Родительское собрание "Влияние средств массовой информации на формирование духовно-нравственных ценностей молодежи"

Разделы: Работа с родителями


Задачи: обратить внимание родителей учащихся-подростков на значимость проблемы нравственного воспитания детей в семье; формировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств подростка, их приоритетности в жизни каждого человека.

Повысить правовую культуру старшеклассников, формировать нравственно-правовую ответственность за свои поступки, чувство причастности к мировому правовому сообществу.

Обсудить с родителями и учащимися проблему влияния средств массовой коммуникации на формирование духовно нравственных ценностей молодежи”

Форма проведения: Дискуссионно-ситуативный практикум.

Классный руководитель.

Здравствуйте, дорогие мамы и папы!

На нашем родительском собрании присутствуют гости и наши ребята, которых я также хочу поприветствовать.

На наше собрание приглашены социальный педагог школы Татаренко Василий Николаевич и заместитель директора школы по информатизации системы образования в школе Соколова Аксана Васильевна.

А наше занятие я начну с такой притчи.

Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: “Почему не доложили, что сын уже вырос?”

Презентация. Слайд 1. (Фото ребят)

Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом – плачет и смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы.

Это будущее – наши дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас.

Завтра положение изменится кардинально. Наши дети взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем им узнать, что такое хорошо и что такое плохо, если мы дадим нашим детям примеры доброты и порядочности, человеколюбия и милосердия.

Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие жизненные ценности накопили наши ребята за годы своей жизни, и что влияет на нравственное развитие наших детей.

Социальный педагог нашей школы проведет не только с родителями, но и с детьми небольшой тренинг.

Соц. педагог.

Я предлагаю вам набор ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Затем мы посмотрим, какие жизненные ценности ставят на первое место родители, а какие дети.

Презентация. Слайд 2.

Список. А (ценности – цели)

– здоровье (физическое и психическое);
– интересная работа;
– наличие хороших и верных друзей;
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
– счастливая семейная жизнь;
– общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
– любыми средствами достигать поставленной цели.

Список. Б (ценности – средства)

– высокие запросы;
– исполнительность;
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
– непримиримость к недостаткам в себе и других;
– нетерпимость к взглядам и мнениям других;
– образованность;
– воспитанность (хорошие манеры);
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).

Подводим итоги.

Вопрос к ученикам. Какова роль взрослых в формировании ваших духовных ценностей?

Ответы учеников.

Социальный педагог. Хорошо, что вы правильно оцениваете роль родителей в своей жизни, но в своей анкете “Кто мне помогает строить отношения с людьми” вы показали такие результаты:

Презентация. Слайд 3

6 человек на первое место поставили родителей, 7 человек друзей, 1 человек учителей. Получается, что на практике вы предпочитаете пользоваться не родительскими советами, а советами друзей.

Социальный педагог. Я хочу познакомить родителей с результатами ещё одной анкеты “Как я провожу свое свободное время” и проанализировать эти результаты.

Презентация. Слайд 4

– смотрят телевизор 14 человек;
– читают 6 человек;
– занимаются спортом 4 человека;
– разговаривают по телефону 12 человек;
– слушают музыку 5 человек.

Классный руководитель. Мы видим, что большинство ребят проводит время, не беседуя с родителями, а за телевизором.

Уважаемые взрослые, давайте поговорим о роли телевидения в формировании духовных ценностей детей и подростков.

Проблемное обсуждение

Какая из представленных ниже точек зрения кажется вам более убедительной? Какие аргументы вы могли бы привести?

Презентация. Слайд 5

  • Точка зрения – “Телевидение – это демократия во всей ее неприглядности”.
  • Точка зрения – “Телевидение – первая подлинно демократическая культура – первая культура, доступная каждому и управляемая тем, что хотят люди”.

Возможные аргументы:

Демократический характер телевидения проявляется в:

  • широкой доступности;
  • ориентации на вкусы и запросы большинства'
  • изучении аудитории с помощью опросов, рейтингов телепередач и т. п.'
  • отсутствии цензуры, свободе слова.

Негативные стороны демократичности телевидения:

  • слабый учет интересов отдельных групп аудитории (пожилых людей, молодежи, представителей этнических и религиозны меньшинств)
  • засилье низкого вкуса
  • преобладание развлекательных передач
  • обилие рекламы.

Вопрос. Как, по-вашему, влияет телевидение на формирование жизненных ценностей подростков?

Классный руководитель. Телевидение относится к средствам массовой информации.

Презентация. Слайд 6

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.
Их главная отличительная черта – публичность, т. е. неограниченный круг потребителей;
К СМИ относятся:

  • пресса,
  • массовые справочники,
  • радио,
  • телевидение,
  • кино– и звукозапись, видеозапись.

В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).

Если попробовать создать портрет современного подростка, как он будет выглядеть? Наверное, он будет погруженный в виртуальный мир компьютера или увлеченный SMSками мобильного телефона?

Вопрос родителям. Какую функцию выполняет мобильный телефон вашего ребенка.

Вопрос детям. Помимо основной своей функции, какую дополнительную ещё функцию выполняет телефон?

(Виртуальное общение, дополнительная информация).

Презентация. Слайд 7

Средства массовой коммуникации становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением. Что даст этот мощный поток информации нашим детям и как изменит формирование важнейших жизненных ценностей?

В последние годы самый мощный и никем не контролируемый поток информации поступает к нам через Интернет.

Учитель информатики расскажет нам о вреде и пользе мировой паутины.

Выступление с родителями зам. директора по информатизации системы образования школы Соколовой А.В.

В конце своего выступления А.В.Соколова раздает родителям памятку для родителей по использованию компьютера ребенком. (Приложение)

Классный руководитель. В 27 декабря 1991 году был принят Закон о средствах информации. Я познакомлю вас с некоторыми статьями этого закона. Давайте посмотрим, может ли он защитить наших детей от ненужной информации.

Презентация. Слайды 8-11

Закон о средствах информации.

27 декабря 1991 года

Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями. Статья 38. Право на получение информации

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Статья 3. Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, – не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, – не допускаются.

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.
Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается использование в теле-, видео-программах кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ…

Статья 37. Эротические издания

Под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, для целей настоящего Закона понимается периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.

Распространение выпусков специализированных радио– и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией.

Розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.

Анализ статей.

Посмотрите на эти кадры и скажите, чем стали средства массовой коммуникации для этих молодых людей – добрым или злым, развивающим или подавляющим началом?

Презентация. Слайд 12.

Соц. педагог.

Наши социологи не могут ответить на этот вопрос, потому, что подростки не часто становятся центральными фигурами социологических опросов и журналистских исследований, поскольку работа с детьми и подростками трудоемка и требует специальных навыков. В результате развитие средств массовой коммуникации, обращенных к молодому поколению, стало стихийным и неоднозначным процессом. При этом молодые люди остаются не информированными в полной мере по основным социальным темам, например, СПИД, наркотики, права детей и подростков. Анализ результатов исследований, которые ставили задачу определить значимость для подростков информации о правах молодежи, наркотиках и оценить эффективность каналов коммуникации, обеспечивающих подростков соответствующими сведениями, позволил сделать следующие выводы:

Презентация. Слайд 13

1. Информация о правах детей, здоровом образе жизни не воспринимается большинством подростков как важная и актуальная; родители, учителя, журналисты не смогли убедить большинство подростков в необходимости заботиться о здоровье; многие взрослые не владеют соответствующей информацией в необходимом объеме; подавляющее большинство не умеет разговаривать с детьми и подростками на деликатные темы и ответы на свои вопросы дети находят в средствах массовой информации сомнительного содержания.

2. Развитие средств массовой коммуникации, обращенных к молодому поколению, стало стихийным, неоднозначным и неуправляемым процессом.

Презентация. Слайд 14

Вопрос? Как мы, взрослые можем помочь нашим детям в этой ситуации.

Обсуждение (Своё мнение высказывают и родители и дети)

Презентация. Слайд 15

Примерный вывод.

  1. Обеспечить подростков объективной, достоверной информацией по социальным проблемам.
  2. Дать подросткам возможность получить квалифицированную помощь специалистов.
  3. Содержание предлагаемых вниманию подростков и их родителей материалов нужно разрабатывать при непосредственном участии специалистов в соответствующих областях, активно привлекая к этой работе подростков.
  4. Широко использовать не только публицистические, но и привлекательные для подростков художественные формы подачи материала.
  5. Следует научиться вводить информацию о здоровом образе жизни непосредственно в среду подростков.

Классный руководитель. Нашу встречу я хочу закончить словами Святейшего Патриарха Московского и. Всея Руси Алексия II .

Презентация. Слайд 16

“Пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно, сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, если не найдем новые действенные подходы к воспитанию, мы можем потерять страну”.