Комплексное итоговое занятие по развитию речи "Прогулка в осенний лес"

Разделы: Логопедия


Задачи занятия.

  • Образовательная: закрепить представления детей о признаках осени: стало холоднее, небо покрыто серыми тяжёлыми тучами, облетают листья с деревьев и кустарников, листопад, вянет, желтеет травка, птицы улетают в тёплые края, день становится короче, а ночь длиннее; закрепить названия листьев и деревьев; активизировать словарь по теме Осень. Деревья»; закрепить знание детьми цветов и оттенков осенних листьев.
  • Развивающая: помочь детям через наглядные пособия, дидактические игры развить память, воображение, мелкую моторику, эстетическое восприятие.
  • Воспитательная: воспитывать наблюдательность, внимание, умение видеть красоту осенней природы, чуткое и бережное отношение к природе и окружающему нас миру.

Материалы и оборудование:

  • Для воспитателя и логопеда: иллюстрации картин об осени, гербарий. Осенние листья, иллюстрации деревьев, плакат с изображением дерева для коллективной аппликации, дидактическая игра «С какой ветки эти детки», звукозапись П.И.Чайковского «Времена года» – «Октябрь, осенняя песня», колокольчик, мяч.
  • Для детей: цветная бумага (оттенки осенних листьев), ножницы, клей, салфетки.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин по теме «Осень», прогулки с целью ознакомления с деревьями и кустарниками на территории детского сада, прогулки с родителями в лесопарк, собирание гербария, заучивание стихов, загадок пословиц и поговорок об осени, составление описательных рассказов о деревьях, сравнительных о листьях.

Словарь: отлёт птиц, листопад, багряный, лиловый, кленовый, дубовый, берёзовый, осень золотая, пёстрая, листья кружатся, опадают, перелётные птицы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительная беседа об осени

Логопед: Ребята, сегодня мы приглашаем вас совершить прогулку в лес. (В группе подготовлена выставка иллюстраций по теме «Осень. Деревья», на коврике лежат осенние листья, представлен гербарий, букет из осенних листьев и ягод.)
– Какое сейчас время года? (Осень)
– Как вы догадались? (Листики на деревьях желтеют, краснеют, опадают).
– Давайте сейчас вместе расскажем об осени. Я буду начинать предложения, а вы их заканчивайте.

  • Осенью солнце светит (как?) … (слабее, меньше, редко).
  • Осенью небо покрыто (чем?) … (серыми тяжёлыми тучами).
  • Осенью часто идут … (дожди).
  • Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут).
  • Осенью листья опадают, начинается … (листопад).
  • Осенью улетают на юг … (перелётные птицы).
  • Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).
  • Осенью в лесу собирают … (грибы, ягоды).
  • Осенью люди надевают … (тёплую одежду).
  • Осенью в домах топят …( печки).

– Ребята, вы хорошо справились с заданием. А теперь подойдите к выставке иллюстраций.

2. Рассматривание иллюстраций лиственных и хвойных деревьев, гербария и осеннего букета

Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать загадку:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.

– Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это дерево. Весной оно нас веселит своими первыми зелёными листочками, летом даёт нам прохладу, тень в жаркий день, осенью дерево дарит свои плоды, а зимой дровами топят печи в деревнях, и это тепло согревает людей.
– Давайте вспомним, какие листики бывают осенью? (Золотые, красные, оранжевые, багряные, лиловые).
– Все ли деревья сбрасывают листья осенью? (Только лиственные)
– Назовите лиственные деревья? (Дуб, берёза, осина, каштан, клён и др.)
– Назовите хвойные деревья. (Ель, сосна, кедр)
– Какое дерево имеет иголочки, но сбрасывает их? (Лиственница)
– Давйте назовём листья в нашем букете. (Листья дуба, ветки рябины с ягодами, клён)

Логопед: Вы хорошо знаете листья деревьев. Давайте поиграем в игру.

3. Игра «Назови листочек одним словом»

Логопед: Я буду называть листья и ветки разных деревьев, а вы их называете одним словом, говорите, какой лист или какая ветка.

  • Лист дуба (какой?) – дубовый
  • Лист клёна – кленовый
  • Лист осины – осиновый
  • Лист ивы – ивовый
  • Лист каштаны – каштановый
  • Ветка рябина – рябиновая
  • Ветка сосны – сосновая
  • Ветка ели – еловая
  • Лист тополя – тополиный

Логопед: Молодцы, ребята! Посмотрите на эти два дерева и назовите их.

4. Сравнение двух деревье – дуба и берёзы

Воспитатель: Я попрошу вас, ребята, найти, чем похожи эти два дерева и чем различаются.

  • И у дуба и у берёзы есть ствол, крона, ветки, листья, почки, кора, корни, плоды.
  • У дуба ствол толстый, а у берёзы тоньше.
  • У дуба кора коричневая, а у берёзы белая с чёрными кармашками.
  • У дуба кора толстая, а у берёзы тонкая.
  • У дуба жёлуди, а у берёзы серёжки.
  • У дуба листья большие, овальные, резные, а у берёзы – треугольные и маленькие.

Воспитатель: давайте с вами поиграем с листиками дуба и берёзы.

5. Игра с колокольчиком «Найди своё дерево»

Воспитатель: Возьмите себе по два листика одного и того же дерева. Пока звенит колокольчик, листики летают, кружатся. Как только колокольчик перестанет звенеть, нужно подбежать к своему дереву и поднять листики вверх. Проводится игра.
Воспитатель: А теперь самое время отдохнуть на нашей лесной полянке.

6. Физкультурные минутки

Ветер дует нам в лицо (машем ладошками на лицо)
Закачалось деревцо (руки вверх, покачивания слева направо)
Ветер тише, тише, тише (опускаем руки, приседаем)
А деревья выше, выше (поднимаемся, руки вверх).

* * *

Осенние листочки

Мы – листочки, мы – листочки, мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели, ветер дунул – полетели. (Летать)
Мы летали, мы летали, а потом летать устали. (Остановились)
Перестал дуть ветерок – мы уселись все с кружок. (Сели в круг)
Ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул. (Полетели)
Все листочки полетели и на землю тихо сели. (сели)

7. Чтение стихов об осени, поговорок и пословиц, выученных по программе старшей группы

Воспитатель: Мы с вами очень много говорили об осени, учили раньше стихи, пословицы, поговорки, отгадывали загадки. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети читают стихи.

Листопад. И. Бунин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

* **

Осень. В. Авдиенко

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый – кленовый.

* * *

Сентябрь лето кончает, а осень начинает.
Осень запасиха, а зима подбериха.
Осенний день год кормит.

Воспитатель: Осень – красивое время года, об осени не только писали стихи, картины, но и сочиняли музыку. Сегодня мы прослушаем с вами музыку П.И. Чайковского «Октябрь, осенняя песня». Под эту музыку мы станем украшать наше деревце осенними листочками.
– Какие это листики? (Кленовые)
– Какое осеннее дерево у нас получится? (Клён)

8. Прослушивание музыки П.И. Чайковского «Октябрь, осенняя песня» из цикла «Времена года»

9. Коллективная аппликация – «Осенний клён»

Дети под музыку наклеивают свои листочки на ветки клёна, нарисованного на большом ватмане.

10. Итог занятия

– Какое дерево у нас получилось? (Кленовое – клён)
Посмотрите, какие красивые листики, какое нарядное осеннее дерево. Наша природа очень хороша. Её нужно любить, беречь, помогать ей, чтобы она нам дарила свою красоту, радость, здоровье. В выходные дни постарайтесь вместе с родителями прогуляться по осеннему лесу, послушать птиц, походить по осеннему коврику из листьев и послушать, о чём они вам говорят, когда шуршат под вашими ногами.

Литература:

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. Издательство «Мозаика-синтез», Москва, 2010.
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2001.
  3. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательский дом «Карапуз». Творческий центр «Сфера», Москва, 2009.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. «Осень». Серия «Практическая логопедия», Москва, 2001.
  5. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе. Пособие для логопедов и воспитателей логопедических групп. Серия «В помощь логопеду». Москва, 1998.
  6. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.«Владос». Москва, 1994.