мая вошел незабываемой страницей в историю человечестваВ этот день мы вспоминаем всех, благодаря кому была завоевана победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Прошло уже  65 лет, но события военного времени не забыты – они живы в воспоминаниях ветеранов, запечатлены на страницах книг,  в музыке, в  живописи. Память о трагических днях передается из поколения в поколение, и мы должны её сохранить.
– В этот день преображается и наш город Салават. И не только от блеска и звона многочисленных орденов и медалей на груди ветеранов, но и от удивительной доброй ауры, улыбок и праздничного настроения.  Как же их мало осталось  участников Великой Отечественной войны!

«Прощаемся с ними всё чаще.
Всё меньше для тех, кто в живых,
Чеканят медалей звенящих
На память о днях фронтовых».

– Победа над фашисткой Германией была достигнута усилиями всех народов Советского Союза. Свой достойный вклад в Великую Победу внёс  и многонациональный народ Башкортостана. Более трехсот тысяч воинов или каждый второй призванный из  Башкортостана  пал смертью храбрых, защищая нашу Родину.
Не остались в стороне от общего дела защиты Родины и наши земляки.  Отважно и упорно сражались наши земляки на фронтах Великой Отечественной, не щадя своих жизней.
– События военных лет нашли отражение в музыкальных произведениях. Тема нашего урока «Образ войны в творчестве первых профессиональных композиторов Башкортостана»
Запишите тему урока и эпиграф (работа в тетрадях).
– Как уже вы догадались, сегодня  мы поговорим о  музыкальном   искусстве военного периода,  познакомимся с произведениями композиторов Башкортостана.

2.  Слово учителя о песнях военных лет.

– В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Военный период был одним из самых плодотворных в истории советской музыки. В эти годы композиторы создали множество выдающихся произведений, полных веры в победу справедливого дела. Среди них были и крупные симфонические произведения, и кантатно-ораториальные, и камерные, и оперы, и, конечно, в первую очередь песни.
Боевая песня и марш шагали всю войну рядом с солдатами, поднимая их на героические подвиги. А теплая, задушевная песня украшала досуг в часы затишья между боями, сближала воинов. С первых же дней войны песня стала истинно народным искусством, голосом героической души народа. (На экране слайд № 2 –  Ю. Непринцев. «Отдых после боя»)
– Тяжёлое было время. Но сколько прекрасных песен породило оно. В дни войны стали крылатыми слова  из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского:

«Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне.
После боя сердце просит
Музыки вдвойне».

– Много новых песен, проникнутых глубоким патриотизмом, написали в период войны композиторы Башкирии.
– Каких композиторов Башкортостана вы знаете?  Взгляните на их портреты и вспомните их имена:

  • Раиф Лутфуллович Габитов (1913-1943)
  • Рауф Ахметович Муртазин (1910-1994)
  • Тагир Шакирович Каримов (1912-1978)
  • Фарид Загидуллович Яруллин (1914-1943)
  • Халик Шакирович Заимов (1914-1977)
  • Хусаин Файзуллович Ахметов (1914-1993)
  • Хабибулла Калимуллович Ибрагимов (1894-1959)
  • Загир Гарипович Исмагилов (1917-2003)

(Видеоряд: мультимедийная презентация " Первые профессиональные композиторы Башкортостана)

– Средствами музыки  композиторы прославляли мужество и героизм советских людей в его справедливой войне с фашизмом.
– Какие самые популярные  песни башкирских композиторов  военных лет вы  знаете?
– Это  песни "Родину не отдадим", "Походная песня" X. Ибрагимова, "Шаймуратов-генерал", "Сынам Родины", "Байгужа" 3. Исмагилова, "Башкирские батыры" X. Ахметова и другие. Были выпущены два песенных сборника «Башкирские композиторы Красной армии».
– В эти же годы в тесном содружестве башкирских композиторов с композиторами других национальностей был создан и ряд крупных музыкальных произведений, вошедших в золотой фонд национального башкирского искусства. Это оперы "Акбузат" X. Заимова и А. Спадавеккиа, "Ай-хылу" М. Валеева и Н. Пейко, "За Родину" X. Ибрагимова и Позицкого, балет "Журавлиная песнь" Л. Степанова.

3. Вступительное слово учителя о  Т. Каримове

«Где впервые услышать пришлось
Мне мелодии, близкие сердцу?
Может быть, с их звучаньем слилось
Воедино далекое детство...
Иль в недавнем жестоком бою
Я солдатом впервые их встретил,
И упорство, и силу мою
Отражали мелодии эти?»

– Эти строки из стихотворения Хакима Гиляжева «Родные напевы» посвящены композитору Тагиру Каримову (портрет Т. Каримова). В годы войны им написано около 10 песен. Это «Песня о боевом друге» (1941 г.),  «Сирень» (1941 г.), «Подарок» (1941 г.), «Цветочница Анюта» (1941 г.), «Гульямал» (1942 г.), «Давай, кума, попляши» (1942 г.), вальс «Уральская ночь» (1943 г.), «Ишимбай» (1944 г.).
В годы войны очень популярной была песня «Любимый Гульсиры». (Слайд № 3. А. Лактионов. «Письмо с фронта»). Ее пели и те, кто был разлучен войной с любимым человеком. Слова песни написаны поэтом Кадыром Даяном. Песня вошла в золотой фонд песенной культуры башкирского народа.

4. Беседа  о песне «Шаймуратов-генерал»

– А теперь послушайте песню, внимательно вслушиваясь в слова. И постарайтесь ответить,   о ком написана песня? Какой жанр использован  для создания музыкального образа? (Марш.)
(Слушание песни "Шаймуратов генерал" муз. Загира Исмагилова, сл. Кадыра Даяна).
– В  башкирской  песне  "Шаймуратов-генерал» воспет командир 112-й Башкирской кавалерийской дивизии генерал-майора Минигали Шаймуратов. В Республике Башкортостан Шаймуратов считается народным героем. Песня была впервые исполнена солистом Башкирского государственного театра оперы и балета Габдурахманом Хабибуллиным в марте 1942 года.
– Скажите, ребята, каким вы его представляете? (дети составляют его словесный портрет). 

(Затем появляется на экране слайд № 4 – А. Храмов.  «Генерал Шаймуратов». Просмотр фрагмента документального фильма из трилогии «Рождённые для славы»: «Шаймуратов генерал» – учебное  видеопособие,  кассета № 4)

– А теперь, ребята, прозвучит ещё одна песня в классе, но уже  в вашем исполнении.
– Споём   песню  о наших батырах

(«Песня   батыров», сл. К. Наджми, муз. З. Исмагилова.  Хрестоматия к программе по музыке для 6 класса общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Составители: Н. Г. Ямалетдинова, P. X. Хусаинова, 2004 г.)

– Текст песни разложен на ваших столах, прочтите его, пожалуйста, про себя.
– Все готовы. Постарайтесь передать в исполнении песни  чувства, заложенные  композитором Закиром Исмагиловым.  (Исполнение.)
– Спасибо, ребята! Песня прозвучала очень хорошо.

5. Слово учителя о Р.А. Муртазине

– В год 65-летия Великой Победы нельзя не вспомнить ещё об одном участнике Великой Отечественной войны — талантливом музыканте, композиторе, основоположнике башкирской профессиональной симфонической музыки Рауфе Ахметовиче Муртазине (портрет Р. Муртазина)
– Произведение, фрагмент которого мы сейчас с вами прослушаем, было, первым в этом жанре, не только в творчестве выдающегося композитора Рауфа Ахметовича Муртазина, но и во все инструментальной музыке Башкирии.
– Постарайтесь определить жанр этого произведения и вслушайтесь в музыку.

(Звучит фрагмент – “Симфония № 7»  из  учебного фильма «Окно, распахнутое в весну» В. Юмагуловой и А. Валеевой. –  Видеопособие  по музыке и культуре Башкортостана (DVD) «Композиторы Башкортостана. Выпуск № I (Рауф Муртазин,). Составители: Хусаинова Р. Х. и Ямалетдинова Н. Г.)

– Как вы думаете, откуда этот фрагмент – из симфонии, кантаты, оперы? (Симфонии).
– Это симфония № 7  «К 40-летию Великой Победы»   Р. Муртазина.  Она была написана в 1987 году, когда автору было 75 лет. Бывший фронтовик,  он посвятил её Победе своего народа, одной из самых страшных войн XX века.
–  Война вошла не только в песню, но и в симфонию.
–  Давайте вспомни,  что  такое симфония? Что означает этот термин (ответы).
– Какой образ воплощён в музыке? (Образ Родины)
– Сейчас прослушаем ещё один фрагмент симфонии, которую по силе духа можно поставить в ряд лучших произведений эпохи Великой Отечественной войны.  Попробуем дать характеристику музыке с помощью ваших словарей эмоций (работа по словарю)

(Звучит  музыка советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – фрагмент симфонии № 7 «Ленинградская»)

Узнали ли вы знакомые интонации? Откуда они? Что же вы услышали в этой симфонии? (Ответы детей)
– Назовите это произведение и автора? (Седьмая симфония «Ленинградская» Дмитрия Шостаковича).  (На экране слад № 5 – А. Обухов. «В  блокаду»)
–  Молодцы! "Седьмая симфония" известная больше под названием «Ленинградская».Дмитрия Шостаковича (портрет Д. Шостаковича)
– Мы познакомились с симфонией № 7 Р.А. Муртазина и Симфонией №7 Дмитрия Шостаковича. Что их роднит? (Обе симфонии – Симфония №7 «Ленинградская» и симфония № 7 к 40-летию Великой Победы» композиторы посвятили событиям Великой Отечественной войны)

6. Слово учителя о Х.Ф. Ахметове

– А сейчас – несколько слов о композиторе Хусаине Файзулловиче Ахметове (портрет Х. Ахметова)
– С началом Великой Отечественной Войны Хусаин Ахметов, как и многие студийцы, записался добровольцем на фронт. Его как снайпера зачислили в истребительный батальон Краснопресненского района Москвы. Но к третьему месяцу службы у композитора обострилась болезнь легких и его демобилизовали.
В ноябре 1941 года Ахметов приезжает в Уфу и устраивается работать музыкальным редактором на радио. С 1944 года продолжаются занятия в башкирской национальной студии. Уроки по композиции теперь ведет московский композитор Николай Карпович Чемберджи. Под его руководством Ахметов создает обработки народных песен, песни «Весенняя заря» и «Подарок герою», баллады «Священная война», «Черный воин и молодой охотник» на слова Б. Бикбая. Они положили начало созданию цикла баллад, посвященных событиям и героям Великой Отечественной Войны. Большим творческим достижением явился цикл из 17 вокальных баллад о событиях и героях Великой Отечественной войны.
– Послушайте  воспоминания об этом периоде жизни из уст самого композитора.

(Просмотр фрагмента учебного фильма о творчестве Х. Ахметова –  Видеопособие  по музыке и культуре Башкортостана (DVD) « Композиторы Башкортостана. Выпуск № I  Составители: Хусаинова Р. Х. и Ямалетдинова Н. Г.)

III. Заключение

1. Итог

– Вот на этой ноте и хотелось бы завершить наш урок, посвященный Дню Победы.  Это часть нашей истории, нашей культуры. Мы  упомянули только о небольшой части огромного пласта  музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны. Но и на этом небольшом примере мы видим огромное значение музыки  в деле патриотического воспитания, поддержания морального духа и веры в победу бойцов нашей армии и гражданского населения страны.
Сегодня на уроке звучала музыка первых профессиональных композиторов Башкортостана.
– С какими композиторами мы сегодня познакомились?
– Какие произведения мы прослушали сегодня на уроке?
– Давайте вспомним, к каким жанрам обращались башкирские композиторы в своём творчестве?
– О чём нам рассказали композиторы в своих произведениях? Назовите эти произведения.
– Музыка башкирских композиторов прозвучала очень правдиво! Мы продолжим разговор о  композиторах, жизненный путь которых мы прослеживаем постоянно  на наших уроках.

2. Домашнее задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве башкирских композиторов (по выбору)

Выход из класса по музыку «Праздничная симфониетта» Р. Муртазина.