Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Цикл занятий по развитию сенсомоторики младших школьников с умственной отсталостью

Разделы: Школьная психологическая служба


На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он обычно говорит.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления. В настоящее время Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова разработали программу курса коррекционных занятий и серию методических рекомендаций «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его знакомство с окружающим миром.

Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества. Это ставшие уже привычными – рисование, аппликация, лепка, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные, мало использующиеся в практике работы педагогов – выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись; оригами и другое. Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.

Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие – использование в образовательном процессе различных приемов: дидактические игры, игры с песком, водой, кубиками, конструктором, мозаиками, графические игровые упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, подвижные игры, физкультурные упражнения игрового характера и так далее. «Пальчиковый игротренинг» включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук; динамические игровые упражнения; пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

Однако анализ работы педагогов с умственно-отсталыми детьми, позволяет сделать вывод, что в специальных образовательных учреждениях мало внимания уделяется развитию сенсомоторики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью развития сенсомоторики у младшего школьника с умственной отсталостью и недостаточной методической разработанностью вопроса о необходимых и достаточных условиях, обуславливающих данное развитие.

Целью занятий является: создание условий для развития сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью.

Задачи:

  • Способствовать коррекции зрительно-двигательной и моторной координации ребенка.
  • Осуществлять коррекцию осязания и мелкой моторики ребенка.
  • Способствовать развитию зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания.

Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Но коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся.

Принципы построения занятий:

  • системность и последовательность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятий;
  • доступность;
  • развивающий и воспитывающий характер учебного материала.

Занятия рассчитаны на 11 недель. Всего 11 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество детей в группе не более 10 человек в возрасте 7-9 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Особенности детей с умственной отсталостью с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Вследствие этого, занятие представляет собой игру-оболочку, которая состоит из 4 частей и осуществляется в течение 40 минут.

Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.

Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются данные упражнения в течение 3 минут. Использованные в занятиях упражнения представлены в Приложении 1.

Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе – на развитие восприятия. По времени выполнение данных упражнений занимает 5-10 минут. Использованные игры и упражнения для разминки представлены в Приложении 2.

Основная частьзанятия (третья) состоит из задания изобразительного характера: лепкой, рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. По времени эта часть занимает 15-20 минут. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно провести пальчиковые игры и упражнения. Описание изобразительных техник представлено в Приложении 3, пальчиковые игры, упражнения – в Приложении 4.  В использованные на занятиях игры малой подвижности, представлены в Приложении 5.
Четвертая часть занятия – упражнения на релаксацию (Приложение 6), сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. На нее отводится 3 минут.
Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: все дети и педагог встают в круг и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те!!!», произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я!!!».

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

1 Хоровод у елочки 1
2 Я слепил снеговика 1
3 Сказочные деревья 1
4 В гости к сказке 1
5 Цветные автомобили 1
6 Зимний пейзаж. 1
7 Необычная вышивка 1
8 От домика к домику 1
9 Вини-Пух и все-все-все 1
10 Кораблики в море 1
11 Звездное небо 1

Содержание занятий

Тема 1. Хоровод у ёлочки

Цель: развитие сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции тонкодифференцированных движений пальцев и кисти под визуальным контролем, активизация процессов произвольной регуляции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 1, 3. Упражнения для развития мелкой моторики: «Фонарики»
  2. Разминка: упражнения «Путаница» и «Сложи узор».
  3. Пальчиковая игра «Помощники». Изобразительное творчество: тычок жесткой полусухой кисточкой «Наша елка в Новый год». Игра малой подвижности «Веселые снежинки».
  4. Упражнение на релаксацию «Отдых».

Тема 2. Я слепил снеговика

Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия, глазомера, образно-пространственно-кинестетической интеграции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 2, 3. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак – ребро – ладонь», «Фонарики».
  2. Разминка: упражнения «Чем похожи?» и «Построй башню».
  3. Пальчиковая игра «Четыре братца». Изобразительное творчество: аппликация из скомканной бумаги «Снеговик». Игра малой подвижности «Вокруг снеговика».
  4. Упражнение на релаксацию «Плывем в облаках».

Тема 3. Сказочные деревья.

Цель: тренировка манипуляционных движений на базе сенсомоторных интеграций (визуально-моторной, вестибулярно-визуальной) и произвольной регуляции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 3, 4. Упражнения для развития мелкой моторики:: «Кулак, ребро, ладонь», «Фонарики», «Дом – ежик – замок».
  2. Разминка: упражнение «Чайник с крышечкой», игра «Тени».
  3. Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики». Изобразительное творчество: оттиск печатками «Деревья в волшебном лесу». Игра малой подвижности «Елка, береза, дуб».
  4. Упражнение на релаксацию «Плывем в облаках».

Тема 4. В гости к сказке.

Цель: отработка глазо-ручной координации, развитие произвольной регуляции, концентрации внимания, усидчивости

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 5, 6. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак, ребро, ладонь», «Фонарики», «Дом – ежик – замок» «Гусь – курица – петух».
  2. Разминка: игра «Колпак мой треугольный», Упражнение по дорисовыванию симметричной половины изображения.
  3. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики». Изобразительное творчество: монотипия «Сказочные картинки».  Игра малой подвижности «Хочешь с нами поиграть?»
  4. Упражнение на релаксацию «Порхание бабочки»

Тема 5. Цветные автомобили.

Цель: развитие сенсомоторной интеграции, способности моделировать (визуально-пространственной координации).

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 6, 7. Упражнения для развития мелкой моторики: «Фонарики», «Дом – ежик – замок», «Гусь – курица – петух», «Зайчик – колечко – цепочка».
  2. Разминка: упражнение «Собери фигуру» и игра «Ночной поезд».
  3. Пальчиковая игра «Четыре братца». Изобразительное творчество: оригами «Автомобиль», конкурс на самый быстрый сделанный автомобиль «Авторалли». Игра малой подвижности «Светофор».
  4. Упражнение на релаксацию «Радуга».

Тема 6. Зимний пейзаж.

Цель: познание различных сенсорных оттенков воспринимаемых систем, развитие визуально – моторно-кинестетической интеграции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 7, 8. Упражнения для развития мелкой моторики: «Дом – ежик – замок», «Гусь – курица – петух», «Зайчик – колечко – цепочка», «Ножницы – собака – лошадка»,
  2. Разминка: упражнения «Костер», «Графический диктант».
  3. Пальчиковая игра «Прогулка». Изобразительное творчество: аппликация из ватных дисков «Зимний лес». Игра малой подвижности «Палочки».
  4. Упражнение на релаксацию «Радуга».

Тема 7. Необычная вышивка

Цель: развитие сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции тонкодифференцированных движений пальцев и кисти под визуальным контролем, активизация процессов произвольной регуляции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 8, 9. Упражнения для развития мелкой моторики: «Гусь – курица – петух», «Зайчик – колечко – цепочка», «Ножницы – собака – лошадка», «Зайчик – коза – вилка».
  2. Разминка: игра «Поставь пальчик», упражнение «Копировщики узоров».
  3. Пальчиковая игра «Пять пальцев». Изобразительное творчество: вышивка на картоне «Во