Моделирование плечевого изделия. Основной прием – перенос нагрудной вытачки

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Урок для учащихся  8 класса (рассчитан на два спаренных урока по 40 минут).

Практическая часть:

1) Выполнение различных вариантов переноса нагрудной вытачки.
2) Нахождение соответствия: по имеющимся эскизам подобрать чертежи с соответствующими линиями проведения моделирования.
3) Творческое задание: пользуясь имеющимся условным изображением женской фигуры нарисовать на её основе эскиз платья для выпускного.

Тип урока: комбинированный.

Задачи и цели урока:

  • Обучения: формировать знания о возможностях технического моделирования, основанного на художественном эскизировании; формировать знания об основном способе моделирования плечевого изделия путём переноса нагрудной вытачки; об приоритетных вариантах моделирования в разное время; об основных понятиях, связанных с рассматриваемой темой.
  • Воспитания: воспитывать аккуратность, самостоятельность, сознательное отношение к соблюдению санитарно-гигиенических правил и правил организации рабочего места, уважение к профессиям модельера, конструктора, портного, закройщика и швеи (элементы профориентации).
  • Развития: развивать способность анализировать, сравнивать; наглядно-образное мышление и пространственное воображение; развитие творческих способностей; эстетический вкус; умение использовать полученные знания на практике.

Средства обучения:

  • ТСО: компьютер, проектор, экран.
  • Наглядные: презентационный видеоряд.
  • Раздаточные материалы: лекала основы полочки плечевого изделия из цветной бумаги в М1:4, подготовленные рабочие листы для выполнения практических работ; Карты проверки (взаимоконтроля).
  • Используемые инструменты и материалы: ручка шариковая синяя; ручка шариковая зелёная; линейка закройщика; простой карандаш; ластик; цветные карандаши или фломастеры; ножницы; клей и лист для работы с клеем.

Межпредметные связи на уроке: история, мировая художественная культура, изобразительное искусство, информатика, черчение.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Проверка организации рабочего места.
3. Сообщение темы урока.

(Слайд 1)

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа.

(Слайд 2)

На протяжении нескольких лет мы учимся изготавливать основные предметы женской одежды. Практически все они, при должном дополнении, могут составить костюм.

1. Давайте вспомним, что же такое костюм? (см. тетрадь за 7 класс: Костюм – это  совокупность  предметов, формирующих  облик  человека: одежда, обувь,  головной убор,  украшения. – Козлова Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды., стр.38).

(Слайд 3)

2. Важная составляющая костюма – одежда (это совокупность предметов, которые облегают тело человека). Она делится на две группы: поясную и плечевую.  Распределите перечисленные виды одежды по группам: платье, сарафан, пальто, легинсы, плащ, туника, халат, юбка,  жилет, брюки,  шорты, юбка-брюки, рубашка, джинсы.

(Слайд 4)

3. Для построения чертежа любого швейного изделия необходимо снять мерки. Назовите их полное название и опишите последовательность их снятия.
Сш, СгII, Шп, Ст, Сб, Оп, Дтп, Дтс, Впк, Шг, Шс, Вг.

4. Какие из этих мерок записываются в половину величины и почему?

III. Формирование знаний и умений.

(Слайд 5)

Постановка задачи перед классом.

Формировать умения по выполнению моделирования плечевого изделия – переносу нагрудной вытачки. Научить определять по внешнему виду модели, куда перенесены вытачки.  

Объяснение нового материала.

1.  На протяжении нескольких лет мы занимаемся изучением одежды, знакомимся с историей костюма, способами моделирования (Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Модель – образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами. – Технология: Учебник для учащихся 5 класса. Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004, стр.48.).
Наиболее сложные варианты моделирования мы выполняли с вами, когда видоизменяли основу прямой юбки.
Сегодня мы продолжим учиться моделировать. Теперь – основу платья.
На протяжении столетий так сложилось, что все наиболее интересные варианты изменения женского костюма были представлены не на спине, а спереди. Это вполне понятно.

(Слайд 6)

При этом главным средством видоизменения являлось изменение места расположения нагрудной вытачки (которая не только является техническое средство получения из плоского материала объемной формы, но и служит художественно – декоративным средством придания внешнего своеобразия моделям одежды).

(Слайд 7)

Так, изделие, сшитое по основе чертежа, сделанного нами по вашим меркам на предыдущих уроках будет выглядеть так:… На основе имеющегося чертежа я представила и нарисовала эскиз готового платья. В сшитом виде оно будет выглядеть так.  

(Слайд 8)

Однако нужно запомнить, что, обычно, последовательность моделирования иная.

  • Сначала создаются эскизы одежды (рисунки), над которыми трудятся художники-модельеры. Данный этап называется художественным моделированием;
  • После этого, готовые эскизы передаются конструкторам одежды, которые работают с чертежами, видоизменяя их и воплощая рисунки в готовые выкройки. Этот этап носит название технического моделирования.
  • Только после этого начинают решаться вопросы по пошиву изделия на производстве.

Вот и мы с вами сегодня попробуем свои силы в роли конструктора одежды.

2. Приготовьте, пожалуйста, шаблоны из цветной бумаги, ножницы, клей, простой карандаш. Запишите тему урока.
Итак, сейчас мы выполним моделирование по имеющейся модели в масштабе 1:4, на половине детали, т.к. наши фигуры симметричны и не имеет смысла делать целую деталь, если достаточно перевернуть её для получения нужного вида.

(Слайды 9-12)

Перевод нагрудной вытачки в боковой срез

Наклонная вытачка из бокового среза, расположенная ближе к пройме, практически незаметна в готовом изделии, особенно если после перевода ее слегка укоротить.
Наклейте эскиз топа и схему чертежа в тетрадь с левой стороны страницы. Приготовьте шаблон переда платья. Как вы видите, это участок чертежа от линии плеча до линии талии. Именно на этом участке в первую очередь и выполняется моделирование. Нас интересует расположение нагрудной вытачки. Чтобы самым простым образом изменить будущее платье достаточно передвинуть нагрудную вытачку.

Эту вытачку можно перемещать по кругу в любое место детали. Обязательным условием перемещения вытачек является сохранение величин раствора и направление вершин выточки к центру выступающей части тела.

С помощью линейки по образцу наметьте на шаблоне место расположения новой вытачки. Разрежьте вытачку по намеченной линии, не доходя 1мм до конца. Положите шаблон на стол и закройте прежнюю вытачку сдвинув отрезанную деталь. Наклейте полученную деталь в тетрадь рядом с эскизом. На схеме чертежа нанесите линию новой вытачки и сделайте поясняющие надписи.

(Слайды 13-14)

Перевод нагрудной вытачки в линию горловины

Аналогичным образом выполняется ещё одно моделирование с переносом вытачки. Учащимся предлагается частично самостоятельно выполнить моделирование: наметьте новое направление вытачки от горловины. Надрежьте лекало по размеченной линии и по ближайшей к ней стороне исходной вытачки, оставив соединение надрезанной части с остальным лекалом в центральной точке. Закройте вытачку от линии плеча поворотом надрезанной части лекала. В результате образуется новая вытачка от горловины.

(Слайд 15)

Таким образом, мы попробовали изменить основу плечевого изделия и, благодаря эскизам, можем представить, как будет выглядеть новое изделие.

IV. Продолжение формирования знаний и умений.

Устное закрепление.

  • Каковы этапы создания одежды?
  • Для чего служит вытачка?
  • Каковы главные условия при переносе нагрудной вытачки?
  • В какие линии может быть перенесена вытачка?
  • Какова общая последовательность выполнения переноса нагрудной вытачки?

Практическая работа № 1. «Перенос нагрудной вытачки»

(Слайд 16)

Выполнить задания по вариантам:

  • Рассмотреть эскиз, определить, в какую линию чертежа переведена нагрудная вытачка.
  • По этапам перенести нагрудную вытачку, приклеить образец в тетрадь, сделать соответствующие поясняющие надписи.

Практическая работа № 2.  «Нахождение соответствия»

(Слайд 17)

Выполнить задание по вариантам:

  • Рассмотреть эскизы различных плечевых изделий и  имеющиеся образцы чертежей плечевого изделия.
  • Сравнить изображения и найти соответствия между эскизами и чертежами.
  • В последней колонке написать ответы и указать, в какие линии переведены нагрудные вытачки в каждом из вариантов.

V. Контроль знаний и умений учащихся в ходе выполнения практической работы

(Слайды 18-21)

1. Взаимопроверка и выставление отметок учащимися за выполнение практических работ №1 и №2: учащиеся обмениваются рабочими тетрадями и, пользуясь «Листом для проверки», проецируемым на экран выставляют друг другу отметки на листах зелёной ручкой.
2. Проверка практической работы №3.

Практическая работа № 3. «Творческое задание»

(Слайды 22-26)

Нарисовать эскиз платья, в котором вы хотели бы пойти на выпускной вечер в 9 классе, на условном изображении женской фигуры.

VI. Подведение итогов урока

1. Для изменения и улучшения внешнего вида создаваемой одежды иногда достаточно всего лишь перенести нагрудную вытачку и уже на основе полученного шаблона провести необходимое моделирование. Таким образом, при желании, можно создать самые необычные и очень красивые платья.
2. Выставление отметок.
3. Запись «домашнего задания».
4. Уборка рабочих мест.

(Слайд 27)

Используемая литература:

1. Бочкарёва В.Е. Крой и шитьё женского лёгкого платья. М., "Лёгкая индустрия", 1972.
2. Дворецкий И.В., Васильева Т.М. Покупателю об одежде. М., "Экономика", 1975.
3. Ильина Л.Д. Азбука кроя / Худ. Г.Железников. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 160 с.
4. Черемных А.И. Основы художественного проектирования одежды, – М.: Лёгкая индустрия, 1968, с.220.
5. Козлова Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды: Учеб. Для сред. Спец. Учеб. Заведений/ Т.В.Козлова, Л.Б. Рытвинская, З.Н.Тимашева. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., Легпромбытиздат, 1990. – 320 с.; ил.
6. Мельникова Л.В. Методика трудового обучения. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ, – М.: Просвещение, 1985. – 224 с., ил.
7. Орлова Л.В. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.: ил.
8. Программы образовательных учреждений: Технология. Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы. Научные руководители. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. М.: Просвещение, 2000, – 240 с.
9. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). /В.Д.Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В.Синицина и др.; Под ред. В.Д.Симоненко.– М.: Вентана-Граф, 2000. – 240 с.: ил.
10. Технология: 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/Под ред. В.Д.Симоненко. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 176 с.: ил.
11. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учеб. Для 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 191 с.: ил.

Различные интернет-ресурсы по тематике урока:

http://katushenka.ru/2010/03/25/izgotovlenie-plechikov-dlya-odezhdy/
http://www.burdafashion.com/images/repos/1/000/001/854/000001854248
http://gorod.tomsk.ru/index-1251646853.php
http://www.w-image.ru/photo/29-0-2424
http://odensa-sama.ru/wp-content/uploads/2010/09/vykrojka_platya_polnyh2.png
http://odensa-sama.ru/wp-content/uploads/2010/09/vykrojka_platya_polnyh3.png

Приложение 1

Приложение 2