Система работы ДОУ с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении

Разделы: Работа с дошкольниками


Призыв В.В.Путина “Здоровый ребенок – здоровая нация, здоровая нация - здоровое, богатое государство” указывает на необходимость воспитания здорового и гармонично развитого поколения. Поэтому важнейшей задачей современной семьи и дошкольного учреждения является воспитание здорового ребенка, способного проявлять самостоятельность, творчески мыслящего, уверенного в своих силах.

Не только, вопросы охраны здоровья детей, но и проблема мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения. Вместе с тем здоровье детей продолжает находиться в критическом состоянии. Стоит лишь сказать, что из 41 малыша, поступивших в ДОУ в 2010 году, ни один не имел первую группу здоровья.

С 2003 года детский сад работает в статусе экспериментальной площадки по теме: “Разработка целостной системы развития и оздоровления детей со 2-го триместра внутриутробного периода до 7 лет путём сокооперации трех ведомств: образования, здравоохранения и культуры. В декабре 2008 г, на районном научно-методическом совете при Управлении образования г. Добрянка, детскому саду присвоен статус опорного по данному направлению работы.

В сентябре 2009 г. МДОУ “ЦРР Детский сад  №11” получил свидетельство о присуждении статуса Центра инновационного опыта по теме: “Здоровьесбережение и физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста”.

Особое место в данной работе занимают дети из семей, находящихся в социально опасном положении. Резкое увеличение количества таких семей, превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Решение этой проблемы, мы видим, прежде всего, в ранней профилактике асоциальных проявлений в семьях. Профилактические меры должны быть направлены на сохранение и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья.

Сложный характер взаимоотношений, негативная духовная атмосфера, отсутствие традиции, низкий уровень культурных ценностей, существующих в таких семьях, накладывают негативный отпечаток на формирование личности ребенка. Успешная реабилитация таких семей, процесс очень сложный и длительный, он требует изменения всей системы отношений в семье. Поэтому и в процесс оздоровления, физического развития и приобщения к здоровому образу жизни должны быть вовлечены по возможности все члены семьи.

Очень важно, чтобы именно семья почувствовала ответственность за результат. Только такой подход в сочетании с психолого-педагогической помощью педагогов ДОУ даст положительный результат.

Решение задач ранней профилактики и помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, привело к созданию и реализации в ДОУ проекта “Детский сад – планета радости”.

Цель проекта: оптимизация условий психофизического развития детей из семей, находящихся в социально опасном положении в дошкольном образовательном учреждении и технологии взаимодействия МДОУ и семьи в процессе формирования основ здорового образа жизни.

Задачи.

  1. Способствовать повышению уровня квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережения и физического развития детей находящихся в социально опасном положении с использованием здоровьесберегающих технологий.
  2. Разносторонне использовать развивающую и обучающую среду для оптимизации процесса психофизического здоровья детей и их родителей, находящихся в социально опасном положении.
  3. Диагностировать уровень развития и оздоровления детей группы риска, реализовывать индивидуально-дифференцированный подход в процессе здоровьесбережения и физического воспитания детей, находящихся в социально опасном положении

Основные направления реализации проекта “Детский сад – планета радости”.

- интеллектуальное и личностное развитие детей,

- сохранение и укрепление психофизического здоровья детей раннего и дошкольного возраста,

- становление гармоничных отношений между родителями и детьми,

- формирование осознанного отношения родителей к созданию здоровой семьи,

- приобщение родителей к здоровому образу жизни.

Этапы реализации проекта

Этап 1. Подготовительный

- сбор и анализ сведений о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении

- изучение семей, их проблем, запросов.

- подготовка нормативно-правовой базы.

- разработка программы по развитию и оздоровлению детей, не посещающих ДОУ,

- проведение собрания рабочих групп педагогов по реализации программы,

- формирование групп детей и родителей для занятий.

Этап 2: Основной

“Организация продуктивного общения”.

- просвещение родителей и профилактика социально опасных действий.

- консультации воспитателей, специалистов, администрации ДОУ

- функционирование на базе ДОУ психолого-педагогического центра поддержки семей, находящихся в социально опасном положении

- информационные стенды, памятки для родителей.

- посещение семей “группы риска” педагогами и представителями управляющего совета ДОУ.

Дополнительные оздоровительные и развивающие занятия для детей,
находящихся в социально опасном положении и их родителей.

Дополнительная услуга Основные направления работы Форма работы
1 Факультатив “Дошколенок” - Знакомство с окружающим миром

- Речевое развитие

- Физическое развитие

- Музыкальное развитие

- Математическое развитие

- Социально-личностная адаптация в обществе

- Развитие коммуникативных навыков

Группа детей от 3–5 лет
2 Клуб “Дельфинчик” Обучение детей плаванию, формирование основ здорового образа жизни. Совместные занятия детей (от 1,5 до 3 лет) с родителями (дети от 3 до 7 лет)
3 Факультатив “Парная гимнастика” Развитие двигательной активности, формирование основ здорового образа жизни. Совместные занятия родителей с детьми
4 Клуб заботливых родителей “Малышок”.

Развивающие занятия для детей раннего возраста и родителей

Оздоровительный блок (физкультурные занятия, занятия в бассейне, консультации мед. работника).

Развивающий блок (занятия с психологом, логопедом, педагогом, музыкальные занятия, праздники, развлечения).

Воспитательный блок (занятия с психологом, педагогом, консультации с администрацией ДОУ)

Совместные занятия родителей с детьми
5 Кружок: “Волшебная бусинка” Овладение навыками бисероплетения Группа детей старшего дошкольного возраста
6 Кружок “Колобок” Овладение навыками тестопластики Группа детей младшего дошкольного возраста
7 Изостудия “Волшебная кисточка” Развитие навыков рисования.

Знакомство с историей художественного творчества

Группа детей младшего и среднего дошкольного возраста
8 Кружок “Речецветик” Формирование основ правильной речи.

Развитие фонематического слуха, связной речи

Группа детей старшего дошкольного возраста
9 Театральная студия Развитие коммуникативных навыков социально-личностная адаптация в обществе.

Становление гармоничных отношений родителей с детьми

Совместные постановки родителей, педагогов, детей
10 Кружок вокального пения Развитие певческих навыков.

Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы.

Инд. занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста

Для родителей и детей проведены:

  1. Дни открытых дверей ДОУ, день “Здоровья”.
  2. Защита семейных проектов “Сказка на участке” “Герб семьи” “Какого цвета лето”, “Ягодная поляна” “Моя малая родина” “Подвиг моего деда”, “Мой город Добрянка”.
  3. Издание семейных газет, журналов.
  4. Организация совместных походов, экскурсий.
  5. День открытых дверей ДОУ для родителей “Планета радости”.

Повышение уровня квалификации педагогических работников:

  • цикл лекций для педагогов “здоровьесбережение и физическое развитие детей из семей, находящихся в СОП;
  • семинар для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ района “формирование певческих навыков, как метод коррекции психоэмоционального и психофизического состояния детей;

Краевые семинары для педагогов:

  • создание здоровьесберегающей среды в группах для детей раннего и дошкольного возраста;
  • применение здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста и дошкольного возраста;
  • реализация индивидуально-дифференцированного подхода в процессе здоровьесбережения и физического воспитания детей из семей, находящихся в социально опасном положении;
  • презентация опытов работы, мастер-классов, открытых занятий педагогов в рамках проведения семинаров на районном и краевом уровнях.

Этап 3. Оценочный (результативный)

Оздоровление семей, участвующих в программе, улучшение показателей здоровья детей из семей СОП:

  • снижение уровня заболеваемости простудными заболеваниями на 6,2%;

Сохранение показателей успешной адаптации детей к ДОУ:

  • 55% легкая степень адаптации;

Становление гармоничных отношений между родителями и ребенком, воспитание социального материнства и партнерства:

  • переход из группы СОП а “группу риска” – 3 ребенка;
  • переход из “группы риска” в “норму” – 2 ребенка.

Формирование осознанного отношения родителей к созданию здоровой семьи и воспитанию здорового ребенка:

  • посещение дополнительных оздоровительных и развивающих занятий детьми из семей СОП – 15 детей;
  • посещение совместных занятий детей и родителей – 11 семей;
  • участие семей в спортивных соревнованиях, семейных проектах, праздниках, походах, экскурсиях - 15 семей.

Для педагогов МДОУ разработаны:

методические пособия совместных занятий родителей с детьми раннего возраста:

Организация работы с родителями и детьми раннего возраста школа заботливых родителей “Малышок”

“Песенка, звени” - формирование музыкальных навыков у детей раннего возраста.

“Большие секреты маленького человечка” - цикл психолого-педагогических занятий с детьми раннего возраста.

“Двигаемся, играем, растем” - развитие двигательной активности у детей раннего возраста и формирование основ семейного ЗОЖ.

Модели создания здоровьесберегающей и обучающей среды в группах ДОУ и домашних условиях.

Технологические карты, проекты индивидуальных физкультурно–оздоровительных маршрутов, конспекты занятий для планирования работы педагогов с родителями и детьми, находящихся в социально опасном положении..

Картотеки игр, конспекты занятий, схемы для занятий с детьми и их родителями.

Семинары-практикумы, мастер-классы по организации работы с детьми и семьями группы риска.

Для родителей разработаны:

  • Картотеки игр для занятий с детьми в домашних условиях.
  • Методические пособия, сборники по организации занятий с детьми раннего возраста.
  • Методические пособия по созданию здоровьесберегающей, развивающей среды для детей в домашних условиях.

Реализуя данный проект, мы прекрасно понимали всю сложность и ответственность работы с данной категорией семей, поэтому даже незначительные успехи, мы расценивали, как победу. Большую помощь нам оказывали представители Управляющего совета ДОУ, районная детская библиотека, детская поликлиника, работники социальных служб города, за что им огромное спасибо.

Презентация