Конспект занятия по развитию речи "Путешествие-фантазия"

Разделы: Логопедия


Цель: создать условия для:

  • проявления способности передавать свое восприятие, ощущение окружающих предметов, среды в виде образов;
  • переживания эмоциональных состояний: радость, грусть, огорчение, удовлетворение. А также помочь детям понять, как можно управлять своим психоэмоциональным состоянием.
  • комплексного решения задач по развитию речи.

Задачи:

  • Обогащение, активизация словаря, знаний по теме: «Транспорт. Среда передвижения» (гребень волны, накатывается, воздушная яма, плавная посадка, высота полета, вздымается волна бурливо, захватывает дух, глубокая морская впадина, корабле-авианосце, кораллы)
  • Звуковой культуре речи: четкое произношение звуков, развитие правильного длительного ротового выдоха, выработка умения регулировать силу голоса, интонаций.
  • Подготовка к обучению грамоте: согласование существительных с прилагательными, развитие связной речи.
  • Продолжать формировать культуру речевого общения.

Оборудование:

  • Гуашь, кисти, сигналы (красный, синий, зеленый) для каждого ребенка.
  • Тонированный под море лист ватмана (разрезанный на части, центральная часть для педагога, а остальные для детей).
  • Магнитофон. Музыкальный диск «Садко». Игрушки: самолет, дельфин, кукла Незнайка.

Подготовка к занятию:

Проводится предварительная работа с необходимым количеством детей на индивидуальных занятиях: заучивание стихов, загадок, упражнений-имитации.
Подготавливаем рабочее место для каждого ребенка (гуашь, кисти, сигналы, «часть моря»).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент: «Знакомство и приветствие»

– Давайте представим, что вы не можете говорить, но нам надо познакомиться и поприветствовать друг друга.
– Кто из вас Рома? Таня? (Когда дети слышат свое имя, они жестами показывают на себя и приветствуют друг друга: поклоном, машут рукой, имитируют снятие головного убора и т.д.)

2. Дидактическая игра «Путешествие»

– Дети, а вы любите путешествовать?
– Да.
– На чем можно путешествовать? (Выслушиваю ответы детей)
– Вот сейчас мы с вами отправимся путешествовать на разных видах транспорта, а каких, догадайтесь сами.

Один из детей делает упражнение самолет (предварительная работа).

– Внимательно наблюдайте за Никитой. Как вы думаете, что он изображает?
– Самолет.
– Что делает самолет?
– Летает.
– Где? Вот самолет (беру игрушечный самолет) плавно взлетает, быстро летит, на пути встречаются воздушные ямы (опускаю резко самолет).
– Куда попал самолет? (Опрашиваю 2-4 детей и предлагаю повторить хором).
– Самолет завершает полет плавной посадкой. Перед нами аэродром, а на нем много самолетов (предлагаю детям лечь на ковер).
– Летчики заводят моторы и самолеты … Что делают самолеты? (Выслушиваю ответы детей)
– Разгоняются, отрываются от земли, взлетают, летят (предлагаю детям имитировать полет).

Один из детей рассказывает стихотворение (предварительная работа):

Летит птица-небылица
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит…

– Какие внизу деревья?
– Маленькие.
– Ой, кто там передвигается? Человек или муравей? Что еще вы увидели? (Опрашиваю 3- 4 детей).
– Давайте полюбуемся нашей землей с высоты полета. Откуда мы любуемся? (Выслушиваю 2-3 ответа детей).

Один из детей загадывает загадку (предварительная работа):

Я вижу как кто-то невидимый, прозрачный
Бежит по травке луговой,
Кивают маки головой.
Бежит по речке голубой –
Речка сделалась рябой.

– Что это? Почему вы так решили? Ветер это хорошо или плохо? Почему вы так считаете?

Дидактическая игра «Море-океан»

– Под нами море-океан (беру в руки игрушку дельфина). Какая в море вода? (отдаю ребенку дельфина, дети, передавая друг другу игрушку, называют слова-признаки).
– А по воде бегут волны и шепчут:

«В тихую погоду нас нет нигде,
А ветер подует – бежим по волне»

Предлагаю повторить стишок три раза: шепотом, вполголоса и громко.

– А что там плывет по морю?

Двое детей, изображают пароход: садятся на ковер, соединяя ноги и руки (предварительная работа).
Предлагаю совершить посадку на этом корабле-авианосце (имитируем посадку) и поплывем на нем.

– Подойдите к борту (имитирую качку на корабле), да будьте осторожны, не упадите.

Игра: «Морское дно»

– Что вы видите на дне моря? (Выслушиваю детей).
– Я что-то не вижу кораллов. Украсим дно кораллами? Подзываю детей к столам, предлагаю каждому капнуть краску на свой лист бумаги (части от ватмана-моря, которые с начала занятия находятся у детей на столах).
– Родился маленький коралл, помогите ему вырасти. Стать большим – раздуйте.
– Несите свои рисунки и выложим дно глубокой морской впадины. Что мы выложили?
– Дно – глубокую морскую впадину (опрашиваю 2-4 детей, если ребенок затрудняется назвать, проговариваю сама, делая акцент на окончаниях, и предлагаю повторить хором).
– Чем мы любуемся?
– Глубокой морской впадиной (опрашиваю несколько детей).
– О чем мы будем вспоминать?
– О глубокой морской впадине (опрашиваю несколько детей).
– Какое красивое море! (Предлагаю произнести с восклицательной и вопросительной интонацией хором).

Дидактическая игра «Волна»

– А в это время спит в глубинах морская волна (предлагаю лечь на ковер по кругу, взявшись за руки).
– Вот вздымается волна бурливо (поднимаюсь сначала на колени, потом встаю. Жестом предлагаю детям повторять за мной). Бежит по гребню морская волна (делают волну руками), волна перекатывается и бежит к берегу (расходимся, продолжая держатся за руки), вновь откатывается в море (сходимся медленно к центру круга), волнуется и с новой силой накатывается на берег, рассыпается на мелкие брызги (дети «рассыпаются» по ковру).

Дети повторяют упражнение волна.

Начиная шепотом и заканчивая полным голосом, читаю:

«В тихую погоду нас нет нигде,
А ветер подует, бежим по волне»

– Просачивается вода в песок.

Релаксация

(Шепотом) Остались на песке лишь капельки воды (дети ложатся на ковер). Вот ушли, растаяли ножки, вот руки просочились сквозь песок. Нет рук, нет ног, живот и спинка исчезли, и головка уходит в песок. Нет ни одной водяной капли на песке. Тихо, тихо. Прибежали ребятишки, легли на берегу, нежатся на солнышке, отдыхают и вдруг:

Дидактическая игра «Автобус»

– Что за чудо вижу я на берегу?

Один из детей загадывает остальным загадку (предварительная работа):

Что за чудный этот дом,
Окна светятся кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином.

– Что это за чудо? (Выслушиваю ответы детей)
– Почему вы так решили?
– Давайте превратимся в автобус:

На четыре ноги мы наденем сапоги,
Перед тем как надевать,
Будем обувь надувать (дуем)

– И поедем в гости к Незнайке.

«Игра с Незнайкой»

Предлагаю детям поздороваться с Незнайкой. Незнайка спрашивает: «Вам понравилось путешествовать?»

– Скажите так, чтобы Незнайка по вашей интонации и жестам сразу это понял.
– Незнайка предлагает поиграть с ним. Возьмите сигналы и сядьте на ковер, сигналы разложите перед собой. Если я называю воздушный транспорт – вы поднимаете синий сигнал, наземный – красный, водный – зеленый.

Итог занятия

– На чем мы сегодня путешествовали?
– На чем вы бы еще хотели попутешествовать?
– Предлагаю следующий раз отправиться на остров плакс и ревунов.

Используемая литература:

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. 2005 г.
2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения. М. 1995 г.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.1990 г.