Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик (-щик). 6-й класс

Разделы: Преподавание русского языка


Цель урока: формировать умение правильно определять, какой суффикс необходимо писать в существительных: -чик или -щик.

Задачи:

  • Обучающие:
    • научиться узнавать суффиксы -чик (-щик)
    • научить правильно писать суффиксы -чик (-щик)
    • устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;
  • Развивающие:
    • развивать орфографическую зоркость, творческие способности учащихся.
  • Воспитательные:
    • вызвать интерес к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

План урока:

I. Организационный момент

– Вы обратили внимание на необычную запись на доске, чего здесь не хватает? (Нет темы урока).
– Оставьте свободную строчку в своих тетрадях. Тему урока вы попробуете сформулировать самостоятельно, и мы вместе ее запишем.
– Сегодня мы продолжаем работу с частью речи нам уже знакомой:

Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья, – вот главный мой секрет:
Когда процесс и признак я обозначаю,
То их всегда представлю как предмет.

– Что это за часть речи? (Существительное)
– А начнем мы сегодня с орфоэпической разминки.
– Что изучает орфоэпия?
– Итак, произносим слова вслух четко, правильно расставляя ударение:

Партер, столяр, договор, начал, красивее, щавель, начала, медикаменты, процент, статуя, инструмент, шофёр, положил, документ, километр, случай, хозяева, баловать, квартал, украинский, прожил, столяр, разбаловаться, атлас, звонит, тефтели, пихта, торты, красивее, творог.

– Запишите все эти слова, расставьте ударение. (Еще раз читаем вслух по записи в тетрадях)

II. Изучение новой темы

Ученик у доски записывает слова под диктовку: барабанщик, пулеметчик, резчик, красильщик.

– Какая морфема в словах вызывает затруднение в написании? (Суффикс)
– Почему? (Произношение и написание не совпадают)
– Выделите суффиксы в существительных.
– Кто уже сможет сформулировать тему урока? (записываем на доске).
– Чтобы правильно выбрать суффикс, необходимо знать правило. Мы попробуем его сформулировать сами.

Запись под диктовку у доски и в тетрадях:

ДокладчикМойщик
СоветчикСтекольщик
ЗаказчикКаменщик
ПереписчикКомпьютерщик
Перебежчик Шарманщик

(выделить суффиксы)

– Что, по-вашему, является условием выбора орфограммы? (Согласная перед суффиксом, подчеркнуть в каждом слове)

Выписать: д-т, з-с, ж – -чик
Остальные – -щик

– Кто подскажет, как может звучать наше правило?
– Правильность ответа проверим в учебнике на стр. 102
– Ребята, кто догадался, какое значение придает суффикс -чик существительному? (Суффикс -чик придает существительному значение лица, причем мы можем догадаться и о профессии этого лица).

III. Физкультминутка

Примерный комплекс упражнений-физкультминуток для учащихся. Разработан в Научном центре здоровья детей РАМН и рекомендован для проведения учителями на уроках.

А) Гимнастика для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 2-3 раза

Б) Для улучшения мозгового кро­вообращения

1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле.
1 – голову на­клонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п. (Повто­рить 3-4 раза. Темп медленный).

2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.: 3 – поворот головы налево; 4 – и.п.( Повторить 4-5 paз. Темп медленный.)

3. Упражнение для мобилизации внимания (можно включить перед творческой работой)
И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7-8 – хлопки руками над головой; 9 – опус­тить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13-14 – хлопки руками по бедрам. (Повторить 4-6 раз. Темп: 1 раз – медленный; 2-3 раза – средний; 3-4 – быстрый; 1-2 – медленный).

IV. Закрепление

1. Выявление суффикса. «Четвертое лишнее»

Объездчик, разведчик, водопроводчик, фонарик (лишнее «фонарик», т.к. у него нет суффикса -чик).

2. Игра «Кто я такой?» (ученик у доски)

– Работник, занимающийся разноской, доставкой чего-нибудь? (Разносчик – записывает это слово на доске и выделяет орфограмму)
– Человек, выписывающий газету «Воложка» или любое другое периодическое издание? (Подписчик)
– Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке.(Каменщик)
– Рабо