Конспект комплексного занятия по сказке "Гуси-лебеди" для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Коррекционно-образовательные: совершенствовать грамматический строй речи: образование имен существительных с помощью суффиксов -иньк, - еньк, -очк, -ечк.
  2. Коррекционно-развивающие:
  • развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, конструктивного праксиса.
  • совершенствовать навык звукового анализа и синтеза.
  • развивать логическое мышление.
  1. Коррекционно-воспитательные:- формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии.

Оборудование: изображение избушки для звукового анализа, карточки-ребусы (сом, щука, карась, плотва, лещ, налим), куски ткани, силуэты рыб, поролоновые кочки, мобильное дерево, изображения одежды, дом Бабы-Яги, кукла Иванушка.

Предварительная работа: разучивание поговорок о дружбе, разучивание песни «Бабка - Ёжка» Т.Морозова.

Ход занятия

Логопед: Сегодня, мы с вами отправимся в сказку. Кто-то стучится.

Ребенок: Здравствуйте, меня зовут Алёнушка, гуси-лебеди унесли моего братца Иванушку к Бабе-яге, помогите мне отыскать братца.

- Поможем, Алёнушке? (Да)

- Только сначала нужно познакомиться.

Нужно назвать свое имя и затем назвать его ласково (Дима – Димочка, Лёня – Лёнечка)

- Познакомились, а теперь пора собираться в путь.

- Что бы найти дорогу, нужен план-карта.

Садитесь за столы, найдите на листке красную точку, от нее вправо 2 клетки, 3 клетки наверх, 1 влево. Что изображено? (Печка) Сначала нам нужно дойти до печки. Найдите синюю точку, от нее 4 клетки влево, 2 вверх,1 вправо. Что изображено? (Речка) Значит дальше нужно дойти до речки. Найдите зеленую точку, от нее 3клетки вверх, 3 вправо, 1 вверх. Что нарисовано? (Яблоня). Дальше пойдем до яблони. Найдите черную точку, от нее 3клетки влево, 4 наверх, 2 влево. Что нарисовано? (Избушка на курьих ножках).

(Выполняют задания на листе.)

- Теперь у нас есть план, и мы можем отправляться в путь.

Координация речи с движением.

Мы шагаем друг за другом, лесом и осенним лугом,
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают,
Тишина стоит вокруг, вышли с вами мы на луг….

(Декорация печки.)

- Что это стоит на лугу? Печка.

- Печка, подскажи, куда гуси-лебеди унесли Иванушку? Молчит, печка. Слышу, шепчет печка, что приготовила нам задание. А вот и конверт с заданием, а в нем загадка.

- Где живет старушка злая,
Может где-нибудь в сарае,
Не в сарае, не в кадушке,
А в густом лесу в ….(избушке).

Правильно.

- Посмотрите, что здесь нарисовано? (избушка)

Нужно выполнить звуковой анализ слова избушка. Давайте вспомним, как это делается? Если звук гласный, каким цветом мы его отметим? (красным). А если согласный твердый? (синим), а согласный мягкий (зеленым).

Дети выполняют звуковой анализ слова. Молодцы.

Печка мне нашептала, что Гуси-лебеди полетели к реке.

Координация речи с движением.

Мы шагаем друг за другом, лесом и осенним лугом,
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают
Тишина стоит вокруг, снова вышли мы на луг…

(Шум реки, декорация речки с кочками)

- Прислушайтесь, что слышно? Где-то течет речка, но ее не видно. Она вся заросла кочками и камышами. Давайте, поможем речке, очистим ее от кочек. Но кочки не простые, каждая кочка – ребус. Давайте вспомним, как отгадывать ребусы? (вместе разгадывают ребус «Речка»)

- А теперь, возьмите по одной кочке и разгадайте свой ребус.

(Ребусы: сом, щука, карась, плотва, лещ, налим).

- Как одним словом назвать все эти слова? (Рыбы) Молодцы. Мы очистили речку от кочек. Но все ровно, плохо слышно, как журчит вода. Я вам раздам по кусочку речки, вы выпустите туда рыбок, и мы выложим новую речку. (к лоскуткам ткани пристегивают рыбок, выкладывают речку).

- Слышу, как речка благодарна, что мы ее освободили от кочек, и говорит, что гуси лебеди полетели к яблоньке.

- Перепрыгивайте, через речку, пойдем к яблоньке.

- Как у наших, у ворот,
Чудо-яблонька растет,
А на ветках кофты, брюки,
Подставляйте дети руки,
Ну-ка, срочно, дай ответ,
Так бывает или нет?

Упражнение «Есть – нет».

Поможем яблоньке убрать вещи и она нам покажет дорогу.

(Сапоги – нет сапог, майка – нет майки, брюки – нет брюк, платье – нет платья, свитер – нет свитера, шапка – нет шапки.)

- Молодцы, справились. На яблоньке записка, в ней написано, что гуси-лебеди полетели к дому Бабы - Яги.

Вот и нашли мы дом Бабы-Яги. Иванушка, ты здесь?

- Кто здесь кричит? Что за шум?

- Отдай нам Баба-Яга Иванушку.

- Если вы мне назовете пословицы о дружбе, отдам.

- Сам погибай, а товарища выручай.

- Старый друг – лучше новых двух.

- Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

- Друзья познаются в беде.

- Будите друг за друга держаться – можете ничего не бояться.

- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

- Нет друга - ищи, а нашел – береги.

- Сам погибай, товарища выручай.

Баба-Яга отдает Иванушку (игрушку).

Песня «Бабка – Ёжка» Т.Морозова.

(Баба-Яга приглашает всех в гости).